Напоминание

Исследовательская работа « Деревенька моя деревянная, дальняя»


Автор: Михайлова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ школа-интернат № 33 ОАО
Населённый пункт: с. Толбага, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исследовательская работа « Деревенька моя деревянная, дальняя»
Раздел: начальное образование





Назад




Частное образовательное учреждение

« Школа - интернат № 33 среднего общего образования

Открытого акционерного общества

« Российские железные дороги»

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в науку»

Секция: История и краеведение

Исследовательская работа

« Деревенька моя деревянная, дальняя»

Выполнила: ученица 5 класса школы-интерната

№33 ОАО»РЖД» ст.Толбага

Ярославцева Диана

Научный руководитель: воспитатель школы-интерната

№33 ОАО»РЖД» ст.Толбага

Михайлова Н.В.

с. Толбага 2019г.

2

« Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Россия Забайкальский край Петровск- Забайкальский район с. Толбага

Частное образовательное учреждение» Школа- интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Оглавление.

1.

Краткая аннотация………………………………………………………………....3

2.

Аннотация…………………………………………………………………………..4

3.

План исследования…………………………………………………………………5

4.

Теоретическая часть………………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список используемой литературы…………………………………………………....15

3

« Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Россия Забайкальский край Петровск - Забайкальский район с. Толбага

Частное образовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Краткая аннотация

Родная сторона становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю.

Я считаю что историю родного села нам обязательно надо знать и помнить, для того

чтобы не исчезло бесследно прошлое. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не

любит своей истории. Данная исследовательская работа посвящена моему родному селу.

4

« Деревенька моя деревянная дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Россия Забайкальский край Петровск - Забайкальский район с. Толбага

Частное образовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Аннотация

С чего начинается Родина? Уже с детства ты задумываешься над этим, услышав

слово Родина. Родной дом, пейзажи, город, село, дорога вдаль – это обычные частицы

огромного ее емкого понятия – Родина.

Нет благородней чувства у человека, чем чувства Родины. Прекрасное чувство! И

это не только созерцание красоты нашей земли, а и твой труд, посаженное дерево,

построенный дом, дорога, улица, вот тогда ты понимаешь до конца, что такое Родина.

Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома,

своей улицы, своего города или села.

Ничто

на

земле не может

быть ближе, милее, чем

малая

родина. У

каждого

человека

есть

своя

родина.

У

одних

-

это

большой

город,

у

других

маленькая

деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые

уезжают в другие города,

страны, но ничто не заменит ее.

Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Толбага –

моя малая Родина. Мне посчастливилось жить и родиться здесь. В родном селе я прожила

11 лет, здесь живут и трудятся мои родители, и потому все мне в нем знакомо, дорого,

близко. С самого детства я дышу её природным воздухом и наслаждаюсь запахами,

которые

трудно

ещё

где-нибудь

встретить.

Каждый

листочек,

травинка

какого-либо

растения наполнит твои лёгкие самым разнообразным ароматом. Столько запахов, что все

их просто не запомнить. Запоминаются только те, которые ближе к тебе, рождённые

вместе с тобой, на твоей родине… Я вовсе не претендую на какую-то исключительность

своих чувств. Думаю, что тоже самое могли бы сказать все мои земляки.

Цель исследования: познакомиться с историей села Толбага.

Задачи исследования:

- Узнать когда и как возникло село.

- Происхождение названия села.

- Узнать о людях нашего села.

Методы исследования:

1.

Сбор информации.

2.

Анкетирование.

5

« Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Россия Забайкальский край Петровск - Забайкальский район с. Толбага

Частное образовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

План исследования

1. Составление вопросов анкеты

2. Проведение анкетирования

3. Обработка информации

4. Написание работы

Гипотеза исследования:

Предполагаю:

- проявится интерес к изучению истории села.

- обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях.

В результате моей работы, смею предположить, изменится:

- моё отношение к прошлому малой Родины.

- изменится отношение моих сверстников

Объект исследования: село Толбага

Предмет исследования: история села Толбага

Теоретическая часть

Анкета:

1.В каком году было освоено село?

2.Почему село носит название Толбага?

3.Знаете ли вы историю села?

Проведя анкетирование, я выяснила: что из семидесяти опрошенных мною человек на 1

вопрос

положительно

ответило

35

человек;

на

2

вопрос

положительно ответило

54

человека; на 3 вопрос положительно ответило 50 человек.

Вывод: не все опрошенные знают историю родного села. Для того чтобы выполнить

поставленные

задачи

я

изучила

дополнительную

литературу,

находила

полезную

информацию, училась анализировать и делать выводы.

