Напоминание

"Местоимение"


Автор: Кулик Валентина Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Сураж, Брянская область, Суражский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Местоимение"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема. Местоимение

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Задачи:

1.

Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.

2.

Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание,

речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование

умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся

получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать

текст)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют

внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают

последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник,

мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения

решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и

различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование

учебного сотрудничества в парах, группах.

I.Мотивирование к учебной деятельности. Организационный этап.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

-Здравствуйте!

Слайд 1

- Прочтите слова известного русского писателя Алексея Николаевича Толстого

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно,

неверно.

А.Н. Толстой

- Как вы понимаете это выражение?

(Мы должны как можно глубже изучать родной язык, для того чтобы нас было приятно слушать,

для того чтобы наша речь была красивой, выразительной, богатой.)

(Слайд2)

-Девизом нашего урока станут следующие предложения:

-Прочитайте хором.

«Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минуткой своей дорожи!»

-Чтобы урок получился успешным, какие качества мы должны взять с собой?

(Слайд 3)

(Трудолюбие, внимание, старание, усидчивость, взаимовыручку, любознательность, уважение.)

II. Актуализация знаний.

1.

Чистописание

Под тихую музыку (фрагмент из музыки П.И. Чайковского « Времена года» « Весна»

Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут звеня…

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад-

Весь мир весне веселой рад.

-Кто же пришёл к нам на урок? (весна)

(Слайд 4)

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий парный, звонкий парный, обозначен буквой «вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В вввл во

-Какие соединения встретились?

- Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.

- Найдите самую правильную по форме и размеру заглавную и строчную букву подчеркните их.

2.

Словарная работа

(Слайд)

Учитель открывает слова: в_р_бьи, в_рона, в_сна.

-Прочитайте слова из стихотворения о весне.

- Какое из этих слов лишнее?

-Почему?

-Какая проверяемая безударная гласная пропущена? (Весна – вёсны)

(Слайд)

- Подберите однокоренные слова весна. ( Веснушка, веснянка, весенний) (записать однокоренные

слова)

(Слайд 5)

- Разобрать по составу самостоятельно.

-Проверим

Слайд 6 (Самопроверка.)

-Оцените свою работу.

(Слайд)

-Какие непроверяемые безударные гласные пропущены в словах ворона, воробьи?

(Слайд)

-Отгадайте загадку

(Слайд7)

В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На высокой тонкой ножке

Всё дремал он у дорожки.

(Слайд8)

(Одуванчик)

На доске табличка – одуванчик

-Послушайте меня как правильно я произношу это слово [а д у в а н’ ч’ и к].

-Есть разница в произношении и написании?

-У доски выполнить транскрипцию этого слова и устно дать характеристику каждому звуку. (У

доски работает один ученик)

Одуванчик - [а д у в а н’ ч’ и к] – 4 слога, 9 б., 9 зв.

-Измените форму слову. (Одуванчики)

-Подберите однокоренное слово. (Одуванчиковое)

-Запишите эти слова.

-Выделите корень.

-Какой корень в слове одуванчик.

-На что похож цветок? (На букву)

-Значит с какой буквы пишется это слово?

- Давайте все, вместе произнесем слово орфографически правильно «ОДУВАНЧИК» и

орфоэпическиправильно [а д у в а н’ ч’ и к].

-Придумайте предложение с этим словом.

-Запишем на доске и в тетрадь. (Лучшее предложение записывают с комментированием)

-Разберите по членам предложения и по частям речи. (На лугу растут красивые одуванчики.)

(Взаимопроверка. Оценка)

- Поменяйтесь тетрадями.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Оцените работу своих товарищей.

III. Постановка учебной задачи

-Какие части речи встретились в предложении?

-Какие части речи вы ещё знаете?

(Слайд9)

-На какие группы их можно разделить? (Служебные и самостоятельные)

(Слайд10)

-Какие части речи относятся к самостоятельным?

(Слайд11)

- К служебным?

(Слайд12)

Работа в группах

- Вы сейчас будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

(Слайд13)

-На столе у каждой группы лежат конверты.

-Составьте предложение из данных слов. Чья группа составит предложение, поднимет зелёный

кружок.

- Приступайте к работе.

(Лидер группы читает предложение.)

1 гр. Одуванчик один из первых весной зацветает.

2 гр. Одуванчик напоминает маленькое солнышко.

3 гр. Цветы одуванчика красивые и нежные.

4 гр. Одуванчики нам дарят ощущение весны.

5 гр. Красуется одуванчик с месяц.

