Автор: Малолыченко Татьяна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ№18
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Подготовка к сдачи норм комплекса ГТО III и IV ступени"
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678960 Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, улица К. Маркса 7/1, тел/факс (41147)47913,
e-mail: sh
18@
nerungri
.
edu
.
ru
, ИНН 1434027800, ОГРН 1031401722780
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление _спортивно-оздоровительное______________________
Наименование программы___«Подготовка к сдачи норм ГТО»_____
__________________________________________________________
Количество часов за учебный год:_35_(в каждой параллели)_
Классы_6-
9
______________________________________________
Ф.И.О. педагога Малолыченко Татьяна Владимировна___________
2019-2020 учебный год
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета
от ________ 20__ года
протокол №
Директор СОШ № 18
Тутова Л.Н.___________
Согласовано
зам. директора по УВР
______________________
Ф.И.О.
__________________ подпись
______________2019 года
Согласовано
Протокол
№1 заседания МО
учителей____________
СОШ № 18
от_________ 20___ года
Подпись руководителя МО
______________________
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы
«Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.,
Просвещение, 2016, в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, Положением о Всероссийским физкультурно-
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». При создании программы учитывались
потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для
самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:
внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;
повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в
укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании
патриотизма и гражданственности.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к
участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков,
приобретенных на уроках физической культуры;
развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных
возможностей организма;
обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с
общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов
испытаний (тестов) комплекса ГТО;
формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении
видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
Программа учитывает следующие принципы:
принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-
тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической
подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);
принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного
материала и соответствие его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в учебно-
тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и
технической подготовленности;
принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных
особенностей учащегося, вариативность программного материала для практических
занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о
Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (III
и IV ступень – возрастная группа 11-12, 13-15 лет. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1
часу.
К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к
основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники,
относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и
требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию
здоровья, на основании справки терапевта, в которой указываются противопоказания к
тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники
специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается
физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы
знаний и слагаемые здорового образа жизни.
II. Учебно-тематический план курса «Подготовка к сдаче комплекса ГТО»
Раздел
Темы занятий
Количество
часов
III - IV ступень
11-12
лет
13-15
лет
Двигательны
е умения и
навыки.
Развитие
двигательных
способностей
Бег на 60 м
2
2
Бег на 1,5 – 2 км (мин,с)
3
3
Подтягивание из виса на высокой
перекладине (мальчики)
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине (девочки)
3
3
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
на полу
3
3
Наклон вперед из положения стоя
2
2
Прыжок в длину с разбега
2
2
Прыжок в длину с места толчком двумя
ногами
3
3
Метание мяча весом 150г.
2
2
Бег на лыжах 2 км
3
3
Кросс на 3 км по пересеченной
местности
2
2
Плавание 50 м
2
2
Стрельба из пневматической винтовки
2
2
Туристский поход с проверкой
туристских навыков
6
6
Итого:
35
35
III. Содержание программы внеурочной деятельности
Основы знаний.
Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура,
значение в физическом воспитании детей школьного возраста.
Виды испытаний (тестов) III и IV ступеней комплекса ГТО, нормативные требования.
Характеристика типовых травм, причины их возникновения, первая помощь при травмах.
Влияние занятий туризмом на здоровье человека. Значение туризма для формирования
жизненно важных умений и навыков. Туризм в комплексе ГТО. Организация и
проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережному
отношению к природе (экологические требования).
Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей
Бег на 60 м Бег с высоким подниманием бедра. Бег с ускорением 30-40 м. Высокий старт
5-10 м. Техника низкого старта. Челночный бег. Подвижные игры и эстафеты с бегом:
«Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки», «Сумей догнать», «Встречная эстафета»,
«Линейная эстафета». Бег на результат 100м.
Бег на 1,5 - 2 км. Повторный бег на 200 м. Бег с увеличением отрезков дистанции. Бег в
чередовании с ходьбой. Повторный бег с равномерной скоростью до 6 минут.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Подтягивание из виса лежа на
низкой перекладине (девочки). Подтягивание из виса стоя (гриф на уровне головы).
Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Прыжком вис на согнутых руках.
Лазание по канату. Упражнения с гантелями. Вис лежа на низкой перекладине (5 с и
более). Подтягивание на низкой перекладине: из виса сидя; из виса лежа; прямые ноги на
гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Сгибание и
разгибание рук в упоре: лежа на параллельных скамейках; лежа, ноги на повышенной
опоре. Упражнения с гантелями. Наклон вперед из положения стоя Разгибание ног из
упора присев. Наклоны из различных исходных положений. Упражнения с максимальной
амплитудой. Статические упражнения. Прыжок в длину с разбега Подбор толчковой ноги.
Подбор разбега. Имитация отталкивания через шаг в ходьбе. Прыжки через препятствие.
