Автор: Гусева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №22 п. Стодолище
Населённый пункт: п. Стодолище Починковского района Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В гости к насекомым
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №22 п. Стодолище, Починковский район,
Смоленской области
Конспект ООД по экологии в старшей группе детского сада «В гости к
насекомым».
Воспитатель:Гусева Е. М.
2020 год
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширить и закрепить знания детей о насекомых,
Ввести в активный словарь детей обобщающее
понятие «насекомые».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение
устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать
выводы
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете
Методы и приёмы:
Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание,
объяснение, рассматривание, закрепление, итог.
Материалы к занятию: картинки с изображением насекомых; карточки для
игр; разрезные картинки; музыка «Звуки насекомых».
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картин по теме;
- чтение энциклопедической литературы;
- заучивание стихов о насекомых;
- отгадывание загадок о насекомых;
- просмотр мультфильмов;
- чтение художественной литературы (басня Крылова «Стрекоза и
муравей», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и другие);
- выставка рисунков «Маленькие обитатели леса»
Ход ООД
-Здравствуйте, ребята.
Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
-Ребята, а вы любите сказки? Ну тогда присаживайтесь на свои стульчики
и послушайте одну
…Далеко-далеко, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители
этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку,
дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные,
добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили
устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать,
потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали
хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым
цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной
пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О,
чудо! Утром, как только взошло солнышко цветы услышали прекрасную
музыку и на бал прибыло много гостей.
(Включается запись звуки природы)
Мы их можем встретит везде: в саду, в поле, в лесу. Летают, жужжат, иногда
кусаются… Вы догадались?
(ответы детей)
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей
планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень
хорошо приспособились к жизни на Земле.
А вот кто прилетел на бал вы узнаете отгадав загадки:
1.
У нас 4 крыла
Тело тонкое, словно стрела….
И большие – большие глаза
Называют ее…. ( стрекоза)
2.
Погляди на молодцов
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один столкнулся вдруг
Под тяжелой ношей
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей
Жить не может … (муравей)
3.
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. ( бабочка)
4.
Всех жуков она милей
Спинка алая у ней
На спине кружочки
Черненькие точки. ( божья коровка)
5.
Не зверь, не птица
Нос как спица.
Кто его убивает,
Свою кровь проливает. ( комар)
Какие бывают насекомые? (полезные и вредители)
- Назовите полезных насекомых?
- Назовите насекомых вредителей?
(На экране появляется цветочная поляна с насекомыми)
-
- Но вот беда, как только начался бал цветочки начали под ветерком
раскачиваться в разные стороны, а насекомые над цветами танцевать
появился злой Леший и насекомых заколдовал.
Над насекомыми
злой леший пошутил
Взял их в камни превратил.
Чтобы бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знания,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Немного помоги!
- Вы готовы им помочь? Леший нам с вами приготовил задания и если мы их
выполним, то насекомых расколдуем.
1-е задание «Разрезные картинки»
Дети делятся на подгруппы и собирают картинки насекомых: муха, стрекоза,
муравей.
-Что есть у насекомых? Насекомые – это такие животные, которые
имеют 3 пары ножек (всего 6 штук, и тело которых делится на 3 части –
голова, грудь и брюшко, у них есть усики, а у некоторых имеются крылья.
Кто-то из насекомых ползает, кто-то умеет летать, а кто-то прыгать.
Они населяют всю нашу планету. Насекомые очень крохотные и хрупкие, их
ни в коем случае нельзя трогать руками, ловить сачком и уничтожать.
А знаете, почему их назвали насекомыми? Потому что у каждого на
брюшке есть насечки. Насекомые существовали еще тогда, когда не было ни
птиц, ни тем более зверей. Насекомые бывают большие и очень маленькие,
одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а
другие – всего один день. А вы знаете, что если исчезнут насекомые, то
исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без
друга. Насекомые – часть природы. Поэтому их нельзя убивать, а только
любить, беречь и охранять.
2-е задание: игра «Да – нет»
Воспитатель:
- А сейчас Леший предлагает нам поиграть в игру «да-нет». Я задаю вам
вопрос, если вы считаете, что ответ «да», вы хлопаете в ладоши, если «нет»,
то вы топаете ногами. Согласны?
1. Муравей питается нектаром.
2. В муравейнике живёт очень много муравьев.
3. Пчёлка ленивое насекомое.
4. Паук высоко летает.
5. Из гусеницы появляется бабочка.
6. Бабочки питаются мухами.
7. Тараканы плетут паутину.
8. Стрекоза похожа на вертолет.
3-е задание «4-ый лишний»
Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка
Муха, стрекоза, комар, паук.
Стрекоза, майский жук, бабочка, муравей.
4-ое задание «Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…
Физкультминутка
Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
5-ое задание:
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка?
Дети: Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель:- Кто появляется из яйца?
Дети: Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель: Что делает гусеница?
Дети: Она питается листьями и растет.
Воспитатель: В кого она превращается?
Дети: Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель: Кто выходит из куколки?
Дети: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,
бабочка начинает
летать.
Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в
бабочку с помощью стихотворения
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как
крыльями)
Ну вот мы и выполнили все задания Лешего. Вот и подошло наше
путешествие к концу.Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть
ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть
летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда
остается голубым и зеленым!
Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу.
Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и
спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и
красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И
тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С
каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий
ветерок нежно гладит ваши крылышки. Но вот пришло время возвращаться
домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Подведение итогов.
-Ребята, а насекомые нужны в природе? Какую пользу они приносят?