Автор: Слипко Лариса Ивановна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Тарко-Сале, ЯНАО
Наименование материала: коррекционное занятие
Тема: Разработка коррекционно-развивающего занятия по теме: «Эмоции и чувства людей ».
Раздел: начальное образование
МБОУ «СОШ № 3»
Разработка коррекционно-развивающего занятия по теме:
«Эмоции и чувства людей ».
Составила
педагог-психолог
Слипко Л.И.
г. Тарко-Сале
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность: Нравственное развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать с
развития эмоциональной сферы.
Эмоциональная
сфера
у
учащихся
младших
классов
с
ОВЗ
(ЗПР,
лёгкая
степень
умственной
отсталости)
характеризуется
незрелостью
и
недоразвитием.
У
них
наблюдается
отставание
в
развитии
эмоций,
наиболее
выраженными
проявлениями
которого
является
эмоциональная
неустойчивость,
лабильность,
лёгкость
смены
настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно
переходят от смеха к плачу и наоборот.
Отмечается
не
толерантность
к
фрустрирующим
ситуациям.
Незначительный
повод
может
вызвать
эмоциональное
возбуждение
и
даже
резкую
аффективную
реакцию,
неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению
к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на
действие личности, а на саму личность.
Нередко у учащихся младших классов отмечается состояние беспокойства, тревожность.
Дети
склонны
к
полярным,
лишённым
тонких
оттенков
эмоциям.
Их
эмоции
поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и резким изменениям.
Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально
развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно
опознаются только конкретные эмоции. Существенные трудности вызывает понимание
эмоциональных состояний изображённых на картинке персонажей. Ещё хуже опознаются
собственные эмоциональные состояния. Они недостаточно соотносят движения и жесты
персонажей
картины
с
внутренним
состоянием,
передаваемым
этими
движениями.
Допускают неточности, искажения при толковании мимики персонажей, неправильно
определяют сложные переживания, сводя их к более простым.
Учащиеся
начальных
классов
коррекционной
школы
слабо
контролируют
свои
эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.
Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения, воспитания и
общения
ребенка.
Формирование
эмоциональной
сферы
является
важнейшей
составляющей
личности
ребенка
и
обеспечивает
необходимую
социально-
психологическую адаптацию в окружающем его мире.
Словарь
Настроение
–
устойчивое
переживание
каких-либо
эмоций
в
течение
сравнительно
продолжительного отрезка времени.
Чувство – высшая, культурно обусловленная устойчивая во времени эмоция человека,
связанная с некоторым социальным объектом и имеющая для него личностное значение.
Эмоции
–
реакции
человека
на
воздействия
внутренних
и
внешних
раздражителей,
имеющих ярко выраженную субъективную окраску, обычно носят ситуативный характер
и выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением
потребностей человека в данный момент.
Цель занятий: способствование овладению навыкам управления своей эмоциональной
сферой:
развитие
у детей
способности
понимать,
осознавать
свои
и
чужие
эмоции,
правильно их выражать и полноценно переживать.
Задачи:
Научить детей распознавать чувства, эмоции.
Расширить представления детей об эмоциях.
Ознакомить детей со схематическим изображением эмоций.
Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка;
Способствовать
развитию
эмоциональной
саморегуляции
и
позитивных
взаимоотношений с окружающими.
Методические приёмы:
1.
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами,
настроениями.
2.
Игры-упражнения.
3.
Рисование эмоций, настроений.
4.
Релакс-кресло (снятие мышечного напряжения).
Предмет работы: эмоциональная сфера у учащихся младшего и среднего звена с ОВЗ.
Контингент: учащиеся младшего и среднего звена (VII, VIII вида).
Форма работы: индивидуальные занятия.
Продолжительность занятия: 40 минут (1 академ.ч).
Чтобы
избежать
переутомления
детей,
занятие
возможно
сократить,
изменить
последовательность частей, в соответствии с настроением учащегося.
Ход занятия
I. Организационный момент. Разминка.
Упражнение «Комплимент».