6 гр. Потом на одуванчике появляется пушистый шар.

(Слайд14)

-Можно ли составленные предложения назвать текстом?

-Докажите.

( Текст-это высказывание, в котором два или несколько предложений. Предложения в тексте

объединены общей темой и связаны по смыслу. Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст

можно озаглавить.)

- Понравился вам рассказ? Может, у вас есть замечания?

- Отредактируйте устно этот текст.

(Слайд15)

- Какими частями речи были выражены повторяющиеся слова?

- Какими словами вы заменили слово одуванчики?

-Как называется эта часть речи?

- Сделайте вывод.

- Сформулируйте тему урока.

Тема. Местоимение

(Слайд16)

- Какая перед нами стоит учебная задача?

(Слайд17)

Цели. Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность,

формировать навык употребления местоимений. Определять грамматические признаки личных

местоимений.

IV Погружение в тему.

1.Частично-поисковая работа

- Посмотрите на слайд, прочитайте о чём вы узнаете, чему научитесь при изучении данной темы.

(Слайд18)

1.Местоимение – это (часть речи)

2.Употребляется вместо (существительных)

3.Местоимения не называют предмет, а (указывают на него)

4.Личные местоимения (я, ты, вы, мы, он, она, оно, они)

5.

Число

6. Местоимения помогают избежать…. (повторов)

-На какие пункты мы можем уже дать ответ.

Местоимение- это самостоятельная часть речи.

(Слайд19)

Местоимение употребляется вместо существительных.

(Слайд20)

- Сейчас мы с вами проведём дальнейшую поисковую работу.

Работа по учебнику

С. 92, упр.156

- С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

- А когда вас много?

- С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

- С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

-Сделаем вывод.

(Слайд21)

- Прочитайте правило на с. 92

-Какое новое, непонятное слово встретилось в тексте? (Личное)

- Чтобы узнать лексическое значение этого слова, к какому словарю нам надо обратиться?

-Кобызь Дарья поработала со словарём дома. Это её домашнее задание. Послушаем её.

В русском языке несколько групп местоимений.

Данная группа указывает на лицо или на лица, местоимение Я указывает на лицо говорящего, Ты

– на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они –

соответственно о нескольких лицах. Поэтому местоимения называются личными.

Личное – значит принадлежащее лично кому-то.

-В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

-Какие личные местоимения мы узнали?

-Запишем.

(Слайд22)

- На сколько частей можно разделить правило?

- Поставьте к каждой части вопрос.

-Сравните местоимения : я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они

указывают?

-Сравните местоимения мы,вы,они. На сколько предметов они указывают?

-На какие две группы можно разделить местоимения?

-Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц,

т.е. бывают единственного и мн. числа.

-Назовите местоимения ед. числа.

- Назовите местоимения мн. числа.

(Слайд23)

-Рассмотрим таблицу на с. 93. Что вы еще нового можете рассказать о местоимении.

(Их разделили на три группы: местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица)

-Заполним таблицу.

Какие местоимения 1 лица? 2 лица? 3 лица?

(Слайд24)

А теперь, используя записи на слайде, расскажите всё о местоимении. (Читают цепочкой)

(Слайд25)

- Исходя из сказанного сделайте вывод: какую роль выполняет местоимение в нашей речи? (Оно

помогает избежать повторов в тексте.)

-Заполним последний пункт.

(Слайд26)

V. Первичное закрепление

Физкультминутка (Слайд27)

-Какое местоимение встретилось в тексте физкультминутки?

(Слайд 28)

-Используя таблицу расскажите всё об этом местоимении.

VI. Включение нового знания в систему знаний

1.Самостоятельная работа.

Работа по учебнику

Упр. 157, с. 93

-Прочитайте стихотворение Ольги Высотской.

-Какое первое предложение по цели высказывания и по интонации?( Второе, третье, четвёртое)

(1. Вопросительное, вопросительное невосклицательное.

2. Повествовательное, восклицательное.

3. Вопросительное, вопросительное невосклицательное.

4. Повествовательное, восклицательное.)

-Со слайда выберите любое задание к упр.157 и выполните.

(Слайд29)

1. Выпишите местоимения.

2. Выпишите местоимения. Укажите число и лицо.

3. Выпишите местоимения. Укажите число и лицо. Составьте с одним из местоимений

предложение.

-Проверяем.

-Кто выполнил первое задание поднимите красный кружочек.

-Кто выполнил второе задание поднимите синий кружочек.

-Кто выполнил третье задание поднимите зелёный кружочек.

3.

Работа в паре.