6

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Толбага

Толбага

-

небольшое

село

и бывшая

железнодорожная

станция

на Транссибирской

магистрали в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края, в 52км. от райцентра.

Расположена на правом берегу р. Хилок в том месте, где долина его сильно суживается

подходящими с севера и с юга горами. Село основано в 1895г. и сыграло значительную

роль в период строительства Забайкальской железной дороги. Здесь размещалась контора

6-го

строительного

участка

и

здесь

недалеко

от

станции

16.12.1899

г.

встретились

строители восточного и западного участков, и было уложено последнее «золотое звено»

Забайкальской железной дороги. В честь этого события, а также посещения Забайкальской

железной дороги министром путей сообщения князем М.И.Хилковым была построена

часовня. В 30-е годы в полкилометре от станции разрабатывался рудник по добыче

слюды. За 1938 г. со станции отправлено 14237кг. слюды в адрес Иркутской слюдяной

фабрики.

Название переводится с эвенкийского «тала бага» - степное пространство, с бурятского –

долина.

В начале XX в. по данной местности кочевали буряты.

В

Толбаге

находится

памятник

архитектуры

-

Святого

Михаила

архангела

часовня,

обелиск воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ. На окраине села расположено древнее

поселение (см. приложения № II, III).

В селе Толбага расположена школа-интернат, построенная в 1965 году, детский сад с.

Толбага,

библиотека,

фельдшерско-акушерский

пункт,

магазины.

Численность населения на сентябрь 2019 года 515 человек. 242 человека мужского пола,

273 женского ( см. приложения № V, VI).

7

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Долгожители села

Шубин Илья Александрович 03.08.1928 г.р.

Алёшина Клавдия Васильевна 26.10.1929г.р.

Куприянова Октябрина Георгиевна 24.09.1929г.р.

Жерникова Олимпиада Ивановна 20.11.1930г.р.

Полошенко Зинаида Афанасьевна 12.12.1934г.р.

Лазарева Галина Петровна 18.09.1935г.р.

Федаева Вера Александровна 29.01.1936г.р.

Шубина Мария Степановна 22.04.1934г.р.

( см. приложение № VII)

Ветераны ВОВ, память которых мы чтим

Кодинёв Алексей Андреевич

Латынцев Игнатий Павлович

Леонов Михаил Романович

Михайлов Павел Павлович

Чернояров Гавриил Иванович

Лазаренко Николай Иванович

( см. приложение № VIII)

Сколько лет Толбаге?

Человек пришёл на это место, где сейчас село, 30 тысяч лет назад.

Об этом свидетельствуют археологические памятники.

Толбага- стоянка верхнего палеолита

Открыто поселение в 1971 году В.Ф. Немеровым.

Исследуя овражки, выйдя к склону сопки, археологи обнаружили первые орудия труда и

кости животных. Поселение залегало на высоте 32-35 метров над уровнем реки.

На протяжении 70-х годов велись раскопки. Была вскрыта площадь 600 квадратных

метров. Прежде на такой площади поселения не вскрывались.

8

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Находки.

На поселении найдены остатки жилищ, рабочие площадки, на которых обрабатывали

камни, изготовляли орудия труда. Рубила встречались крайне редко. Чем же рубили

толбагинцы? Простой галькой - чоппером.

Рядом с очагами обнаружены сотни каменных орудий- скрёбла, остроконечники, ножи,

резцы, проколки, наконечники копий. Для изготовлений орудий использовались речные

гальки,

с

которых

после

специальной

подготовки

сбивались

тонкие

удлиненные

заготовки- пластины

или отщеп. Такое производство

было

трудоёмким и

требывало

навыков.

Занятия

Толбагинцы

занимались

охотой.

Об

этом

свидетельствуют

многочисленные

находки

костей животных. В Толбаге люди охотились на шерстистого носорога- прародителя

современного носорога. Охота на носорога была опасна. На втором месте была дикая

лошадь. Затем идут северный и благородный олень, далее сайга, дзерен, винторогая

антилопа, байкальский як, мамонт, джейран. От мамонта был найден всего один бивень.

Вторым занятием толбагинцев было собирательство. Но об этом занятии остаётся только

догадываться, так как находок нет. В связи с тем, что человек не может жить без

растительной пищи, можно предположить, что древние жители стоянки собирали коренья,

зерна, разные плоды.

