Автор: Клыга Елена Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Клыга Елена Борисовна
Россия, Нижний Новгород
МБДОУ «Детский сад № 434 «Родничок»
Проектная деятельность как средство
формирования патриотических чувств
старших дошкольников.
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Чрезвычайно важным является мнение о том, что процесс воспитания
необходимо начинать в дошкольном возрасте. У ребенка в этот период
начинает происходить формирование духовно - нравственной основы
личности, мышления, эмоций, чувств, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку
старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность
участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей
живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие,
чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего
мира. В период дошкольного возраста дети способны уже руководствоваться
высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства.
Воспитание чувства патриотизма - процесс сложный и длительный. Любовь к
близким людям, детскому саду, родному городу, району, стране играют
огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников
обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них
нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть
связь родного города с Родиной в целом.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится воспитание любви к вековым корням. Согласно
программным документам, ДОО должны перейти на новый уровень
взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы,
выйти за пределы своей организации и стать открытой системой.
Древние мыслители (Платону, Аристотелю) писали, что путь к
нравственности лежит только через освоение культуры своего народа.
Великий воспитатель В.А.Сухомлинский утверждал, чтобы в сердце и
памяти ребенка навсегда сохранились образы Родины, ребенок должен
чувствовать всю красоту своей Родины и восторгаться ею.
Родина начинается с любви к своей земле, на которой родился и живешь.
Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и
культуру. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание.
Не менее значимым средством патриотического воспитания служит
искусство региона с помощью которого можно наглядно и конкретно
познакомить с родным городом и окрестностями. Например, ознакомление
детей с архитектурой, постройками зарождает уважение и труду.
Любовь к малой родине воспитывается и при ознакомлении с символами
города: гербом, флагом, гимном.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок
приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании
в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие
окружающего мира, наглядно - образное мышление, творческое
воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим
людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы
надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее
окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
В настоящее время идет поиск наиболее эффективных средств
патриотического воспитания детей. Одной из современных технологий
является проектная деятельность дошкольников. Проектная деятельность
представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого на
следующих принципах.
Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно
недавно и успешно развивается. Известно, что дошкольный возраст - это
важнейший период становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке,
обществе, культуре.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать "деятеля", а не
"исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнерского
взаимодействия. Это позволит ребенку "прожить" тему в разных видах
деятельности, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между
предметами и явлениями.
Проектный метод используемый в патриотическом воспитании предполагает
развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность,
любознательность творческое воображение умение планировать.