-Следующая работа в паре. Вспомним правила работы в паре.(Слайд 30)

-У вас на столе лежат зелёные карточки. Прочитайте задания и выполните.

Карточка 1.

-Вставьте пропущенные местоимения.Определите лицо и число местоимений.

Наступилав..сна. ____ все д..ревьян..рядила в з..лёныйн..ряд. С юга прил..тели птицы. _____

в..ютгнёзда и ждутпт..нцов.

(Слайд)

-А теперь каждый спишет текст себе в тетрадь и вставит пропущенные буквы .

(Проверка)

(Слайд)

VII. Итог урока

-В начале урока, мы поставили перед собой цель. Какую?

(Слайд31)

-Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей?

1. Что такое местоимение?

2. На что указывает местоимение?

3. Какие личные местоимения вы знаете?

4. На какие две группы делятся местоимения?

5.Какого лица могут бытьместоимения?

-Что мы составили?

-Расскажите по составленному плану всё, что мы теперь знаем о местоимении.

VIII. Самооценка. Оценка учащихся.

-Возьмите шкалу и по шкале оцените свои достижения.

Проверка (2-3 ученика)

-Почему?

(Слайд32)

- Знаменитый чешский педагог Я. А. Коменского сказал следующие слова: «Считай несчастным

тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему

образованию».

-Выслушав ваши ответы, я считаю сегодняшний день, сегодняшний урок не является несчастным,

напрасным.

-За работу в классе …

IX. Домашнее задание

Упр. 159, с. 94

1. Спишите предложения. Подчеркните местоимения.

2. Спишите предложения с местоимениями 1 лица. Составьте и запишите предложение с

местоимением 2 лицаед. числа.

3.Спишите предложения. Подчеркните местоимения. Укажите лицо и число местоимений.

Найдите в любом тексте два предложения с местоимениями и запишите.

Рефлексия

-Какое дерево упоминалось в закличке? (Берёза)

- Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт у моего дома,

прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не

глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось

составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.

«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе

написано немало стихов, рассказов, сказок.»

- Понравился вам рассказ? Может, у вас есть замечания?

Какими частями речи выражены повторяющиеся слова?

А что мы знаем о существительном как части речи?

- Отредактируйте этот текст.

- Каким словом вы заменили слово берёза?

- Что вы знаете о местоимениях?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Мы уже много знаем о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит учебная задача?

- Чему будем учиться?

- За один урок всему сразу научиться мы не сможем.

Сегодня мы поговорим о личных местоимениях.

Слайд

Тема. Личные местоимения

Цель. Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность,

формировать навык употребления местоимений.

IV Погружение в тему.

1.Исследовательская работа

-У вас на партах лежат карточки, вы должны их заполнить.

- И так что мы уже знаем о местоимении? Местоимение- это самостоятельная часть речи.

- Местоимение употребляется вместо существительных.

-Какую роль выполняет местоимение в нашей речи? (Оно помогает избежать повторов в тексте.)

Схема на слайде

Исследовательская карточка

1.Местоимение – это (часть речи)

2.Употребляется вместо (существительных)

3.Личные местоимения (я,ты, вы, мы, он, она, оно, они)

4.Местоимения не называют предмет, а (указывают на него)

5.

Число 1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное

Множественное

Упр.156, с.92

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

А когда вас много?

С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

Итак, местоимения имеют лица. Поэтому они называются личными.

Местоимение Я указывает на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не

участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Сравните местоимения : я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они

указывают?

Сравните местоимения мы,вы,они. На сколько предметов они указывают?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц,

т.е. бывают единственного и мн. числа.

-Дополним предложение четвёртое в исследовательской карточки.

-Рассмотрим таблицу на с. 93. Что вы еще нового можете рассказать о местоимении.

-Заполните таблицу в исследовательской карточке

-Причитайте правило на с. 92

- На сколько частей можно его поделить.

- Поставьте к каждой части вопрос.

-Что вы ещё узнали о местоимении?

- Как вы считаете, что означает слово «личные»?

ЛИЧНЫЕ (карточка)

- А как об этом записано в Толковом словаре Ожегова,

прочитает нам ……………....… (читает ученик)

В русском языке несколько групп местоимений.

Данная группа указывает на лицо или на лица, поэтому местоимения называются личными.

Личное – значит принадлежащее лично кому-то.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

-И так давайте ещё раз обобщим всё что мы знаем о местоимениях с помощью исследовательских

карточек.

 Сделайте вывод: какую роль выполняет местоимение в нашей речи? (Оно помогает избежать

повторов в тексте.)

