Напоминание

"Северная столица России"


Автор: Захарова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт. Рощино, Ленинградская область
Наименование материала: Открытый урок по окружающему миру
Тема: "Северная столица России"
Раздел: начальное образование





Назад




Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.

Организацио

нный

момент.

Подготовка

учащихся к

работе.

Создание

благоприятной

рабочей обстановки.

Мотивировать

учащихся к учебной

деятельности

посредством

создания

благоприятной

эмоциональной

обстановки.

Учитель приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к

уроку.

- Сегодня на уроке мы продолжим

увлекательное путешествие по

нашей Родине.

Учащиеся проверяют свою

готовность к уроку под

руководством учителя.

Личностные:

Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализа

ция знаний

учащихся.

Повторение

пройденного

материала на более

высоком уровне.

Выделение главных

столиц, с которыми

предстоит работать

на уроке.

- Давайте вспомним, что мы с вами

узнали о городе Москве.

- Кто основал город Москву?

- На берегах какой реки стоит

Москва?

- Москва огромный город. В нём

около 4 тыс. улиц и площадей.

- Давайте вспомним главные

достопримечательности Москвы.

- Что называют сердцем Москвы?

- Московский Кремль символ

нашей Родины. Здесь находятся

уникальные памятники истории и

культуры, которыми гордится

Россия.

- Скажите, всегда ли стены Кремля

были красными?

- Какой был самый первый Кремль?

- Почему Москву стали называть

белокаменной?

Город Москва столица

нашей Родины.

Основал город Юрий

Долгорукий.

Москва-река

Московский Кремль.

Самый первый Кремль

был бревенчатый,

деревянный.

Стены Кремля были

сделаны из белого

Коммуникативные:

выражение своих

мыслей,

аргументация

своего мнения, учёт

разных мнений

учащихся.

- А каким мы видим Кремль

сегодня?

- Какую знаменитую площадь в

Москве должен посетить каждый

гость столицы?

кирпича.

Стены из красного

кирпича.

Красную площадь.

3. Постанов

ка учебной

задачи.

Актуализировать

знания детей о

столице России.

Создание

проблемной

ситуации.

- Всегда ли один город являлся

столицей государства?

- Вы правы, в далёком прошлом

столицами были и другие города:

Владимир, Суздаль.

- И город который находится рядом

с нами тоже был столицей России.

- Сейчас мы с вами отправимся в

виртуальную экскурсию в город

Санкт-Петербург, чтобы узнать о

его достопримечательностях.

- А вот почему этот город был

столицей России вы ответите мне в

конце урока.

Ответы детей.

Регулятивные:

Целеполагание

(постановка задачи

на основе

соотнесения того,

что известно и не

известно)

Планирование

(определение

последовательности

промежуточных

целей)

Прогнозирование в

соответствии с

поставленной

задачей.

Формируем умения

прогнозировать

предстоящую

работу (составлять

план)

4. Физкульт

минутка.

Дать возможность

учащимся немного

отдохнуть, повысить

и удержать

умственную

работоспособность

?

детей, применить

полученные знания в

игровой форме.

5. Открытие

нового

знания.

Создать условия

открытия детьми

новых знаний о

достопримечательно

стях Санкт-

Петербурга. Учить

сравнивать,

анализировать

полученные знания.

- Санкт-Петербург один из самых

красивых городов мира.

- Кто из вас знает, а кто заложил

город Санкт-Петербург?

- Город начали строить на окраине

России, возле Финского залива, и

он стал ключом, который открыл

России морские ворота, выход в

Балтийское море.

- Город Санкт-Петербург берёт свое

начало с Петропавловской

крепости, построенной для защиты

русской земли от шведов. Место

для крепости выбрано удачно, оно

защищено со всех сторон водами

Невы. В крепости возвели церковь

во имя святых Петра и Павла и

стали ее называть Петропавловской.

- Город начал отстраиваться вокруг

крепости.

- На гербе города изображены два

разных якоря?

- Как вы думаете почему именно

два разных якоря?

- Обозначают, что город не только

речной, но и морской порт. Скипетр

в центре указывает, что город

являлся столицей государства

российского.

- Почему Петр I выбрал именно это

Пётр I

Река Нева впадает в

Балтийское море.

Чтобы вести торговлю с

Регулятивные:

Целеполагание.

Планирование.

Прогнозирование.

Формируем умение

осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию. Выбор

наиболее

эффективных

способов решения

поставленных

задач.

Познавательные:

общеучебные

(анализ, сравнение,

классификация).

Логические УУД

(выводы,

доказательства

место?

- Давайте прогуляемся по городу и

посмотрим его

достопримечательности.

- Многое в Санкт-Петербурге нам

напоминает о его создателе.

- Одним из памятников Петру I

является Медный всадник.

- Какая главная площадь в Санкт-

Петербурге?

- Почему она называется

Дворцовой?

- А что сейчас находится в этом

Дворце?

