Автор: Захарова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт. Рощино, Ленинградская область
Наименование материала: Открытый урок по окружающему миру
Тема: "Северная столица России"
Раздел: начальное образование
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
1.
Организацио
нный
момент.
Подготовка
учащихся к
работе.
Создание
благоприятной
рабочей обстановки.
Мотивировать
учащихся к учебной
деятельности
посредством
создания
благоприятной
эмоциональной
обстановки.
Учитель приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к
уроку.
- Сегодня на уроке мы продолжим
увлекательное путешествие по
нашей Родине.
Учащиеся проверяют свою
готовность к уроку под
руководством учителя.
Личностные:
Самоопределение
(мотивация учения)
2. Актуализа
ция знаний
учащихся.
Повторение
пройденного
материала на более
высоком уровне.
Выделение главных
столиц, с которыми
предстоит работать
на уроке.
- Давайте вспомним, что мы с вами
узнали о городе Москве.
- Кто основал город Москву?
- На берегах какой реки стоит
Москва?
- Москва огромный город. В нём
около 4 тыс. улиц и площадей.
- Давайте вспомним главные
достопримечательности Москвы.
- Что называют сердцем Москвы?
- Московский Кремль символ
нашей Родины. Здесь находятся
уникальные памятники истории и
культуры, которыми гордится
Россия.
- Скажите, всегда ли стены Кремля
были красными?
- Какой был самый первый Кремль?
- Почему Москву стали называть
белокаменной?
Город Москва столица
нашей Родины.
Основал город Юрий
Долгорукий.
Москва-река
Московский Кремль.
Самый первый Кремль
был бревенчатый,
деревянный.
Стены Кремля были
сделаны из белого
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей,
аргументация
своего мнения, учёт
разных мнений
учащихся.
- А каким мы видим Кремль
сегодня?
- Какую знаменитую площадь в
Москве должен посетить каждый
гость столицы?
кирпича.
Стены из красного
кирпича.
Красную площадь.
3. Постанов
ка учебной
задачи.
Актуализировать
знания детей о
столице России.
Создание
проблемной
ситуации.
- Всегда ли один город являлся
столицей государства?
- Вы правы, в далёком прошлом
столицами были и другие города:
Владимир, Суздаль.
- И город который находится рядом
с нами тоже был столицей России.
- Сейчас мы с вами отправимся в
виртуальную экскурсию в город
Санкт-Петербург, чтобы узнать о
его достопримечательностях.
- А вот почему этот город был
столицей России вы ответите мне в
конце урока.
Ответы детей.
Регулятивные:
Целеполагание
(постановка задачи
на основе
соотнесения того,
что известно и не
известно)
Планирование
(определение
последовательности
промежуточных
целей)
Прогнозирование в
соответствии с
поставленной
задачей.
Формируем умения
прогнозировать
предстоящую
работу (составлять
план)
4. Физкульт
минутка.
Дать возможность
учащимся немного
отдохнуть, повысить
и удержать
умственную
работоспособность
?
детей, применить
полученные знания в
игровой форме.
5. Открытие
нового
знания.
Создать условия
открытия детьми
новых знаний о
достопримечательно
стях Санкт-
Петербурга. Учить
сравнивать,
анализировать
полученные знания.
- Санкт-Петербург один из самых
красивых городов мира.
- Кто из вас знает, а кто заложил
город Санкт-Петербург?
- Город начали строить на окраине
России, возле Финского залива, и
он стал ключом, который открыл
России морские ворота, выход в
Балтийское море.
- Город Санкт-Петербург берёт свое
начало с Петропавловской
крепости, построенной для защиты
русской земли от шведов. Место
для крепости выбрано удачно, оно
защищено со всех сторон водами
Невы. В крепости возвели церковь
во имя святых Петра и Павла и
стали ее называть Петропавловской.
- Город начал отстраиваться вокруг
крепости.
- На гербе города изображены два
разных якоря?
- Как вы думаете почему именно
два разных якоря?
- Обозначают, что город не только
речной, но и морской порт. Скипетр
в центре указывает, что город
являлся столицей государства
российского.
- Почему Петр I выбрал именно это
Пётр I
Река Нева впадает в
Балтийское море.
Чтобы вести торговлю с
Регулятивные:
Целеполагание.
Планирование.
Прогнозирование.
Формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию. Выбор
наиболее
эффективных
способов решения
поставленных
задач.
Познавательные:
общеучебные
(анализ, сравнение,
классификация).
Логические УУД
(выводы,
доказательства
место?
- Давайте прогуляемся по городу и
посмотрим его
достопримечательности.
- Многое в Санкт-Петербурге нам
напоминает о его создателе.
- Одним из памятников Петру I
является Медный всадник.
- Какая главная площадь в Санкт-
Петербурге?
- Почему она называется
Дворцовой?
- А что сейчас находится в этом
Дворце?