«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе

написано немало стихов, рассказов, сказок.»

III. Словарная работа

Звучит спокойная музыка. Во время просмотра учитель читает стихотворение.

Любите родную природу

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- А что, значит, относиться добрей?

- Внимание на экран! (Приложение №1)

- Ребята, где находятся дети? (В поле, среди цветов - одуванчиков)

- Давайте все, вместе произнесем слово ОДУВАНЧИК как оно слышится [а д у в а н’ ч’ и к].

- Внимание на экран! (Приложение №2)

- Прочитайте, как пишется это слово по слогам (О-ДУ-ВАН-ЧИК)

- А теперь работаем по алгоритму:

1.Орфографическое проговаривание словарного слова и запись в тетрадь.

2.Определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с

последующей записью.

3.Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического

словаря)

4.Письменный фонетический разбор в полной форме.

5.Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)

6.Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося

предложения с последующим синтаксическим разбором.

7.Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.

8.Использование метода ассоциации.

9.Создание рисунка, аппликации, ребусов, стихотворений.

1.Использование визуально-кинестетического метода. НЛП (приложение №3 только для учителя)

одуванчик оду-ванчикодуван-чик

одуванчик [ о д у в а н’ ч’ и к]– 4 слога

о [а] - гл., безуд.

д [д] – согл.,зв., парн., тв.

у [у] – глас.,безуд.

в [в] – согл., звон, пар., тв.

а [а] - гл. ударн.

н [н’]- согл.,зв., непар., мяг.

ч [ч’] – согл., глух., непар., мяг.

и [и] - гл., безуд.

к [к] – согл., глух., парн., тв.

___________________________

9б., 9 зв.

Толкование этого слова.

Однокоренные слова: одуванчик, одуванчиковое.

Составление предложения

На поле растут золотые одуванчики. (Повест.,невоск., распр., прост.) одуванчики – сущ. (что?),

н.ф. – одуванчик, неодушевленное, нарицательное, во мн.ч., в м.р., в И.п. подлежащее.

- Ребята, поставьте одуванчик в П.п.

(Думаю о чем? об одуванчике. Т.к. одуванчик начинается с гласной, то предлог об)

Ассоциации

С

ОДУВАНЧИК

Л

Н

Ц

Е

- ЦВЕТОК ПОХОЖ НА БУКВУ О, ПОЭТОМУ ОДУВАНЧИК ПИШУ С БУКВОЙ О.

(приложение№4)

- Рисунки, ребусы выполните дома.

«НЛП» (Звучит музыка тихая, спокойная…)

- Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и тихонько

проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы почувствуете в какой-то

части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему комфортно. Вам сейчас тепло и уютно.

Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите или услышите это слово, оно даст знать о себе,

где оно живет в вашем теле и подскажет вам, как оно пишется.

- Повернулись к друг другу, покажите, где ваше слово поселилось?

- Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово?

О-ДУ-ВАН-ЧИК

IV. Физминутка.

- Она подскажет вам тему нашего урока!!!

Я, ты, он, она – вместе целая страна,

Вместе дружная семья.

В слове МЫ 100 тысяч Я.

V. Новая тема

- Ребята, в нашей физминутке прозвучали слова я, ты, он, она, а кто помнит какая это часть речи,

как называется? (Местоимение)

- Какие вы, молодцы!

- Так кто мне назовет тему нашего урока? (Местоимения)

- Внимание на экран. (Приложение №5)

Один ученик читает текст, а дети внимательно слушают.

- Если заметите что – то, поднимите руку.

Это одуванчик, желтый сарафанчик. Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчик

цветок в дождик и в холод не распускается. Красуется желтый цветок одуванчика с месяц, а потом

одуванчик начинает меркнуть, вместо яркого цветка появляется пушистый шар.

Так хочется дунуть!

- Итак, что вы заметили? (Повтор одного и того же слова)

- Правильно, надо отредактировать текст. Слушаю вас!

(Ответы детей)

- Ребята, прочитайте отредактированный текст. (Приложение №6)

- Вместо какой части речи вы употребили слова он, его?

- Мы употребили вместо имени существительного, но мы не называли его, так?

- С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (Я)

- С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы)

- Какое местоимение вы употребите, если обращаетесь к своему другу, однокласснику? (ты)

- А если к нескольким одноклассникам? (вы)

- А если человек незнакомый, старший по возрасту, как вы обратитесь к нему? (Вы)

- Да, Вы – это форма вежливого обращения.

В учебнике прочитайте правило и запомните его.

9. Контроль достижения целей

- Наш урок близится к завершению и пора подводить итоги.