- Если ежедневно проводить в

Эрмитаже по 8 часов и возле

каждого экспоната останавливаться

всего на 1 минуту, то на осмотр

музея понадобится 11 лет.

- Главная улица в городе – это

Невский проспект. Давайте

пройдемся по нему.

- Когда мы идём по Невскому

проспекту мы видим Исаакиевский

собор. Это главный собор города.

- В Санкт-Петербурге много рек и

каналов, через них построены

мосты. Для того, чтобы корабли

могли проходить из Балтийского

моря в Неву, в городе построены

разводные мосты.

разными странами нужен

выход к морю.

Дворцовая площадь.

Рядом находится дворец.

Главный музей города

Эрмитаж.

- Давайте перейдем по Дворцовому

мосту, посмотрим какие красивые

гранитные набережные.

- Мы с вами видим здание главного

университета Санкт-Петербурга.

- Наша прогулка подошла к концу.

- Так почему же город Санкт-

Петербург называют второй

столицей России?

Ответы детей.

?

6. Первичное

закрепление

Организовать

закрепление знаний

о достопримечатель

ностях Санкт-

Петербурга.

Систематизация

полученных знаний.

- Откроем учебники на стр. 70,

давайте закрепим материал урока.

- Прочитайте текст учебника.

- Найдите ответ на вопрос, в каком

году был основан город Санкт-

Петербург?

- На какой реке стоит город?

- Почему его называют северной

столицей России?

- А какой город старше Москва или

Санкт-Петербург? На доске даты

основание Москвы и Санкт-

Петербурга.

- Рассмотрите иллюстрации на

каких из них

достопримечательности о которых

мы не говорили?

- Казанский собор это один из

главных соборов Санкт-Петербурга,

в нем захоронены великие

В 1703 году.

На Неве.

Это порт международного

значения, есть выход в

Балтийское море.

Москва старше.

Казанский собор,

Петродворец.

Регулятивные:

Контроль (различие

способа действия и

его результата с

эталоном), оценка.

Коррекция

(внесение

корректив в план и

способ действия в

случае расхождения

эталона);

Познавательные:

общеучебные –

умение

структурировать

знания, выбор

наиболее

эффективных

способов решения

задач, логические

УУД (выводы,

доказательства);

полководцы нашей страны.

- Многие из вас бывали в пригороде

Санкт-Петербурга в Петродворце. И

видели всю его красоту.

- А теперь давайте перейдём на

стр.71 и определим какие города

изображены на первой и второй

иллюстрации.

- Как вы определили?

- А теперь давайте прочитаем

строки из двух стихотворений.

- Каким городам посвящены эти

строчки?

- Докажите какие строчки помогли

вам определить город?

Первая – Санкт-

Петербург, на второй –

Москва.

Увидели Исаакиевский

собор и Московский

Кремль.

Читают строчки.

Москва и Санкт-

Петербург.

«Сколько храмов, сколько

башен На семи твоих

холмах!»

«Петра творенье, Невы

державное теченье,

береговой её гранит»

коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества,

умение осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание.

7. Самостоя

тельная

работа

(работа в

парах)

Организовать

выполнение

учащимися

самостоятельной

работы.

Выявить, у кого из

учащихся есть

затруднения в

усвоении данной

темы.

Контролирующее

задание.

Регулятивные УУД

(контроль,

коррекция, оценка)

Коммуникативные

УУД.

Выявление личных

интересов детей.

- Сейчас мы проверим, кто из вас

легко и быстро распределит

достопримечательности двух

столиц.

- Выполните новое задание и

обсудите с соседом.

- Какие достопримечательности вы

отнесли к Москве.

- Какие вы отнесли к Санкт-

Петербургу?

- Встаньте та группа кто не сделал

ошибок.

- Скажите, а какой из двух городов

вы считаете лучше?

- Каждый город красив, необычен

по-своему.

Дети называют

достопримечательности

которые они отнесли к

Москве и Санкт-

Петербургу.

Ответы детей.

Сотрудничество в

поисках нужной

информации.

8. Итог

урока.

Рефлексия

учебной

деятельност

и на уроке.

Систематизировать

знания учащихся

полученные на

уроке, учить детей

выделять главное,

чтобы цель стала

осознанной.

Дать возможность

оценить свой

учебный труд.

- На следующем уроке мы с вами

будем путешествовать по нашему

родному поселку.

- Вашим домашним заданием будет

подготовиться к прогулке: узнать о

знаменитых местах Рощина.

- Что нового вы узнали о двух

столицах?

- Оцените свою работу на уроке

поставив себя на одну из трех

ступенек.

3ст. Мне все понятно. У меня все

Ответы детей.

Дети показывают

карточки на какую

ступеньку они себя

поставили.

Коммуникативные.

Умение с

достаточной

полнотой и

точностью выра-

жать свои мысли.

Рефлексия.

Личностные.

получилось.

2ст. Некоторые задания вызвали

затруднения.

1 ст. Многое непонятно, предстоит

поработать.

Оценить работу учеников.

Поставить оценку за урок.



В раздел образования