Напоминание

Обучение детей в системе дополнительного образования


Автор: Петрова Анна Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Мирный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обучение детей в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




План конспект занятия в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования Петрова Анна Георгиевна

Тема занятия: «История витража».

Цель занятия – развитие эстетических представлений и художественных способностей

посредством витража, активного приобщения к образцам и традициям декоративно –

прикладного искусства

.

1.

Образовательная.

Развитие навыков рисования, развитие творческой фантазии. Последовательно вести работу.

Изучить историю и технологию изготовления витражей.

2.

Воспитательная.

Внимательность, умение вести работу самостоятельно, любовь к предмету, умение

анализировать.

3.

Развивающая.

Умение анализировать, дальнейшее развитие навыков рисования, развитие у детей

творческой фантазии. Изучить технологию витражей и попробовать на практике.

Задачи урока:

Познакомиться с историей возникновения витражей, с видами витражей. Изучить

технологию заливного витража. Сделать по собственным эскизам контурный витраж.

Методы и методические приемы:

Словесные, наглядные, практические (методы по источнику информации, стимулирования и

активации деятельности обучающихся).

Оборудование:

1.

Для педагога:

-детские заливные витражи;

-фотографии витражей;

-наглядные пособия;

- наглядное пособие изготовления витража,

-ноутбук, презентация на тему «Витраж».

2. Для обучающихся:

-эскизы витражей;

-рамки со стеклом или пластиком;

-контуры по стеклу и витражные краски.

Структура занятия:

1.

Организационная часть -2 мин.

2.

Сообщение темы и целей урока-3 мин.

3.

Изучение нового материала-40 мин.

4.

Перемена - 10 мин.

5.

Закрепление нового материала -40 мин.

6.

Итоги урока, задание на дом- 5 мин.

7.

Окончание занятия.

Содержание занятия:

1.

Взаимное приветствие. Проверяю готовность к занятию. Отмечаю отсутствующих.

2.

Проверка домашней работы эскизов на свободную тему.

3.

Просмотр, анализ и роспись по эскизу витражной работы.

Постановка целей и задач занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых красивейших видов монументально-

декоративного и декоративно-прикладного искусства витраж (в переводе с латинского –

стекло) и сделаем витражную работу.

История витражного искусства глубоко уходит в прошлое, безграничны его перспективы,

неисчерпаемы его творческие возможности. Витражами называются прозрачные картины,

рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле.

Вопрос: «Как вы думаете, какое назначение у витражей? Где они используются и для чего

служат?»

Ответ: «они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях,

кухонные фасады. Правильно.

В наше время в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла,

расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное

заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных

плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий. Витражи в виде

орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных

стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками.

Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой. Они являются

богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений. Отражая в своих

изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ,

витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Вопрос: «Ребята, а как вы думаете, когда появился витраж?»

Ответ: «Возможно, когда появилось стекло…»

Вопрос: «Логично. А когда было в истории первое упоминание о стекле? И как его

использовали в то время?»

Ответ: «Предполагаем, это Египет. На египетских пирамидах облицовка на камне

покрывалась глазурью.

Правильно. Хорошо изучили истории. Древнего Египта. Истоки появления стекла

восходят к временам Древнего Египта IVтыс. до н.э. стекловидной глазурью покрывали

изделия из глины и дерева. А именно первый витраж был мозаичного типа: пластины

одноцветного или бесцветного стекла, скреплялись между собой свинцовым мягким

профилем, спаянным оловом. Небольшие фрагменты помещались в сегменты жесткой

конструкции, что придавало витражу особую прочность. Такую технологию принято считать

«классической».

Историки не могут назвать точный период возникновения витражей. Следы создания

картин из цветного стекла были найдены в древних культурах, таких, как Рим, Византия,

Китай и повсеместно в средние века.

В эпоху средневековья витражи стали искусством, тесно связанным с культовым

зодчеством. Наиболее ранние находки витражей VI в. обнаружены в Европе в соборе Сан-

Витале в Равенне, они относятся к VI в.

В период с 12 века соборы в Европе создают большие и сложные композиции из стекла.

Витраж этого времени собрался из стекол чистых цветов, но для достижения других оттенков

нередко художники использовали наложение стекол разноцветного цвета.

В эпоху Возрождения витражное искусство процветало. Изображения на картинах в

данные период выходят за рамки библейских, они уже не только в церквях, но и украшают

многие дома и учреждения.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным

элементом убранства интерьеров русских домов. Практики изготовления разноцветных

стекол для окон в России тоже не было. Поэтому для украшения зданий из-за границы

привозили не работы мастеров 19 века. Так в окна здания Арсенала в Царском селе,

предназначенное для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены

витражи XV – XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские. Николай - I пожелал их

распространить в России прежде всего в столице империи – Санкт-Петербурге. В первую

очередь витражи появились в императорских дворцах. Императорский стеклянный завод по

неволе Николая - I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла.

Первый фигурный витраж в русском православном храме появился в 1847 г.

Появление в Исаакиевском соборе за алтарной стеклянной картины с изображением Иисуса

Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиции.

Алтарный образ был заказан за границей – в Мюнхене.

В 1900-х годах в России формируются собственные кадры в профессиональных

художников-витражистов. Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое

для успешного развития витражного дела.

С началом первой мировой войны в 1914 году история российских витражей

оказалась прервана. Лишь в 1930 –е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к

полихромным просвечивающим композициям, уже с новой тематикой.

Виды витражей:

Классический витраж (технология Тиффани) – образован прозрачными кусками

стекла, удерживаемыми перегородками мягкого металла или пластика.

Накладной витраж (Фьюзинг) – получается спеканием, иногда наклеиванием

элементов на основу.

Расписной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.

Пленочный витраж – на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и

разноцветная самоклеющаяся пленка (английская технология).

Комбинированный витраж – образуется сочетанием различных технологий создания

витража.

Заливной витраж – имитация, но при правильном подходе, выглядящая очень

достойно. Изготавливается с помощью витражных красок, которые после высыхания

образуют прочную пленку.

Прежде чем приступить к работе давайте поиграем! Ваша задача собрать из кусочков

нарисованный эскиз витража! Ну вот мы с Вами немного отдохнули, а теперь приступаем к

работе!

Мы с вами создадим контурный заливной витраж по вашему эскизу:

План работы:

1 этап – нанесение контура – имитация свинцовой пайки классического витража.

Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность,

максимально приближена его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя

эстетический эффект.

2 этап – заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными

полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать

максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на

любом виде стекла, в том числе на зеркале.

Практическая работа росписи по стеклу или пластику:

1.

Перед нанесением краски поверхность обезжирим спиртосодержащими растворами

при помощи салфетки или ватного диска.

2.

Эскиз рисунка приложим к стеклу с обратной стороны и закрепляем с помощью

малярного скотча.

3.

Контуром по стеклу обводим контур эскиза, следим за равномерностью нанесения

контура. Стараемся не спешим, если есть вопросы задаем, если возникнут трудности я

всегда помогу.

Подводим итоги: выставляем витражи, анализируем, исправляем ошибки.

Домашнее задание для тех, кто не успел продолжить работу дома.

Творческих вам успехов! Всем спасибо! До свидания!



В раздел образования