Как вы узнаете, научились правильно употреблять в речи местоимения?

Предлагаю выполнить следующее задания.

На доске записан текст.

Ночью выпал снег. … покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … подняла в воздух

лёгкие снежинки. … закружились в воздухе.

—Как вы думаете, в чём заключается задание?

(Ученик, выполнивший работу раньше других, работает у доски.)

Самоконтроль.

(Кто справился с работой, ставит на полях тетради «!»)

Критерии:

Напротив правильного ответа на полях тетради ставьте «+» и рядом поставьте отметку:

«5»—всё правильно;

«4»—допущена 1 ошибка;

«3»—допущены 2-3 ошибки;

Отметку не ставим, если допущено более 3 ошибок.

- Оцените свою работу. Если вы правильно записали местоимения во всех предложениях,

поставьте себе «+», если ошиблись – «?».

- У кого есть знак «?» за работу? В чем трудности?

- Что будете делать, чтобы решить свою проблему?

- Кто поставил себе два знака «+»?

- Вам уже не нужно тренироваться в применении нового алгоритма?

- А где вы можете потренироваться?

Дает домашнее задание. Составить и записать два предложения с личными местоимениями.

- Надо выполнить задание, где бы мы могли применить свои знания.

— Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по

смыслу.

Оценивают результаты самостоятельной работы.

Отвечают (подбирают подходящие по смыслу местоимения и указывают лицо)

- Будем тренироваться подбирать подходящее по смыслу местоимение, указывать лицо.

Отвечают.

- Нужно, мы еще мало тренировались, поэтому в следующий раз мы можем допустить ошибку.

- На следующих уроках, дома.

ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

умение выполнять пошаговый контроль по результату

умение оценивать результаты по критериям

умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу

10. Рефлексия

- Какая была тема урока?

- Какие цели ставили на этом уроке?

- Достигли поставленных целей?

- Докажите. Что называется местоимением?

-Чем местоимение отличается от имени существительного? Дайте полный ответ.

- Оцените свою работу на уроке с помощью нашего светофора и нужный цвет вложите в

волшебный мешочек знаний.

Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли

задания, старались, прикрепите зелёный цвет. А если вы не очень довольны своей работой, если

считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите жёлтый цвет, ну а если было

трудно и вам нужна помощь, то красный кружочек.

-Личные местоимения.

— Узнать, что называют местоимением.

- Когда в речи мы употребляем местоимения.

—Узнать, как отличить местоимение от других частей речи.

Приобрести умение правильно писать местоимения.

- Да; почти.

- Отвечают.

Выполняют задание.

положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной

роли «хорошего ученика»

умение сохранять цели урока

умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям

•Найдите самое необычное название одуванчику. (Молочник.)

•Найдите самое поэтическое название одуванчику. (Пушица.)

•Самое веселое название. (Летучки.)

•В переводе с венгерского “одуванчик” дословно означает “детсковеночная трава”, то есть трава,

из которой дети плетут венки.

•Одуванчик облетает от дуновения ветерка.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветк

Это одуванчик желтый сарафанчик.

Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчика цветок в дождик и в холод распускается.

Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляется пушистый шар.

Так и хочется дунуть!

Работа с толковым словарём (выставка словарей)

Ребята, а как вы понимаете значение слова веснянка?

- В каком словаре мы найдём лексическое значение этого слова?

- С толковым словарём заранее поработала Кобызь Дарья. Она расскажет вам что означает слово

веснянка.

(Рассказ ученицы)

- Веснянка – народная песня-закличка. Этой песней зазывали весну, чтобы она скорее пришла,

хороший урожай принесла.

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявыми,

С ячменем усатыми,

Со просом, со гречею,

С калиной-малиною,

С грушами, с яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С берёзкой кудрявою,

С травушкой-муравушкой,

С одуванчиком луговым.

_Что люди просили у весны? (Богатого урожая, чтобы зимой было, что есть. Пробуждения

природы.)

- Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и тихонько

проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы почувствуете в какой-то

части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему комфортно. Вам сейчас тепло и уютно.

Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите или услышите это слово, оно даст знать о себе,

где оно живет в вашем теле и подскажет вам, как оно пишется.

- Повернулись к друг другу, покажите, где ваше слово поселилось?

- Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово?

О-ДУ-ВАН-ЧИК

• А теперь отдохните немного и послушайте грамматическую сказку о местоимении. (Слайд 11)

Достойная замена

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время моё

место, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительное,

Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения.

Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих

начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, могут заменить любое

Существительное.

В. Волина



В раздел образования