Напоминание

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ (из опыта работы)


Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 531
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 531

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и

исследовательских работ

(из опыта работы)

Автор: Иванова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

2020

При осуществлении любого проекта первые 90 процентов

занимают 10 процентов времени,

а последние 10 процентов — остальные 90 процентов времени.

Правило 90 на 10

Идеальным

считается

такой

проект,

для

выполнения

которого

необходимы знания из различных предметных областей, позволяющие

разрешить целый комплекс проблем.

Проектная деятельность формирует у тебя умение ставить проблему и

самостоятельно находить пути её решения, развивает в тебе интерес к

научно-исследовательской работе, приучает грамотно использовать ИКТ в

учебном процессе, учит тебя размышлять, прогнозировать, формирует

адекватную самооценку.

Итак, во-первых, проект – это твоя самостоятельная творческая

разработка. Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка,

поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,

спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад,

электронная презентация, и т.д. Выполняя его, привлекай к работе родителей,

друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить свои

творческие способности.

Рассмотрим

проект

ученицы

3

класса

ГБОУ

СОШ

531

Красногвардейского

района

Санкт

Петербурга

Орловой

Елизаветы

«Пушистые защитники Ленинграда». Творческой работой ее проекта

является сшитая своими руками лежанка для кошки.

Во-вторых, выполняй проект в следующем порядке:

а) самостоятельно или с помощью родителей или учителя выбери тему,

которая тебе интересна;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы,

телепередачи

и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с

помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д)

внеси

коррективы

в

теоретическую

часть

по

результатам

выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для

защиты демонстрационные наглядные материалы;

з) защити проект.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать

достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе

над проектом других ребят. Вот какими находками о жизни блокадного

города поделилась Лиза:

«Несмотря на жестокий голод, некоторые ленинградцы сберегли своих

любимцев. Вот несколько воспоминаний.

Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота

на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его

сохранила.

Одна блокадница вспоминала, что в марте 1942 года вдруг увидела на

городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и

крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы

никто не изловил зверька.

12-летняя девочка в апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра

«Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на

необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала

полосатая кошка с тремя котятами. «Увидев ее, я поняла, что мы выжили», —

вспоминала эта женщина много лет.

Хозяйка кота Максима, Вера Николаевна Володина, говорила: «В

нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота на съедение чуть ли не

каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на

ключ в маленькой комнате.

Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел,

разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных

семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак

наш был обречен.

Кот Максим тоже еле бродил — шерсть вылезала клоками, когти не

убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс

ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А

вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате

спали, прижавшись друг к другу.

На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться».

Однако трогательная дружба кота и попугая скоро закончилась — через

некоторое время Жаконя умер от голода. А вот Максиму удалось выжить, и

более того — стать практически символом жизни для осажденного города,

напоминанием о том, что еще не все потеряно, что сдаваться нельзя.

В квартиру Володиных ходили люди — просто чтобы посмотреть на

уцелевшего кота, самое настоящее пушистое чудо. А после войны «на

экскурсию» к Максиму водили школьников. Умер отважный кот в 1957 году

— от старости».

В-третьих, используй в работе справочную литературу: каталоги,

словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и сети

Интернет.

Из подобранной литературы по теме своего проекта о жизни

блокадного Ленинграда, Лиза узнала, что «в начале 1943 года из Ленинграда

исчезли все кошки, в городе катастрофически быстро расплодились крысы.

Люди умирали, а крысы процветали, питаясь трупами, которые лежали на

улицах. Они пробирались в квартиры и съедали последние припасы. Крысы

прогрызали мебель и даже стены домов. Были созданы специальные бригады

по уничтожению грызунов. В крыс стреляли, их давили даже танками, но

ничего не помогало. Крысы продолжали атаковать блокадный город. Улицы

буквально кишели ими. Трамваям приходилось даже останавливаться, чтобы

не въехать в крысиное войско. Кроме всего этого, крысы еще и

распространяли опасные болезни.

Как только была прорвана блокада, вышло постановление за подписью

председателя Ленсовета о необходимости – «выписать из Ярославской

области и доставить в Ленинград дымчатых кошек» - Ярославцы не могли не

выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых

кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами.

Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Часть кошек

была выпущена тут же на вокзале, часть была роздана жителям.»

В – четвертых, старайся применять в работе современную технику:

видеокамеру,

компьютер,

видео-

и

аудиомагниоофоны,

фото-

и

ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет. Чтобы презентовать свою

работу полно и ярко, Лиза подготовила презентацию.

В - пятых, думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем,

старайся

связать

её

с

выбранной

профессией.

Выступая

перед

одноклассниками, Лиза приобрела навык публичного выступления. А умение

выступать перед аудиторией пригодится в любой профессии.

В – шестых, учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором

ты живешь. Лиза совершила экскурсию по «кошачьим» местам современного

Санкт – Петербурга и описала их в своем проекте: «Потомки тех сибирских

кошек и сейчас обитают в Эрмитаже. О них хорошо заботятся, их кормят,

лечат, но главное - уважают за добросовестный труд и помощь. А несколько

лет назад в музее даже был создан специальный Фонд друзей котов

Эрмитажа.

Сегодня в Эрмитаже служат более полусотни котов. У каждого есть

особый паспорт с фотографией. Все они успешно охраняют от грызунов

музейные экспонаты. Кошек узнают в лицо, со спины и даже с хвоста все

сотрудники музея.

В память о хвостатых героях на Малой Садовой улице установили

скульптуры кота Елисея и кошки Василисы. Василиса прогуливается по

карнизу второго этажа дома №3, а Елисей сидит напротив и наблюдает за

прохожими. Считается, что к человеку, который сможет забросить монетку

на небольшой постамент к коту, придет удача.

Кот появился и в Озерках в память о тех самых блокадных кошках. В

тяжелые для города времена голодающие их просто съели. Как бы грустно ни

было от этого факта, но кошки в те годы смогли спасти много жизней. Об их

невольном подвиге и напоминает симпатичный монумент. Несмотря на

печальный повод, выглядит он позитивно и дружелюбно, как и положено

коту».

В – седьмых, используй знания по любым предметам, а также свой

бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных

знаниях.

Лиза свою практическую часть описывает так: «Для изготовления

лежанки – ватрушки нужен старый свитер, который не жалко пустить на

подарок кошке.

1.

От свитера нужно отрезать воротник и рукава.

2.

Из двух спинок вырезать круглое днище лежанки, сшить и

оставить небольшое отверстие. Днище лучше усилить детской плотной

клеенкой, чтоб в последующем можно было стирать ватрушку. Кошке будет

удобнее если проложить внутрь еще тонкий слой наполнителя.

3.

Два рукава сшить и плотно наполнить холлофайбером по кругу.

4.

Зашить два оставшихся края и после этого закольцевать набитые

рукава вокруг днища. Получилась импровизированная ватрушка. (Важно,

чтобы нигде не оставалось неаккуратных складок и уплотнений.)

5.

Сшить детали можно на машинке или даже вручную прочной

капроновой или шелковой нитью. Лежанка для пушистого друга готова.»

И последнее, не стесняйся по всем вопросам обращаться к учителю.

Учитель поможет тебе в достижении цели, подскажет как организовать

доступ

к

ресурсам

или

специалистам,

найдет

способ

преодоления

возникающих трудностей и даст четкий анализ результатов как самого

проекта в целом, так и отдельных его этапов.



В раздел образования