Искусство

Толбага

порадовала

археологов

уникальным

произведением

искусства-

скульптурой

головы медведя. Скульптура выполнена из обломка позвонка шерстистого носорога. Не

исключено,

что

для

обитателей

поселения

медведь

был

культовым

животным,

а

скульптура, передающая образ- своеобразным тотемом. Древний скульптор сгладил на

естественной основе гребень, приходящийся на затылочную часть головы медведя , и

отчленил глубокой выемкой характерную для медведя нижнюю губу. Особую живость

выражению морды придаёт приподнятый кверху кончик носа. Свойственные медведю

маленькие глаза едва угадываются на скульптуре, но тем не менее создан законченный

реалистический

образ

со

всеми

присущими

ему

особенностями

и

пропорциями.

Несомненно, скульптура создана древним мастером, хорошо знавшим как натуру, так и

9

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

материал,и прекрасно владевшим резцом. При трасологическом изучении отмечено, что

следы скобления и резания, ясно проступающие на поверхности изделия при увеличении

под

микроскопом

в

10-15

раз,

указывают

на

использование

каменного

орудия

неоднократно

выкрашивающимся

краем.

Открытие

скульптуры

доказывает,

что

толбагинцы были людьми разумными, с большими творческими возможностями.

Скульптура из Толбаги относится к числу древнейших не только в Забайкалье, но и во

всём мире.

Памятник - часовня

В центре села в нескольких метрах от стальной колеи построена часовня. Она поставлена

здесь в честь встречи строителей Транссибирской железнодорожной магистрали, которая

строилась

одновременно

с

востока

и

запада.

Великий

сибирский

путь

Челябинск-

Владивосток строился с 1891 по 1904год. Это было грандиозное по тем временам

строительство.

Первого

июня

1891года

во

Владивостоке

на

месте

нынешнего

железнодорожного вокзала был заложен первый камень Великого сибирского пути, а уже

в декабре 1896года прибыл первый поезд Владивосток-Хабаровск. В том же году была

сдана в эксплуатацию Западно- Сибирская железная дорога. А ещё через четыре года

пошли

поезда

от

Иркутска

до

ст.

Байкал.

В

феврале

1904года

вступила

в

строй

Кругобайкальская дорога. Позже участок Великого Сибирского пути от Иркутска до

Сретенска назвали Забайкальской железной дорогой.

В брошюре

бывшего

начальника

забайкальской

железной дороги

В.

И.

Казимирова,

выпущенной Восточно -Сибирским книжным издательством ,приводятся также образные

характеристики этого строительства. Если бы из переработанного строителями грунта

устроить тротуар шириной в четыре метра и высотой 10 см, он тянулся бы от луны до

земли; в жилищах строителей можно было бы разместить город с населением в 100 000

человек; из шпал, уложенных на этом пути, можно было бы сделать сплошной настил

(шириной в шесть шпал) от Читы до Москвы.

На строительстве Великого Сибирского пути одновременно работали до девяносто тысяч

человек. Люди жили в землянках, полуразвалившихся бараках, ветхих лачугах. Работали

10

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

по 10- 11 часов в сутки, а летом даже 14 часов, не зная не выходных, не праздников.

Многие работали только за пропитание. Зато для них строили церкви и кабаки. Только в

1923году была построена новая школа- четырёхлетка, до этого школа была в частном

доме Васильевского.

В 1925году в доме купца Димова открылся магазин « Т.П.О.», в этом же году была

построена амбулатория. В 1925 году была основана пионерская организация. Первыми

пионерами были дети транспортников – Суровы Оля и Вера, Бонковы Анастасия и Софья,

Снегирёвы Кеша и Шура, Булда Тоня, Ефимов Кеша.

В 1928году переорганизуется комитет бедноты в ТОЗ. ( товарищеское общество

земледельцев).

В 1933году была открыта шахта по добыче слюды, которую открыл житель села

Проточкин Осип. С запада на работу приехали 22 семьи, начальником шахты был Карзаев

И.В., одним из ударников был Ходаков Тихон Павлович.

В 1936году было очень сильное наводнение ( со слов ХодаковаТ.П.)

В 1937 году был организован райлесхоз.

В 1939 году была закрыта шахта по добычи слюды.

В 1954 году был построен усилительный пункт-УП.

В 1960 году был построен новый медпункт (ФАП)

В 1912 году было всего 162 жителя.

В период русско – японской войны (1904 – 05г.) в селе находился военный госпиталь. В

марте 1920 года через село прошли отряды капелевцев. За селом, у Черного озера, их

встретили партизаны .Бой был очень тяжелым, но капелевцы были разгромлены. Одним

из участников боя был наш земляк Столяров Яков Дмитриевич.

В селе организовываются партийные и комсомольские ячейки, в 1925 году создается

пионерская организация, первыми пионерами были дети транспортников.

