Автор: Смирнова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №16
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкин
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается
недоразвитие мелкой моторики кист ей рук, при этом речевые навыки развиты недостаточно,
речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Опрос, анкетирование и беседы с
родителями позволили мне определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание
развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений
большинства из них в данной области невысок. Данная проблема в будущем может
отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено
специальной коррекционной работы.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, я
использую:
«Театр в руке» (театрализованные игры), позволяющий:
повышать общий тонус;
развивать внимание, память, воображение, связную речь;
снижать психоэмоциональное напряжение.
«Криотерапию» - одну из современных нетрадиционных методик коррекционной
педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие
холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан
на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется
выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в
результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следующей схеме:
одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом нужно
постепенно увеличивать с 5 секунд до 1 минуты. Ребята с удовольствием на занятиях строят
из цветных кубиков льда различные узоры и фигурки.
«Сыпучие игры» -нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном
случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь,
но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение.
«Песочную терапию» . Игры с песком способствующие формированию и развитию
пространственно-количественных представлений, самомассажу кистей рук. Именно в
песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается
мануальный интеллект ребенка. Песок обладает замечательным свойством «заземлять»
негативную психическую энергию.
«Игры с различными предметами» (с прищепками и счетными палочками), развивающие
координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
«Игры с мозаикой и конструктором» , которые также помогают в развитии моторики и
речи детей.
«Волшебную пуговичную полянку» , которая дает возможность научиться застегивать и
расстегивать пуговицы, тем самым развивая ручную умелость, а также создавать разные
сюжеты и составлять по ним рассказ.
В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь следующих правил:
Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к
играм и занятиям.
Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную
мотивацию.
Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и
совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в
развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы
руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и
интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в
дальнейшем формирования навыка письма в школе.