Автор: Маркианова Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №209 "Мозаика"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: "Математические игры как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет"
Тема: "Математические игры как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование
«Математические игры, как средство развития познавательной
активности детей 4-5 лет»
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра —
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - это важнейший этап в становлении человека, активный
период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном
возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие
и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление
связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала
формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра
для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.
Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес
даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их
увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области
математики, он учится выполнять различные действия, развивает память,
мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают
сложные математические понятия, учатся считать, читать, писать,
рассуждать.
В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические
игры с использованием современного математического материала
(количественное и пространственное моделирование, геометрические знания,
символическое замещение и другое). Данный тип игр, осуществляя
закрепление и расширение математических знаний, ориентируется на
интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
В средней группе занятия по развитию элементарных математических
представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели.
Продолжительность занятия - 20 минут. На каждом занятии идет работа
одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий
перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые
придают их действиям нацеленный характер.
Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво. Для
прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой.
Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе,
привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых
упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший
эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие
является в то же время элементарным математическим действием.
На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы
обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение
детьми практических заданий, включающих элементарную математическую
деятельность.
На пятом году у детей интенсивно развивается способность к
исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или
менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических
объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он
подсказывает, а если требуется - показывает, что нужно сделать, чтобы найти
на них ответ.
Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что
непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной
формы высказывания от выраженного в нем содержания, т.е. устранить
формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста
легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными
предметами, их свойствами.
Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных
(указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются
уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с
новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов
по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех
приемов действий, их характера и последовательности, детальное и
последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей
следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка,
знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения
должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление
непонятных детям слов и выражений.
В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом
действиям, к выполнению отдельных действий. Новые знания лишь
постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный
смысл.
В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых
для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно
варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление
детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов
действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем
более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы
новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат
пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что
получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей,
не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает
образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях
начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог
предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на
наглядный материал. По мере усвоения соответствующего словаря,
раскрытия смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном,
развернутом показе.
На последующих занятиях они действуют в основном по словесной
инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством
ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит,
какого размера полоску необходимо положить сначала, какую после. Дети
учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они
действуют на основе лишь словесных указаний. Однако, если дети
затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к
дополнительным вопросам. Все ошибки исправляются в процессе действия с
дидактическим материалом.
Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2-3
звеньев.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых
ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая
может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К
тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим
складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с
основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор
интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и
творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к
познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой
форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес
даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их
увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области
математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память,
мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают
сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в
развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и
педагог.