Выпрыгивания вверх. Прыжок в длину с разбега согнув ноги. Прыжок на результат.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Прыжки из упора присев. Выпрыгивание
из полуприседа. Выпрыгивание из полного приседа. Прыжки через барьеры. Прыжок
через препятствие. Прыжки в длину с места на результат.
Метание мяча 150 г на дальность Три шага в метании. Метание способом «из-за спины
через плечо». Отведение мяча «прямо-назад». Метание мяча с четырех бросковых шагов.
Метание с укороченного разбега. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы: с
места, с шага, с разбега. Метание мяча на технику. Метание мяча на результат.
Плавание 50 м Меры безопасности при занятиях на воде. Подготовительные упражнения
на суше, в воде, погружение, скольжение. Плавание при помощи рук, ног, с
поддерживающим средством в руках. Повторное проплывание 25 и 50 метров
произвольным способом. Игры на воде: «Гонка катеров», «Кто победит?».
Стрельба из пневматической винтовки Меры безопасности при обращении с оружием и
правила безопасного поведения на занятиях, в тире. Изготовка для стрельбы. Тренировка
в удержании ровной мушки, задержки дыхания, плавного спуска. Выполнение выстрела
по мишени.
Туристский поход с проверкой туристских навыков Меры безопасности в походе.
Укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра, способы преодоления
препятствий, ориентирование на местности по карте, по компасу.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
Универсальные учебные действия
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подготовка к сдаче комплекса
ГТО» являются:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели.
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей.
Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются
следующие умения:
Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление
необходимых знаний.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:
Коммуникативные:
Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта.
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой.
Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Регулятивные:
Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения.
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Познавательные:
Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать
технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:
Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;
Знать правила выполнения комплекса общеразвивающих упражнений;
Знать технику выполнения специальных беговых упражнений;
Знать технику выполнения метания мяча;
Знать технику выполнения прыжковых упражнений;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
V. Методическое обеспечение
Методика работы с детьми строится в направлении системно-деятельностного подхода и
личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на
самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому
отношению при выполнении заданий. Организация учебных занятий предполагает, что
любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку
его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые
обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Занятия
проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на игровых площадках.
Для реализации программы используются спортивные сооружения, оборудование и
спортивный инвентарь.
VI. Технологии: Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении,
поэтапного формирования умственных действий, информационно- коммуникационные,
проблемного обучения, развития умственных и творческих способностей учащихся,
развития навыков обобщения, систематизации знаний, самодиагностики, развития
исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ
КОМПЛЕКСА ГТО
Сроки проведения
план факт
№
занятия
Темы занятий
Кол-
во
часов
Описание примерного
содержания занятий
1
Техника бега на
длинные дистанции.
Бег 500-1000м.
1
Строевые упражнения.
Упражнения для рук и
плечевого пояса.
Упражнения для шеи и
туловища, ног.
2
Тактика бега на
длинные дистанции.
Бег 1000-1500м.
1
Бег равномерный и
переменный на 500, 800,
1000 м. Многократные
повторения упражнений в
беге, с различной
интенсивностью и
различной
продолжительностью
работы и отдыха.
3
Сочетание работы
рук, ног, туловища
в беге на длинные
дистанции.
1
Кросс на дистанции для
девушек до 3 км, для
юношей до 5 км.
4
Бег 1500-2000м в
сочетании с
дыханием.
1
Дозированный бег по
пересеченной местности от
3 мин до 1 ч (для разных
возрастных групп).
5
Бег на результат.
Сдача контрольного
норматива.
1
Vступень - бег 2000 м или
3000м
6
Техника бега на
короткие
дистанции. Бег 30-
60м - работа рук,
ног, корпуса.
1
Круговая тренировка
(скоростно-силовая,
специальная).
Эстафеты
комбинированные с бегом,
прыжками, метаниями.
7
Бег на 60м в
сочетании с
дыханием.
1
Повторный бег по
дистанции от 60 до 80 м со
старта и с ходу с
максимальной скоростью.
Бег по наклонной
плоскости вниз. Бег за
лидером
8
Интервальная
1
Выполнения упражнений в
тренировка -
чередование
скорости бега.
максимальном темпе.
9
Кросс по
пересеченной
местности.
Ускорение 80-100
м.
1
Бег с гандикапом с задачей
догнать партнера.
10
Бег на короткие
дистанции на
результат.
1
Бег 100м (с)
11
Обучение
финальному
усилию в метании с
места.
1
Упражнения для кистей рук
с гантелями, булавами,
кистевыми эспандерами,
теннисными мячами
(сжимание). Имитация
броска с амортизатором
(резиновым бинтом),
гантелями.
12
Обучение разбегу в
метании
1
Упражнения для рук и
плечевого пояса. Из
различных исходных
положений (в основной
стойке, на коленях, сидя,
лежа) - сгибание и
разгибание рук, вращения,
махи, отведение и
приведение, рывки
одновременно обеими
руками и разновременно, то
же во время ходьбы и бега.
