Напоминание

Разработка коррекционно-развивающего занятия по теме: «Эмоции и чувства людей ».


Автор: Слипко Лариса Ивановна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Тарко-Сале, ЯНАО
Наименование материала: коррекционное занятие
Тема: Разработка коррекционно-развивающего занятия по теме: «Эмоции и чувства людей ».
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «СОШ № 3»

Разработка коррекционно-развивающего занятия по теме:

«Эмоции и чувства людей ».

Составила

педагог-психолог

Слипко Л.И.

г. Тарко-Сале

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность: Нравственное развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать с

развития эмоциональной сферы.

Эмоциональная

сфера

у

учащихся

младших

классов

с

ОВЗ

(ЗПР,

лёгкая

степень

умственной

отсталости)

характеризуется

незрелостью

и

недоразвитием.

У

них

наблюдается

отставание

в

развитии

эмоций,

наиболее

выраженными

проявлениями

которого

является

эмоциональная

неустойчивость,

лабильность,

лёгкость

смены

настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно

переходят от смеха к плачу и наоборот.

Отмечается

не

толерантность

к

фрустрирующим

ситуациям.

Незначительный

повод

может

вызвать

эмоциональное

возбуждение

и

даже

резкую

аффективную

реакцию,

неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению

к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на

действие личности, а на саму личность.

Нередко у учащихся младших классов отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Дети

склонны

к

полярным,

лишённым

тонких

оттенков

эмоциям.

Их

эмоции

поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и резким изменениям.

Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально

развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно

опознаются только конкретные эмоции. Существенные трудности вызывает понимание

эмоциональных состояний изображённых на картинке персонажей. Ещё хуже опознаются

собственные эмоциональные состояния. Они недостаточно соотносят движения и жесты

персонажей

картины

с

внутренним

состоянием,

передаваемым

этими

движениями.

Допускают неточности, искажения при толковании мимики персонажей, неправильно

определяют сложные переживания, сводя их к более простым.

Учащиеся

начальных

классов

коррекционной

школы

слабо

контролируют

свои

эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.

Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения, воспитания и

общения

ребенка.

Формирование

эмоциональной

сферы

является

важнейшей

составляющей

личности

ребенка

и

обеспечивает

необходимую

социально-

психологическую адаптацию в окружающем его мире.

Словарь

Настроение

устойчивое

переживание

каких-либо

эмоций

в

течение

сравнительно

продолжительного отрезка времени.

Чувство – высшая, культурно обусловленная устойчивая во времени эмоция человека,

связанная с некоторым социальным объектом и имеющая для него личностное значение.

Эмоции

реакции

человека

на

воздействия

внутренних

и

внешних

раздражителей,

имеющих ярко выраженную субъективную окраску, обычно носят ситуативный характер

и выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением

потребностей человека в данный момент.

Цель занятий: способствование овладению навыкам управления своей эмоциональной

сферой:

развитие

у детей

способности

понимать,

осознавать

свои

и

чужие

эмоции,

правильно их выражать и полноценно переживать.

Задачи:

Научить детей распознавать чувства, эмоции.

Расширить представления детей об эмоциях.

Ознакомить детей со схематическим изображением эмоций.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка;

Способствовать

развитию

эмоциональной

саморегуляции

и

позитивных

взаимоотношений с окружающими.

Методические приёмы:

1.

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами,

настроениями.

2.

Игры-упражнения.

3.

Рисование эмоций, настроений.

4.

Релакс-кресло (снятие мышечного напряжения).

Предмет работы: эмоциональная сфера у учащихся младшего и среднего звена с ОВЗ.

Контингент: учащиеся младшего и среднего звена (VII, VIII вида).

Форма работы: индивидуальные занятия.

Продолжительность занятия: 40 минут (1 академ.ч).

Чтобы

избежать

переутомления

детей,

занятие

возможно

сократить,

изменить

последовательность частей, в соответствии с настроением учащегося.

Ход занятия

I. Организационный момент. Разминка.

Упражнение «Комплимент».

