Напоминание

"Математические игры как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет"


Автор: Маркианова Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №209 "Мозаика"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: "Математические игры как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет"
Тема: "Математические игры как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Математические игры, как средство развития познавательной

активности детей 4-5 лет»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра —

это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - это важнейший этап в становлении человека, активный

период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном

возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие

и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление

связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала

формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра

для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.

Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес

даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их

увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.

Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области

математики, он учится выполнять различные действия, развивает память,

мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают

сложные математические понятия, учатся считать, читать, писать,

рассуждать.

В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические

игры с использованием современного математического материала

(количественное и пространственное моделирование, геометрические знания,

символическое замещение и другое). Данный тип игр, осуществляя

закрепление и расширение математических знаний, ориентируется на

интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

В средней группе занятия по развитию элементарных математических

представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели.

Продолжительность занятия - 20 минут. На каждом занятии идет работа

одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий

перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые

придают их действиям нацеленный характер.

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво. Для

прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой.

Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе,

привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых

упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший

эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие

является в то же время элементарным математическим действием.

На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы

обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение

детьми практических заданий, включающих элементарную математическую

деятельность.

На пятом году у детей интенсивно развивается способность к

исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или

менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических

объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он

подсказывает, а если требуется - показывает, что нужно сделать, чтобы найти

на них ответ.

Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что

непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной

формы высказывания от выраженного в нем содержания, т.е. устранить

формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста

легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными

предметами, их свойствами.

Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных

(указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются

уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с

новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов

по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех

приемов действий, их характера и последовательности, детальное и

последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей

следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка,

знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения

должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление

непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом

действиям, к выполнению отдельных действий. Новые знания лишь

постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный

смысл.

В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых

для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно

варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление

детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов

действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем

более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы

новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат

пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что

получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей,

не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает

образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях

начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог

предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на

наглядный материал. По мере усвоения соответствующего словаря,

раскрытия смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном,

развернутом показе.

На последующих занятиях они действуют в основном по словесной

инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством

ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит,

какого размера полоску необходимо положить сначала, какую после. Дети

учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они

действуют на основе лишь словесных указаний. Однако, если дети

затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к

дополнительным вопросам. Все ошибки исправляются в процессе действия с

дидактическим материалом.

Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2-3

звеньев.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых

ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая

может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К

тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим

складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с

основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор

интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и

творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к

познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой

форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес

даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их

увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.

Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области

математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память,

мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают

сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в

развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и

педагог.



В раздел образования