13
Метание с разбега
3-5 шагов
1
Метание мяча, гранаты с
места, с 1 шага, с
нескольких шагов разбега,
с постепенным
увеличением расстояния.
14
Метание с разбега в
вертикальную цель.
1
Метание мяча с места, с 1
шага, с нескольких шагов
разбега, с постепенным
увеличением расстояния.
15
Метание в полной
координации на
дальность.
1
Метание мяча весом 150г. в
сектор для метания с
разбега.
16
Сдача контрольного
норматива.
1
Метание мяча весом 150г.
на результат
17
Работа рук и ног без
палок в
1
Выполнение упражнений
на месте (имитация
попеременных
ходах.
попеременного хода), на
учебном круге
18
Работа
попеременным
ходом с палками
1
Выполнение упражнений
на месте (имитация
попеременного хода), на
учебном круге в подъем и
по ровной местности.
19
Перемещения на
лыжах по
пересеченной
местности
классическим
ходом 2-3км.
1
Прохождение дистанции в
полной координации
20
Работа рук и ног
коньковым ходом
1
Выполнение упражнений
на месте (имитация
конькового хода), на
учебном круге в подъем и
по ровной местности.
21
Коньковый ход с
палками по
учебному кругу.
1
Выполнение упражнений
на месте (имитация
конькового хода), на
учебном круге в подъем и
по ровной местности.
22
Передвижение
коньковым ходом
по пересеченной
местности.
Сдача контрольного
норматива
1
Прохождение дистанции в
полной координации
или 3км на время
или 5км на время
23
Прыжки из
различных и.п. с
продвижением
вперед, с
доставанием
предметов.
1
Прыжки в высоту через
препятствия, планку, в
длину с места,
многократные прыжки с
ноги на ногу, на двух ногах.
24
Прыжки с
подтягиванием
колен к груди на
месте и с
продвижением.
1
Перепрыгивание предметов
(скамеек, мячей и др.),
«чехарда». Прыжки в
глубину. Бег и прыжки по
лестнице вверх и вниз.
25
Прыжки через
скамейку в длину и
высоту.
1
Прыжки в высоту через
препятствия, планку, в
длину с места,
многократные прыжки с
ноги на ногу, на двух ногах.
Перепрыгивание предметов
(скамеек, мячей и др.),
«чехарда». Прыжки в
глубину. Бег и прыжки по
лестнице вверх и вниз. Бег
по снегу, по песку, с
отягощениями
26
Прыжок в длину –
одинарный,
тройной.
1
Прыжки с разного разбега
по 3 попытки.
27
Прыжок в длину с
места на результат.
1
Прыжки с места на
результат.
28
Упражнения на
развитие гибкости с
помощью партнера.
1
Упражнения с широкой
амплитудой движения.
Упражнения с помощью
партнера (пассивные
наклоны, отведения ног,
рук до предела, мост,
шпагат).
29
Упражнения на
развитие гибкости с
отягощением.
1
Упражнения с
гимнастической палкой или
сложенной вчетверо
скакалкой: наклоны и
повороты туловища с
различными положениями
предметов (вверх, вперед,
вниз, за голову, на спину);
перешагивание и
перепрыгивание,
«выкруты» и круги.
30
Упражнения на
развитие гибкости с
использованием
собственной силы.
1
Упражнения типа «полоса
препятствий»: с
перелезанием,
пролезанием,
перепрыгиванием,
кувырками, с различными
перемещениями,
переноской нескольких
предметов одновременно
(четырех баскетбольных,
набивных мячей), ловлей и
метанием мячей и др.
31
Упражнения на
развитие гибкости с
помощью эспандера
или амортизатора.
1
.Упражнения на
гимнастической стенке.
Упражнения со штангой:
толчки, выпрыгивания,
приседания. Упражнения с
набивными мячами.
Упражнения на тренажере.
32
Упражнения на
развитие гибкости
1
Упражнения на
гимнастической стенке,
на снарядах.
гимнастической скамейке.
33
Упражнения на
развитие гибкости с
полной амплитудой
с предметами и без
(махи, рывки,
наклоны).
1
Упражнения на
гимнастической стенке.
Упражнения со штангой:
толчки, выпрыгивания,
приседания. Упражнения с
набивными мячами.
Упражнения на тренажере.
34
Контрольные
нормативы по ГТО.
1
Сдача контрольных
нормативов.
35
Контрольные
нормативы по ГТО.
1
Сдача контрольных
нормативов.
VII. Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для
учителей) /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение, 2012г.
2.«Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.,
Просвещение, 2016
3. Ломан В. Бег. Прыжки. Метания. М., 1974
4. Учебно-методическое пособие «Кроссовая подготовка в школе» авторы С.П.Аршинник.
В.И. Тхорев, В.М. Шиян.