Правила:
Обращаться к собеседнику по имени.
Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
- Для чего мы начали наше занятие с упражнения «Комплимент»?
- Что вы чувствуете, когда у вас хорошее настроение?
- На что похоже ваше хорошее настроение?
- А что же такое настроение?
- В словаре настроение толкуется как внутреннее эмоциональное состояние.
Релакс-кресло (снятие мышечного и эмоционального напряжение)
II. Работа по теме занятия.
1) Презентация « Эмоции».
- Какие группы эмоций вы узнали?
2) Игра « Кто больше знает?»
- Назовите различные эмоции. Участник отыскивает среди фотографий на доске
изображение с данными эмоциями, группируя их на положительные и отрицательные.
(Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, забота, страх, удивление, потрясение,
горе, испуг, ярость).
- Какие эмоции называются положительными и отрицательными?
Работа по презентации
3) Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»
(Дети поднимают белую либо чёрную сигнальную карточку, в зависимости от того,
положительным или отрицательным является названный герой, объясняя ответ).
Баба-Яга
Вини -Пух
Золушка
Иван Царевич
Серый волк
Крошечка -Хаврошечка
Василиса Прекрасная
Кощей Бессмертный
Конёк - Горбунок
Змей Горыныч
Белоснежка
Леший
Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих
положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции –
это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И
отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Эмоции
испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах.
По-другому животные ничего не могут объяснить. Человек же может сдержать свои
эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои
эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.
4) Игра « Учимся читать эмоции по жестам».
Дети по очереди у доски демонстрируют движения, жесты и мимику, обозначающие:
Отказ
Согласие
Угрозу
Смех
Печаль
Испуг
5) Оздоровительная минутка « Слушай внимательно!».
Педагог-психолог совершает одно движение, а называет другое.
Например, говорит психолог: «Поднимите руки вверх, а сам хлопает в ладоши».
6). Слушание и анализ рассказа в. Сухомлинского «Почему плачет синичка»
(читает педагог-психолог).
Рассказ «Почему синичка плачет»
Вдали, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка
Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.
Около дома рос ветвистый тополь.
- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, Привязал к ветвям верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и
давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке
птенчики маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синички гнездышко и думает:
- Почему же она плачет?
Вопросы ребёнку:
-А как ты думаешь, почему синичка плакала?
- Как бы ты поступил после того, как заметил, что синичка волнуется за своих птенцов?
- В чём здесь могло проявиться сопереживание детей по отношению к синичке и её
птенцам?
- Приведи примеры из своей жизни, когда ты наблюдал(а) сопереживание одних людей
по отношению к другим?
- Приходилось ли тебе испытывать чувство переживания за своих товарищей, близких
или знакомых?
Итог урока.
- Что ты узнал о чувствах и эмоциях.
- От чего зависит: приятные или неприятные чувства испытывает человек? ( От
полученных им эмоций: положительных или отрицательных)
- Нарисуй человечка, который испытывает те же самые чувства и эмоции, что и вы в
данный момент.
Домашнее задание.
Закончи предложение, используя знания, полученные на уроке.
Мне хорошо, если…
Мне нравится, когда…
Если я заболею, то…
Меня раздражает…
Мне нравятся взрослые…
Я всегда улыбаюсь, когда…
Если мне повезло…
Мне нравятся люди…
Мне не нравятся взрослые, которые …
Если мне грустно…
Мне не нравится, когда…
Когда я смотрю на себя в зеркало…
Если мне наступили на ногу…
Мы всегда в долгу перед…
В хорошей школе всегда…
Чтобы иметь друзей, надо…
Если видишь недостатки человека…
На этом наше занятие подошло к концу.
Спасибо большое за активное участие.
Список используемой литературы:
Хухлаева О.В. Лесенка радости. –М.:Совершенство,1998г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: Сфера,1996г.
Лук А.Н. Эмоции и личность.-М.:Знание,1982г.
Сухомлинский В.А. Рассказы