Напоминание

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ


Автор: Громова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал МБДОУ
Населённый пункт: с. Прудное Никольский район Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным

образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и

психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа

формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых

проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения

здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно

установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов

здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема

оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного

человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего

коллектива образовательного учреждения на длительный период.

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет

большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования

двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в

познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду -

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком

дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к

жизни в современном обществе.

В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по

сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в ДОУ

включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, подвижные

игры, занятия по физической культуре, приём кислородного коктейля,

занятия логоритмикой, психологические тренинги различной тематики.

Ежедневно в нашей разновозрастной группе реализуется несколько форм

физкультурно-оздоровительной

деятельности:

утренняя

гимнастика,

разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической

культуре, непосредственно образовательная деятельность.

Особое

внимание

хотелось

бы

обратить

на

непосредственно

образовательную

деятельность.

Федеральный

государственный

образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна

соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения.

Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных

областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Идея

интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога Я.А.

Коменского, утверждавшего: «Что связано между собой, должно быть

связано постоянно и распределено пропорционально между разумом,

памятью и языком».

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

• Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве,

а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные

на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о

целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

• Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих

воспитанников,

побуждает

к

активному

познанию

окружающей

действительности,

осмыслению

и

нахождению

причинно-следственных

связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

• Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование

различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание

воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной

эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием

интеграции

раскрывают

значительные

педагогические

возможности,

ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения,

внимания, мышления, речи и памяти.

Интегративная

форма

дает

возможность

для

самореализации,

самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из

разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на

занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных

областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов

программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации

игровой и самостоятельной деятельности.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к

ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов

программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность,

взаимосвязанность

материала

интегрируемых

предметов на каждом этапе занятия;

-большая

информативная

емкость

образовательного

материала,

используемого на занятии;

-систематичность и доступность изложения материала.

Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с

детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных

и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов

детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с

элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи,

математики, конструирования и пр.

Важной

особенностью

интегрированного

занятия

является

смена

динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия

предполагается использование разнообразных видов детской деятельности,

которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки

с конструированием из строительного материала, изготовлением атрибутов к

игре;

слушание

музыкального

произведения

с

чтением

стихов,

рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Занятия

интегрированного

характера

вызывают

интерес

у

детей,

способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт

переключения их на разнообразные виды деятельности.

Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, выдвигает на первый

план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них

ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников

образовательного

процесса.

Тематическая

интеграция

образовательных

областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего

возраста. Вся деятельность с дошкольниками строится на единой теме. Тем

самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего дня, обеспечивая

непрерывное всестороннее развитие дошкольников с учётом их интересов,

способностей, с целью самореализации каждого ребёнка.

При этом в каждой образовательной области в разных видах детской

деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания

детей

на

правилах

сохранения

здоровья.

В

ходе

проведения

исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе

проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет

возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового

образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует

формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без родителей

воспитанников. Задачи образовательных областей решаются в различных

видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников

образовательного процесса. Вопросы физического развития, безопасности и

оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В группе нашего

дошкольного учреждения для родителей оформлен уголок «Здоровье», где

выставляется

наглядная

информация:

буклеты,

консультации,

информационные листы.



В раздел образования