Автор: Пичугина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Чикская СОШ № 6 им. Д.К.Потапова
Населённый пункт: село Прокудское, Коченёвский район, Новосибирская область
Наименование материала: проект
Тема: "Мой посёлок на моём столе"
Раздел: дошкольное образование
с. Прокудское
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа №6
им.Д.К.Потапова
Аннотация к разработке проекта «Мой поселок на моем столе».
Проект разработан воспитателем групп дошкольного образования
МКОУ
Чикская
СОШ
№
6
им.Д.К.Потапова
Пичугиной
Еленой
Владимировной.
Пичугина Елена Владимировна
Воспитатель
детского
сада
МКОУ
Чикской
СОШ
№6
первой
квалификационной категории. Образование
средне
специальное,
окончила
Новосибирский
государственный
педагогический колледж №1им. Макаренко.
Педагогический стаж 20 лет.
Проект «Мой поселок на моем столе»
разработан для детей старшего дошкольного возраста, но при необходимости
может быть адаптирован под иную возрастную категорию, поскольку
основан на современной игровой технологии макетного моделирования.
Разработка и реализация данного проекта входит в комплексно-тематическое
планирование по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
в группах дошкольного образования.
Сочетание игровых технологий и нравственно – патриотического
развития дошкольников реализуется в ходе совместной работы группы над
макетом
родного
поселка.
Макет
узнаваем,
изменяем,
служит
не
декоративным украшением помещения группы, а действующей игровой
моделью пространства поселка, которое воссоздают сами дети, могут его
менять в заданных условиях (сезонные изменения природы поселка) или
вносить фантастические, невозможные в обычной жизни предметы, явления,
атрибуты.
Игровой макет – вещь известная и издавна используемая для
поддержки детской игры, но, к сожалению, мало осмысленная современной
отечественной дошкольной педагогикой.Универсальный макет – это всего
лишь знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию,
объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового
пространства, в рамках которого осуществляется сборка игровых замыслов в
общем сюжетном движении. Макет оживает – дополняется и наполняется
разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов,
возникающих по поводу этого знака.
Достоинство универсального макета как раз и состоит в том, что он
допускает очень вариативное использование – от наполнения и дополнения
макета и предметного пристраивания воображаемой ситуации до вербально
развёртывающегося сюжета с очень широким диапазоном возможных
игровых тем.
Наполнение – дополнение макета осуществляют сами дети, используя
мелкий предметный материал, но воспитатель может помочь им, предлагая
те или иные сочетания игровых предметов. Оживает макет, когда на нём
появляются – фигурки – персонажи.
Новизна
и
оригинальность
конкурсной
работы
в
том,
что,
являясьмакет служит стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные
разрозненные игрушки, части макета, созданные самими детьми, позволяет
обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление
под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет
его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми
по патриотическому воспитанию.Макет создают сами дети, он по визуально,
эмоционально сращен с родным поселком, через бережное отношение и
творческому видению игрового макета, воспитывается соответственное
отношение к своей малой Родине.
Результативность
проекта
подтверждается
педагогическим
наблюдением, реализация проекта способствуют развитию креативности и
коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению
проблем,
возникающих
при
осуществлении
деятельности,
в
игре
дошкольники
договариваются,
словесно
объясняя
исходные
замыслы,
планируя
начало
игры,
используя
простой
договор,
стремятся
к
взаимопониманию) – а это важные показатели интеллекта. Развитие
креативности
и
инициативы
–
необходимое
условие
формирования
полноценной личности. Оценить положительный эффект от реализации
проекта
обособленно
от
других
видов
совместной
деятельности
по
нравственно
–
патриотическому
воспитанию
и
развитию
игровой
деятельности сложно. Цель проекта: воспитание бережного отношения к
своей малой Родине, что непосредственной оценке не поддается. Но
реализация задач по проекту исчерпывающая.
Возможности
метода
макетного
моделирования
и
дальнейшее
улучшение и преобразование самого макета не ограничены рамками только
одного этого проекта.
15.12.2019г.
Воспитатель Е.В. Пичугина
Рецензия на проект «Мой поселок на моем столе»
воспитателя Пичугиной Елены Владимировны.
Пичугина Елена Владимировна творчески работающий педагог,
способный
сочетать
различные
виды
деятельности,
использовать
современные
методы
и
технологии
для
решения
воспитательных,
развивающих и обучающих задач. В проекте, разработанном воспитателем,
находят отражение современные подходы в дошкольном образовании, он
соответствует
принципам,
обозначенным
в
федеральном
стандарте
дошкольного образования. Проект основан на ведущем виде деятельности
детей – игре, но способен решать серьезные задачи по нравственно –
патриотическому воспитанию.
В ходе реализации проекта воссоздан макет села Прокудское, макет не
статичен, он изменялся на протяжении учебного года в соответствии с
сезонными изменениями и в зависимости от замысла детей, решая различные
задачи.
Активное участие в работе над проектом приняли родители, создавая
сложные для исполнения детьми части, предлагали дальнейший путь
развития модели. Особо заинтересовавшиеся родители воспитанников даже
принимали участие в совместной игре в вечернее время.
