Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 531
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 531
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и
исследовательских работ
(из опыта работы)
Автор: Иванова Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
2020
При осуществлении любого проекта первые 90 процентов
занимают 10 процентов времени,
а последние 10 процентов — остальные 90 процентов времени.
Правило 90 на 10
Идеальным
считается
такой
проект,
для
выполнения
которого
необходимы знания из различных предметных областей, позволяющие
разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность формирует у тебя умение ставить проблему и
самостоятельно находить пути её решения, развивает в тебе интерес к
научно-исследовательской работе, приучает грамотно использовать ИКТ в
учебном процессе, учит тебя размышлять, прогнозировать, формирует
адекватную самооценку.
Итак, во-первых, проект – это твоя самостоятельная творческая
разработка. Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка,
поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,
спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад,
электронная презентация, и т.д. Выполняя его, привлекай к работе родителей,
друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить свои
творческие способности.
Рассмотрим
проект
ученицы
3
класса
ГБОУ
СОШ
№
531
Красногвардейского
района
Санкт
–
Петербурга
Орловой
Елизаветы
«Пушистые защитники Ленинграда». Творческой работой ее проекта
является сшитая своими руками лежанка для кошки.
Во-вторых, выполняй проект в следующем порядке:
а) самостоятельно или с помощью родителей или учителя выбери тему,
которая тебе интересна;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы,
телепередачи
и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с
помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д)
внеси
коррективы
в
теоретическую
часть
по
результатам
выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для
защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать
достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе
над проектом других ребят. Вот какими находками о жизни блокадного
города поделилась Лиза:
«Несмотря на жестокий голод, некоторые ленинградцы сберегли своих
любимцев. Вот несколько воспоминаний.
Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота
на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его
сохранила.
Одна блокадница вспоминала, что в марте 1942 года вдруг увидела на
городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и
крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы
никто не изловил зверька.
12-летняя девочка в апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра
«Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на
необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала
полосатая кошка с тремя котятами. «Увидев ее, я поняла, что мы выжили», —
вспоминала эта женщина много лет.
Хозяйка кота Максима, Вера Николаевна Володина, говорила: «В
нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота на съедение чуть ли не
каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на
ключ в маленькой комнате.
Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел,
разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных
семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак
наш был обречен.
Кот Максим тоже еле бродил — шерсть вылезала клоками, когти не
убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс
ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А
вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате
спали, прижавшись друг к другу.
На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться».
Однако трогательная дружба кота и попугая скоро закончилась — через
некоторое время Жаконя умер от голода. А вот Максиму удалось выжить, и
более того — стать практически символом жизни для осажденного города,
напоминанием о том, что еще не все потеряно, что сдаваться нельзя.
В квартиру Володиных ходили люди — просто чтобы посмотреть на
уцелевшего кота, самое настоящее пушистое чудо. А после войны «на
экскурсию» к Максиму водили школьников. Умер отважный кот в 1957 году
— от старости».
В-третьих, используй в работе справочную литературу: каталоги,
словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и сети
Интернет.
Из подобранной литературы по теме своего проекта о жизни
блокадного Ленинграда, Лиза узнала, что «в начале 1943 года из Ленинграда
исчезли все кошки, в городе катастрофически быстро расплодились крысы.
Люди умирали, а крысы процветали, питаясь трупами, которые лежали на
улицах. Они пробирались в квартиры и съедали последние припасы. Крысы
прогрызали мебель и даже стены домов. Были созданы специальные бригады
по уничтожению грызунов. В крыс стреляли, их давили даже танками, но
ничего не помогало. Крысы продолжали атаковать блокадный город. Улицы
буквально кишели ими. Трамваям приходилось даже останавливаться, чтобы
не въехать в крысиное войско. Кроме всего этого, крысы еще и
распространяли опасные болезни.
Как только была прорвана блокада, вышло постановление за подписью
председателя Ленсовета о необходимости – «выписать из Ярославской
области и доставить в Ленинград дымчатых кошек» - Ярославцы не могли не
выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых
кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами.
Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Часть кошек
была выпущена тут же на вокзале, часть была роздана жителям.»
В – четвертых, старайся применять в работе современную технику:
видеокамеру,
компьютер,
видео-
и
аудиомагниоофоны,
фото-
и
ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет. Чтобы презентовать свою
работу полно и ярко, Лиза подготовила презентацию.
В - пятых, думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем,
старайся
связать
её
с
выбранной
профессией.
Выступая
перед
одноклассниками, Лиза приобрела навык публичного выступления. А умение
выступать перед аудиторией пригодится в любой профессии.
В – шестых, учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором
ты живешь. Лиза совершила экскурсию по «кошачьим» местам современного
Санкт – Петербурга и описала их в своем проекте: «Потомки тех сибирских
кошек и сейчас обитают в Эрмитаже. О них хорошо заботятся, их кормят,
лечат, но главное - уважают за добросовестный труд и помощь. А несколько
лет назад в музее даже был создан специальный Фонд друзей котов
Эрмитажа.
Сегодня в Эрмитаже служат более полусотни котов. У каждого есть
особый паспорт с фотографией. Все они успешно охраняют от грызунов
музейные экспонаты. Кошек узнают в лицо, со спины и даже с хвоста все
сотрудники музея.
В память о хвостатых героях на Малой Садовой улице установили
скульптуры кота Елисея и кошки Василисы. Василиса прогуливается по
карнизу второго этажа дома №3, а Елисей сидит напротив и наблюдает за
прохожими. Считается, что к человеку, который сможет забросить монетку
на небольшой постамент к коту, придет удача.
Кот появился и в Озерках в память о тех самых блокадных кошках. В
тяжелые для города времена голодающие их просто съели. Как бы грустно ни
было от этого факта, но кошки в те годы смогли спасти много жизней. Об их
невольном подвиге и напоминает симпатичный монумент. Несмотря на
печальный повод, выглядит он позитивно и дружелюбно, как и положено
коту».
В – седьмых, используй знания по любым предметам, а также свой
бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных
знаниях.
Лиза свою практическую часть описывает так: «Для изготовления
лежанки – ватрушки нужен старый свитер, который не жалко пустить на
подарок кошке.
1.
От свитера нужно отрезать воротник и рукава.
2.
Из двух спинок вырезать круглое днище лежанки, сшить и
оставить небольшое отверстие. Днище лучше усилить детской плотной
клеенкой, чтоб в последующем можно было стирать ватрушку. Кошке будет
удобнее если проложить внутрь еще тонкий слой наполнителя.
3.
Два рукава сшить и плотно наполнить холлофайбером по кругу.
4.
Зашить два оставшихся края и после этого закольцевать набитые
рукава вокруг днища. Получилась импровизированная ватрушка. (Важно,
чтобы нигде не оставалось неаккуратных складок и уплотнений.)
5.
Сшить детали можно на машинке или даже вручную прочной
капроновой или шелковой нитью. Лежанка для пушистого друга готова.»
И последнее, не стесняйся по всем вопросам обращаться к учителю.
Учитель поможет тебе в достижении цели, подскажет как организовать
доступ
к
ресурсам
или
специалистам,
найдет
способ
преодоления
возникающих трудностей и даст четкий анализ результатов как самого
проекта в целом, так и отдельных его этапов.