Село растет, развивается: в 20 –х годах из соседнего села, от купца Тетюкова, перевозят

дом. В нем открылся клуб. Строится новая школа – четырехлетка, до этого школа была в

частном доме. В школе работали кружки – музыкальный, рукодельный, Красного креста.

11

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Была построена детская площадка. В 1928 году организован комитет бедноты,

который в дальнейшем будет как ТОЗ

( товарищеское общество земледельцев). Через два года ТОЗ преобразуется в колхоз

«Соц.стройка» и переносится в село Воскресеновка, находящееся в 10 км. от Толбаги.

В бывшем доме купца Димова открывается магазин ТПО. Построена новая амбулатория.

В 1936 году было очень большое наводнение, после которого сельский совет и почту

перенесут на возвышенное место, через железную дорогу. Железнодорожники строят

новый клуб, а старый переоборудуют в пекарню. В новом клубе – и книжку можно

почитать

и

поучиться

играть

на

гармошке

или

балалайке.

Хор,

организованный

железнодорожником

Шляхтой,ездил

с

художественной

самодеятельностью

в

Читу, и

привез музыкальные инструменты, которых им не хватало.

В 1933 году открыли шахту по добыче мусковита (слюды). Слюду обнаружил житель

Осип Тропочкин, за что получил сто рублей. На работу в шахту приехало еще 22 семьи.

Одним из ударников был, приехавший на работу, Ходаков Тихон Павлович. Он погиб в

Великую Отечественную

войну.

Просуществовала

шахта не

долго.

В

1939 году

ее

закрыли.

В

1937

году

был

организован

райлесхоз,

который

в

1945г.

переименован

в

леспромхоз. Лес возили на автомашинах, но имелись в работе и лошади. На этих лошадях

в годы войны работали женщины и подростки. Трактора появились лишь в 1956 году, но и

это было чудо. Все село сбежалось поглядеть, впереди бежали дети. Появились трактора,

открыли пилораму. И лишь в 1964 году леспромхоз ликвидировали и передали в соседний

поселок. Многие толбагинцы так и ездили на работу в леспромхоз до его закрытия в 90 –е

годы.

Трудный фронтовой путь прошли наши односельчане, многие дошли до Берлина:

Андриевский П.П., Алексеев Н.Ф., Лазоренко Н.И. и многие другие. Пропали и без вести

на полях сражений. Многие вернувшиеся имели ордена Славы, Красной звезды, медали

«За отвагу» и т.д.

Закончилась война, а многие толбагинцы, даже не побывав дома, проехали на восток. Не

вернулись домой почти сто человек.

12

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа- интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Построили большой Усилительный пункт (УП). В настоящее время он не существует.

Открыли

новый

медпункт

(ФАП),

санаторную

школу

интернат

для

детей

железнодорожников Забайкальской ж/д, т.к. воздух для детей с ослабленным здоровьем, у

нас

целебный,

сосновый.

Затем

будет

построено

большое

трехэтажное

здание,

и

пристроен

двухэтажный

учебный

корпус.

До

настоящего

времени

железная

дорога

содержит эту, хорошо оснащенную для учебы и здоровья, школу. В школе есть и солевая

комната, релаксации, тренажерный зал.

Строится здание под Толбагинское лесничество. Строят новые дома и жители села. В селе

открыт и работает комплексно – приемный пункт. Здесь жители могли сшить на заказ

одежду,

сдать

вещи

в

химчистку,

наладить

телевизор

или

другую технику,

сделать

прическу. Работает сельский клуб, библиотека. Люди трудятся на железной дороге, в

соседнем

леспромхозе,

в

школах,

детском

саду,

лесничестве

и

на

его

подсобном

хозяйстве.

В 1997 году закрывается железнодорожная станция и производится демонтаж четырех

путей. Теперь пассажирские поезда не останавливаются. И нашу знаменитую часовню

теперь можно увидеть лишь из окна вагона. Люди, теряя работу, уезжают.

В эти годы закрывается КПП, лесничество, детский сад, разваливается леспромхоз.

Пускай, нет Толбаги на карте, но о ней знают и в Америке и в Японии, Франции и Англии.

И не только из-за нашей знаменитой часовни. Человек пришел на это место, где сейчас

село,

более

тридцати

тысяч

лет

назад.

Об

этом

свидетельствуют

археологические

раскопки на северном склоне от села. Обнаружено более четырех тысяч находок. Самой

ценной оказалась находка скульптурного изображения головы медведя, сделанная на

позвонке

шерстистого

носорога.

Это,

по

-

мнению

ученых

мира,

самое

древнее

скульптурное изображение в Азии.