Считаю, что метод макетного моделирования для детей старшего
дошкольного возраста, реализация проекта «Мой поселок на моем столе»
успешными. Рекомендую данный опыт работы для презентации на районном
уровне и представлении на районном конкурсе на лучшую методическую
разработку «Калейдоскоп педагогических идей».
16.12.2019г
Старший воспитатель С.Г. Лузгина
Проект «Мой поселок на моем столе»
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта: сентябрь - май 2019 год
Возраст участников проекта: дети 5-7 лет
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,
родители.
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Введение
Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности
посредством самодеятельности.
Искандер Фазиль Абдулович
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной
проблемы – Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и
развитие игровой деятельности.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления
основ
патриотического
сознания
детей,
возможности
позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту
видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы,
умеют
искренне
сочувствовать
и
сопереживать.
Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления,
процессов
социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире.
Именно
этот
отрезок
жизни
человека
является
наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования
будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с
любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду,
школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление
служить
его
интересам
и
готовность,
вплоть
до
самопожертвования, к его защите.
Сюжетная
игра-это
любимый
вид
деятельности
дошкольников,
именно в ней максимально развиваются их способности. Но самостоятельная
сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника, его жизнь в детском
саду организована так, что на игру времени не остается. А если следовать
современной классификации детских игр, то от полутора до двух часов
ежедневно дети старшего дошкольного возраста должны играть в сюжетно-
ролевые игры.
Учитывая
многообразие
сюжетных
игр,
педагоги
должны
ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый
ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовывать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются
более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими
дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
Макет-это,
уменьшенный
образец
пространства
и
объектов
воображаемого мира (реалистического или фантастического).
Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в
группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать
задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного
проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая
форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими игрушками, где
ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя
с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра
с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению –
ребенок
самостоятельно
придумывает
и
комбинирует
разнообразные
сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя,
ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого
разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы
игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так
называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером,
служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных
комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть
уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого
мира (реалистического и фантастического).
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Мой
поселок на моем столе», поскольку объединение задач нравственно –
патриотического воспитания ребенка с применением метода макетного
моделирования.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для нравственно-
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Тактические цели
1. Создать условия для развития самостоятельной совместной игровой
деятельности и решения проектных задач
2. Формировать любовь к родному краю (причастности к родному дому,
семье, детскому саду, города); формирование любви к культурному
наследию своего народа;
3. Организовать работу над макетом с. Прокудское
Задачи
1.
Воспитание чувства сопричастности с жизнью своего поселка
(патриотические даты и праздники);
2.
Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
3.
Воспитание любви к родному краю, к Родине
4.
Знакомство с достопримечательностями поселка, памятными местами,
с названиями улиц;
5.
Знакомство с событиями, происходившими в стране,
6.
Создание развивающей среды по нравственно–патриотическому
воспитанию;
7.
Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в
игровом пространстве.
8.
Создавать условия для эмоционального, насыщенного,
содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах
деятельности;
9.
Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои
действия и мнения с партнерами;
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
название улиц
достопримечательности и памятные места в поселке
бережно относится к деятельности других участников проект, а
посредствам этого бережно относятся к природе и быту своего поселка,
продуктах труа взрослых
Проект повлияет на развитие разных форм взросло-детской и
свободной детской активности. Повысится уровень развития творческих и
коммуникативных умений детей, сюжетосложения, любознательности и
познавательного интереса. Созданы условия для развития нравственно-
патриотического воспитания.
Продукт
Макет поселка, созданный при непосредственном участии детей, игровой,
видоизменяемый, узнаваемый воссозданный образ родного поселка
В основу данного проекта положены следующие идеи и принципы:
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников Организации) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация Проекта в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
построение деятельности в проекте на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своей деятельности и участии в работе
над макетом;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником проекта;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются
создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация
проекта
рассчитана
на
учебный
год,
продукт
проекта
используется бессрочно
1. Подготовительно-проектировочный этап
В МКОУ Чикская СОШ № 6 действует программа нравственно –
патриотического воспитания в дошкольном возрасте, которая является
опорным звеном для программы гражданско – патриотического воспитания в
школьный период обучения. Группы дошкольного образования в рамках
преемственности
разрабатывает
множество
мероприятия,
посвященных
решению данных задач. В последнее время педагогическое наблюдение
показывает снижение интереса детей к ставшими традиционными формам
работы, например экскурсии, тематические проекты, ННОД и досуговая
деятельность.
Для решения поставленных задач нравственно – патриотического
воспитания и развития игровой деятельности единовременно выбран метод
макетного моделирования, в других источниках назван макетирование.
В ходе первого этапа изучена технология макетного моделирования,
макетирование в детском саду. Намечен план работы и начался подбор
материалов для создания макета.
2 этап - Практический этап
Проект состоит из последовательных и логично завершенных этапов.
№ Содержание
Сроки
Результат/
презентация
1.