Правила:

Обращаться к собеседнику по имени.

Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

- Для чего мы начали наше занятие с упражнения «Комплимент»?

- Что вы чувствуете, когда у вас хорошее настроение?

- На что похоже ваше хорошее настроение?

- А что же такое настроение?

- В словаре настроение толкуется как внутреннее эмоциональное состояние.

Релакс-кресло (снятие мышечного и эмоционального напряжение)

II. Работа по теме занятия.

1) Презентация « Эмоции».

- Какие группы эмоций вы узнали?

2) Игра « Кто больше знает?»

- Назовите различные эмоции. Участник отыскивает среди фотографий на доске

изображение с данными эмоциями, группируя их на положительные и отрицательные.

(Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, забота, страх, удивление, потрясение,

горе, испуг, ярость).

- Какие эмоции называются положительными и отрицательными?

Работа по презентации

3) Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»

(Дети поднимают белую либо чёрную сигнальную карточку, в зависимости от того,

положительным или отрицательным является названный герой, объясняя ответ).

Баба-Яга

Вини -Пух

Золушка

Иван Царевич

Серый волк

Крошечка -Хаврошечка

Василиса Прекрасная

Кощей Бессмертный

Конёк - Горбунок

Змей Горыныч

Белоснежка

Леший

Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих

положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции –

это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И

отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Эмоции

испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах.

По-другому животные ничего не могут объяснить. Человек же может сдержать свои

эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои

эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.

4) Игра « Учимся читать эмоции по жестам».

Дети по очереди у доски демонстрируют движения, жесты и мимику, обозначающие:

Отказ

Согласие

Угрозу

Смех

Печаль

Испуг

5) Оздоровительная минутка « Слушай внимательно!».

Педагог-психолог совершает одно движение, а называет другое.

Например, говорит психолог: «Поднимите руки вверх, а сам хлопает в ладоши».

6). Слушание и анализ рассказа в. Сухомлинского «Почему плачет синичка»

(читает педагог-психолог).

Рассказ «Почему синичка плачет»

Вдали, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка

Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос ветвистый тополь.

- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, Привязал к ветвям верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и

давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке

птенчики маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синички гнездышко и думает:

- Почему же она плачет?

Вопросы ребёнку:

-А как ты думаешь, почему синичка плакала?

- Как бы ты поступил после того, как заметил, что синичка волнуется за своих птенцов?

- В чём здесь могло проявиться сопереживание детей по отношению к синичке и её

птенцам?

- Приведи примеры из своей жизни, когда ты наблюдал(а) сопереживание одних людей

по отношению к другим?

- Приходилось ли тебе испытывать чувство переживания за своих товарищей, близких

или знакомых?

Итог урока.

- Что ты узнал о чувствах и эмоциях.

- От чего зависит: приятные или неприятные чувства испытывает человек? ( От

полученных им эмоций: положительных или отрицательных)

- Нарисуй человечка, который испытывает те же самые чувства и эмоции, что и вы в

данный момент.

Домашнее задание.

Закончи предложение, используя знания, полученные на уроке.

Мне хорошо, если…

Мне нравится, когда…

Если я заболею, то…

Меня раздражает…

Мне нравятся взрослые…

Я всегда улыбаюсь, когда…

Если мне повезло…

Мне нравятся люди…

Мне не нравятся взрослые, которые …

Если мне грустно…

Мне не нравится, когда…

Когда я смотрю на себя в зеркало…

Если мне наступили на ногу…

Мы всегда в долгу перед…

В хорошей школе всегда…

Чтобы иметь друзей, надо…

Если видишь недостатки человека…

На этом наше занятие подошло к концу.

Спасибо большое за активное участие.

Список используемой литературы:

Хухлаева О.В. Лесенка радости. –М.:Совершенство,1998г.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: Сфера,1996г.

Лук А.Н. Эмоции и личность.-М.:Знание,1982г.

Сухомлинский В.А. Рассказы



В раздел образования