Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ


Автор: Смирнова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №16
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкин
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Дата публикации: 19.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается

недоразвитие мелкой моторики кист ей рук, при этом речевые навыки развиты недостаточно,

речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Опрос, анкетирование и беседы с

родителями позволили мне определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание

развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений

большинства из них в данной области невысок. Данная проблема в будущем может

отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено

специальной коррекционной работы.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, я

использую:

«Театр в руке» (театрализованные игры), позволяющий:

повышать общий тонус;

развивать внимание, память, воображение, связную речь;

снижать психоэмоциональное напряжение.

«Криотерапию» - одну из современных нетрадиционных методик коррекционной

педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие

холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан

на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется

выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в

результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следующей схеме:

одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом нужно

постепенно увеличивать с 5 секунд до 1 минуты. Ребята с удовольствием на занятиях строят

из цветных кубиков льда различные узоры и фигурки.

«Сыпучие игры» -нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном

случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь,

но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение.

«Песочную терапию» . Игры с песком способствующие формированию и развитию

пространственно-количественных представлений, самомассажу кистей рук. Именно в

песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается

мануальный интеллект ребенка. Песок обладает замечательным свойством «заземлять»

негативную психическую энергию.

«Игры с различными предметами» (с прищепками и счетными палочками), развивающие

координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

«Игры с мозаикой и конструктором» , которые также помогают в развитии моторики и

речи детей.

«Волшебную пуговичную полянку» , которая дает возможность научиться застегивать и

расстегивать пуговицы, тем самым развивая ручную умелость, а также создавать разные

сюжеты и составлять по ним рассказ.

В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь следующих правил:

Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Работу провожу регулярно, систематически.

Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к

играм и занятиям.

Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную

мотивацию.

Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и

совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в

развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы

руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и

интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в

дальнейшем формирования навыка письма в школе.



В раздел образования