Беседа
о
знаниях
истории
своего
поселка, актуализация знаний детей
Тематические
экскурсии,
рассматривание материалов с прошлых
экскурсий
Создание базового макета с площадью
общественных мероприятий, знаковых
мест
села
(библиотека,
школа,
больница, птицефабрика), узнаваемыми
усадьбами
села,
макетами
домов
воспитанников
Создание атрибутов осеннего убранства
(деревья с желтыми листьями в технике
пластелинография, плодовых деревьев)
Создание экспозиции с уборкой урожая
сентябрь
-
ноябрь
Макет
«Прокудское
в
золотом»
Презентация
на
родительском собрании
2.
Дополнение макета знаками дорожного
движения, разметкой
Организация совместной деятельности
для закрепления знаний о правилах
дорожного движения
октябрь
«Безопасные
дороги
моего села»
3.
Изменение
базового
проекта
в
соответствии
с
природными
изменениями, детское декорирование.
Создание на «Площади общественных
мероприятий»
ледового
городка,
конструирование
из
природных
материалов
Новогоднее украшение, главная елка,
коллективное творчество.
декабрь
-
январь
Макет «Наш Новый год
в Прокудском»
Презентация
для
сотрудников
МКОУ
Чикская
СОШ
№6,
обобщение
опыта
работы
4.
Изменение
базового
проекта
в
соответствии с сезонными изменениями
Изготовление
атрибутов
для
экспозиции
Изготовление
экспозиции
весенние
работы
март
-
апрель
Макет
«В
Прокудское
пришла весна»
Презентация для детей
младшей группы
5.
Дополнение
к
макету
«Монумент
май
Дополнение
к
макету,
героям великой отечественной войны»
Тематическое занятие
Рисование фона «Салют победы»
виртуальная экскурсия
6.
Изменение макета в соответствии с
сезонными изменениями
Конструирование
из
природного
материала
июнь
-
август
Макет «Лето, посмотри
какое лето!»
Издание
ретроспективной
стенгазеты
с
фотографиями
всех
этапов развития макета
3 этап - Обобщающе - результативный этап
Макет – действующая, игровая модель поселка, в соответствии с
замыслом он изменялся, процесс наполнения атрибутами по замыслу
завершался и в разные периоды работы представлялся на родительском
собрании, на методическом объединении педагогов, раскрывая суть метода
макетного моделирования, демонстрировался макет и была организована
игровая деятельность с макетом поселка для детей младшей группы.
После
демонстрации
макет
был
доступен
для
детей
для
самостоятельной деятельности. Не смотря на активные игры детей с макетом,
целостной продукта совместного творчества была не нарушена, стоит
отметить бережное отношения детей к макету, незначительные поломки,
случайные утери детям предлагалось самостоятельно устранить их. Таким
образом,
дети
демонстрировали
итоги
своей
работы,
а
потом
непосредственно использовали макет для самостоятельной игры.
7. Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно-правовые ресурсы
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 N 273-ФЗ);
- "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования»
(Приказ
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014);
-
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. N 1155);
Кадровые ресурсы
Для
работы
в
проекте
привлекаются
педагоги
и
специалисты
учреждения.Образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий,
способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
Материально-технические ресурсы:
Стол для размещения проекта
Фон (ватман)
Лист фанеры
Распечатка фото достопримечательностей, памятных мест, фигурки детей,
домов воспитанников, социальных объектов и предприятий.
Коробки разного размера для размещения распечаток
Канцелярские товары (картон, цветная бумага, пластилин, карандаши,
краски, клей)
Природный и бросовый материал
Распечатка знаков дорожного движения
Деревянные палочки, капсулы от киндер-сюрпризов
Финансовые ресурсы
Покупка канцелярских товаров – 350 рублей
Расходы на цветную печать – 110 рублей
Лист фанеры – предоставлен семьей воспитанника
Коробки, бросовый, природный материал собран совместными усилиями,
финансовых затрат не потребуется
Финансирование
проекта
производится
из
средств
образовательной
организации,
предназначенной
для
финансирования
реализации
образовательной программы
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными
условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и
образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и
конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной
школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски
Снижение интереса воспитанников в ходе реализации долгосрочного
проекта
Проча и утрата частей проекта в ходе свободной самостоятельной игры
с макетом
Пути преодоления рисков
Смена продуктивных видов деятельности в ходе работы над частями и
составляющими проекта
Постоянная доступность макета, поддержка детской инициативы в
ходе работы над проектом
Совместная работа всей группы детей
Поддержание бережного отношения к макету, не равнодушное
отношение к совместному творчеству
9. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой
инициативы детей, бережному отношению к родному поселку, воспитанию
нравственно
–
патриотическому
воспитанию
и
развитию
игровой
деятельности
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет
прогрессивный характер и позволит не только создать сам макет, как продукт
реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в
ходе самостоятельной игры
Приложение
Макет «Лето, посмотри, какое лето!»
Макет «Прокудское в золотом»
Изготовление атрибутов для макетов