- Если ежедневно проводить в
Эрмитаже по 8 часов и возле
каждого экспоната останавливаться
всего на 1 минуту, то на осмотр
музея понадобится 11 лет.
- Главная улица в городе – это
Невский проспект. Давайте
пройдемся по нему.
- Когда мы идём по Невскому
проспекту мы видим Исаакиевский
собор. Это главный собор города.
- В Санкт-Петербурге много рек и
каналов, через них построены
мосты. Для того, чтобы корабли
могли проходить из Балтийского
моря в Неву, в городе построены
разводные мосты.
разными странами нужен
выход к морю.
Дворцовая площадь.
Рядом находится дворец.
Главный музей города
Эрмитаж.
- Давайте перейдем по Дворцовому
мосту, посмотрим какие красивые
гранитные набережные.
- Мы с вами видим здание главного
университета Санкт-Петербурга.
- Наша прогулка подошла к концу.
- Так почему же город Санкт-
Петербург называют второй
столицей России?
Ответы детей.
?
6. Первичное
закрепление
Организовать
закрепление знаний
о достопримечатель
ностях Санкт-
Петербурга.
Систематизация
полученных знаний.
- Откроем учебники на стр. 70,
давайте закрепим материал урока.
- Прочитайте текст учебника.
- Найдите ответ на вопрос, в каком
году был основан город Санкт-
Петербург?
- На какой реке стоит город?
- Почему его называют северной
столицей России?
- А какой город старше Москва или
Санкт-Петербург? На доске даты
основание Москвы и Санкт-
Петербурга.
- Рассмотрите иллюстрации на
каких из них
достопримечательности о которых
мы не говорили?
- Казанский собор это один из
главных соборов Санкт-Петербурга,
в нем захоронены великие
В 1703 году.
На Неве.
Это порт международного
значения, есть выход в
Балтийское море.
Москва старше.
Казанский собор,
Петродворец.
Регулятивные:
Контроль (различие
способа действия и
его результата с
эталоном), оценка.
Коррекция
(внесение
корректив в план и
способ действия в
случае расхождения
эталона);
Познавательные:
общеучебные –
умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач, логические
УУД (выводы,
доказательства);
полководцы нашей страны.
- Многие из вас бывали в пригороде
Санкт-Петербурга в Петродворце. И
видели всю его красоту.
- А теперь давайте перейдём на
стр.71 и определим какие города
изображены на первой и второй
иллюстрации.
- Как вы определили?
- А теперь давайте прочитаем
строки из двух стихотворений.
- Каким городам посвящены эти
строчки?
- Докажите какие строчки помогли
вам определить город?
Первая – Санкт-
Петербург, на второй –
Москва.
Увидели Исаакиевский
собор и Московский
Кремль.
Читают строчки.
Москва и Санкт-
Петербург.
«Сколько храмов, сколько
башен На семи твоих
холмах!»
«Петра творенье, Невы
державное теченье,
береговой её гранит»
коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества,
умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание.
7. Самостоя
тельная
работа
(работа в
парах)
Организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы.
Выявить, у кого из
учащихся есть
затруднения в
усвоении данной
темы.
Контролирующее
задание.
Регулятивные УУД
(контроль,
коррекция, оценка)
Коммуникативные
УУД.
Выявление личных
интересов детей.
- Сейчас мы проверим, кто из вас
легко и быстро распределит
достопримечательности двух
столиц.
- Выполните новое задание и
обсудите с соседом.
- Какие достопримечательности вы
отнесли к Москве.
- Какие вы отнесли к Санкт-
Петербургу?
- Встаньте та группа кто не сделал
ошибок.
- Скажите, а какой из двух городов
вы считаете лучше?
- Каждый город красив, необычен
по-своему.
Дети называют
достопримечательности
которые они отнесли к
Москве и Санкт-
Петербургу.
Ответы детей.
Сотрудничество в
поисках нужной
информации.
8. Итог
урока.
Рефлексия
учебной
деятельност
и на уроке.
Систематизировать
знания учащихся
полученные на
уроке, учить детей
выделять главное,
чтобы цель стала
осознанной.
Дать возможность
оценить свой
учебный труд.
- На следующем уроке мы с вами
будем путешествовать по нашему
родному поселку.
- Вашим домашним заданием будет
подготовиться к прогулке: узнать о
знаменитых местах Рощина.
- Что нового вы узнали о двух
столицах?
- Оцените свою работу на уроке
поставив себя на одну из трех
ступенек.
3ст. Мне все понятно. У меня все
Ответы детей.
Дети показывают
карточки на какую
ступеньку они себя
поставили.
Коммуникативные.
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью выра-
жать свои мысли.
Рефлексия.
Личностные.
получилось.
2ст. Некоторые задания вызвали
затруднения.
1 ст. Многое непонятно, предстоит
поработать.
Оценить работу учеников.
Поставить оценку за урок.