В 1986 году в нашем селе прошла Всесоюзная конференция «Четвертичная геология и

первобытная археология Южной Сибири», на которую приехали

ученые из Москвы,

Ленинграда, Новосибирска, Средней Азии, Грузии, Украины. Важное событие по тем

временам. А в 1996 году в Забайкалье прошел уже Международный археологический

конгресс. Местом его проведения и стали памятники древности – археологические

13

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа- интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

раскопки. Вот тогда и посетили иностранные ученые наше маленькое село. Так что наше

село - знаменитое!

Да

и

людьми

своими

село

может

гордиться.

Есть

в

селе

заслуженные

учителя,

железнодорожники, есть труженики военных лет.

В нашем селе жил один из участников Парада Победы 1945 года.

Это Николай Иванович Лазоренко. Николай Иванович прошел с боями Ельню, Смоленск,

Оршу, Витебск, Минск, Каунас. Форсировал Неман, брал Кенигсберг, был на проческе

лесов в Польше, где затаились не добитые, озверевшие фашисты и где, как он говорил,

стрелял каждый пень, каждое дерево. Войну Николай Иванович закончил 22- летним

старшиной артиллерийского дивизиона и имел 11 наград. Особенно дороги были орден

Красной

Звезды,

Славы

3

степени

и

медаль

«За

отвагу».

Победу

он

встретил

в

Кенигсберге. И его, в составе второго танкового корпуса/только 200 человек взяли/,

отправили на Парад Победы в Москву.Николай Иванович рассказывал «Прежде, чем

приехать в Москву, мы восемь дней были на сборах. Отрабатывали шаг, выправку, ведь

идти нам предстояло по Красной площади, на виду у всех маршалов. Выдали форму

танкистов, кожаные шлемы, пистолеты. Вид был неотразим». На всю жизнь запомнил

Николай Иванович этот день, 24 июня 1945 года. И через сорок лет, в 1985 году, его

вновь пригласят на Парад Победы, где он встретит однополчан, что прошли рядом с ним

те страшные годы плечо к плечу и вместе с ним были на том незабываемом Параде

Победы 1945- го. С того 45- го хранил Николай Иванович гимнастерку, выцветшую от

времени,

но

дорогую

его

сердцу.

Еще

при

жизни

ветерана,

приезжали

из

музея,

просили…Только, когда его не стало передали дети музею старую гимнастерку. После

войны Николай Иванович четверть века отработал шофером на лесовозе и больше десяти

был председателем сельского Совета. Вырастил четырех сыновей.

14

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Заключение

Практическая

ценность

работы

состоит

в

том,

что

её

результаты

помогут

учащимся устранить пробелы знаний по истории родного края, проникнуться интересом к

истории своей малой Родины, почувствовать себя частью социума.

Проведённое

мной

исследование

даёт

право

утверждать,

что

существует

несколько

проблем в развитий родного села - это безработица, пьянство, неблагополучные семьи. Без

помощи государства село не сможет решить эти проблемы. Это ведь проблемы не только

нашего села, но и всей страны.

Село – это мы с вами, и от нас зависит и его настоящее и то, каким оно станет. И хочется

пожелать всем нам активной жизненной позиции в решении проблем и вопросов, чтобы

все мы любили нашу малую родину не только словом, но и делом. И тогда, не смотря на

зимние морозы, нам всегда в родном селе будет тепло и уютно

.

15

«Деревенька моя деревянная, дальняя»

Ярославцева Диана ученица 5 класса

Частное общеобразовательное учреждение» Школа - интернат № 33 среднего общего

образования ОАО « Российские железные дороги»

Список используемой литературы:

Энциклопедия Забайкалья

К. Никитенко. Толбага- долина дружбы.

Интернет-ресурсы.

Приложение № I

16

Сбор информации в сельской библиотеке села.

17

Приложение № II

Часовня Святого Михаила Архангела

18

Приложение № III

Обелиск воинам – землякам

Приложение № IV

19

Сельский дом культуры

Здание администраций села

20

Приложение № V

Школа - интернат №33 ОАО «РЖД»

Приложение № VI

21

Фельдшерско-акушерский пункт

Приложение

22

№ VII

Долгожители села

Полошенко Зинаида Афанасьевна 12.12.1934г.р.

Жерникова Олимпиада Ивановна 20.11.1930г.р.

23

Куприянова Октябрина Георгиевна 24.09.1929г.р.

24

Приложение № VIII

Ветераны Великой отечественной войны

Латынцев Игнатий Павлович

Кодинёв Алексей Андреевич

25

Михайлов Павел Павлович Алексеев Иосиф Федотович

Лазаренко Николай Иванович

26



В раздел образования