Автор: Петрова Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Аннушка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие по стране безопасности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 16 «Аннушка»
________ Т. М. Байдакова
Приказ № 115 (А) от 31.07. 2019 г
Программа
по созданию безопасных условий
при организации образовательного процесса
«Путешествие по стране безопасности»
Составитель:
Петрова
Марина Анатольевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного
процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста основ
экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного
обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой
базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного
образования от 30.08.2013г.
Цель программы: формирование у детей навыков разумного адекватного поведения
в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с
незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми
предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ
экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи по программе
Ребенок и другие люди
Формировать представления о том, что внешность (приятная или уродливая)
человека не всегда означает его намерения.
Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с
незнакомыми людьми на улице и дома.
Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и
соответственно реагировать на них.
Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими
приятелями на улице, дома, в детском саду.
Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
Формировать основы экологической культуры.
Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее
обитателям.
Показать взаимосвязь человека и природы.
Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые
предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды.
Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое
окно и балкон.
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности,
учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар»,
«Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.
Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять
знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01»,
«02», «03», «04».
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Здоровье ребенка
Продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.
Дать представления о здоровой пище.
Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения
для здоровья.
Формировать навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка
Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
Учить по возможности избегать межличностные конфликты.
Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.
Ребенок на улице
Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими,
запрещающими и информационно-указательными.
Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках
организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как
в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольника.
Ожидаемый результат:
- снижение уровня детского травматизма, посредством формирования у детей навыков
безопасного поведения в ДОУ, дома, на улице, в общественных местах
- повышение уровня знаний родителей по теме безопасность жизнедеятельности
- создание безопасных условий образования и воспитания в ДОУ
Организация работы по обучению воспитанников правилам дорожного
движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе.
Воспитание у детей чувства личной ответственности за соблюдение правил
безопасного поведения. Организация и проведение работы с родителями по созданию
безопасных условий для воспитанников.
Занятия с детьми: по пожарной безопасности: «С огнем играть нельзя!»,
«Путешествие в спичечный коробок», общению с незнакомыми людьми: «Не хочу
конфету!», «Мама мне сама позвонит», ребенок на улицах города: «День светофора»,
«День дорожного транспорта», «День проезжей части», «День пешехода», «День
дорожных знаков»
общению с незнакомыми людьми: «Внешность человека может быть обманчива»,
«Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли объяснить, где живешь?», «Наш
уютный дворик», «Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых»;
ребенок и природа: «Купание в реке», «Вредные растения», «Контакты с
животными»;
ребенок дома: «Электроприборы», «Пожарная ситуация», «Открытые форточки,
дверь балкона»;
ребенок на улицах города: «Правила дорожного движения», «Путешествие по
сказочному городу», «Как не потеряться в городе», «Светофор в Солнечном городе».
Использование различных методов, включая:
игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются
сказочными сюжетами; обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о
помощи); использование художественной литературы, где иллюстрируются
потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов; экскурсии, беседы,
игровые ситуации-загадки.
Игры: «Ищу тебя», «Я потерялся», «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать,
если за тобой гонятся»
В работе с родителями использование следующих форм: родительские собрания,
оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков.
Консультации для родителей: «Учите детей быть осторожными», «Правила
безопасности для детей и взрослых», «Как рассказать о домашних опасностях детям
разных возрастов», «Как обезопасить дом для ребенка – 10 простых рекомендаций»,
«Правилами обращения с электричеством почему-то многие пренебрегают, забывая о
том, что безопасного электричества не бывает», «Правила безопасности на льду
водоёма», «Правила безопасности на новогодних праздниках» и др.