Напоминание

"Подготовка к сдачи норм комплекса ГТО III и IV ступени"


Автор: Малолыченко Татьяна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ№18
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Подготовка к сдачи норм комплекса ГТО III и IV ступени"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри

678960 Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, улица К. Маркса 7/1, тел/факс (41147)47913,

e-mail: sh

18@

nerungri

.

edu

.

ru

, ИНН 1434027800, ОГРН 1031401722780

Рабочая программа внеурочной деятельности

Направление _спортивно-оздоровительное______________________

Наименование программы___«Подготовка к сдачи норм ГТО»_____

__________________________________________________________

Количество часов за учебный год:_35_(в каждой параллели)_

Классы_6-

9

______________________________________________

Ф.И.О. педагога Малолыченко Татьяна Владимировна___________

2019-2020 учебный год

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического

совета

от ________ 20__ года

протокол №

Директор СОШ № 18

Тутова Л.Н.___________

Согласовано

зам. директора по УВР

______________________

Ф.И.О.

__________________ подпись

______________2019 года

Согласовано

Протокол

№1 заседания МО

учителей____________

СОШ № 18

от_________ 20___ года

Подпись руководителя МО

______________________

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы

«Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для

общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.,

Просвещение, 2016, в соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования, Положением о Всероссийским физкультурно-

спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». При создании программы учитывались

потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном

подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы

здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для

самовоспитания, саморазвития и самореализации.

Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:

внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;

повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в

укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании

патриотизма и гражданственности.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к

участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков,

приобретенных на уроках физической культуры;

развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных

возможностей организма;

обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с

общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов

испытаний (тестов) комплекса ГТО;

формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении

видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

Программа учитывает следующие принципы:

принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-

тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической

подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);

принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного

материала и соответствие его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в учебно-

тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов

тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и

технической подготовленности;

принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных

особенностей учащегося, вариативность программного материала для практических

занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,

направленных на решение определенной педагогической задачи.

Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о

Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (III

и IV ступень – возрастная группа 11-12, 13-15 лет. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1

часу.

К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к

основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники,

относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и

требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию

здоровья, на основании справки терапевта, в которой указываются противопоказания к

тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники

специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается

физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы

знаний и слагаемые здорового образа жизни.

II. Учебно-тематический план курса «Подготовка к сдаче комплекса ГТО»

Раздел

Темы занятий

Количество

часов

III - IV ступень

11-12

лет

13-15

лет

Двигательны

е умения и

навыки.

Развитие

двигательных

способностей

Бег на 60 м

2

2

Бег на 1,5 – 2 км (мин,с)

3

3

Подтягивание из виса на высокой

перекладине (мальчики)

Подтягивание из виса лежа на низкой

перекладине (девочки)

3

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

на полу

3

3

Наклон вперед из положения стоя

2

2

Прыжок в длину с разбега

2

2

Прыжок в длину с места толчком двумя

ногами

3

3

Метание мяча весом 150г.

2

2

Бег на лыжах 2 км

3

3

Кросс на 3 км по пересеченной

местности

2

2

Плавание 50 м

2

2

Стрельба из пневматической винтовки

2

2

Туристский поход с проверкой

туристских навыков

6

6

Итого:

35

35

III. Содержание программы внеурочной деятельности

Основы знаний.

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура,

значение в физическом воспитании детей школьного возраста.

Виды испытаний (тестов) III и IV ступеней комплекса ГТО, нормативные требования.

Характеристика типовых травм, причины их возникновения, первая помощь при травмах.

Влияние занятий туризмом на здоровье человека. Значение туризма для формирования

жизненно важных умений и навыков. Туризм в комплексе ГТО. Организация и

проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережному

отношению к природе (экологические требования).

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

Бег на 60 м Бег с высоким подниманием бедра. Бег с ускорением 30-40 м. Высокий старт

5-10 м. Техника низкого старта. Челночный бег. Подвижные игры и эстафеты с бегом:

«Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки», «Сумей догнать», «Встречная эстафета»,

«Линейная эстафета». Бег на результат 100м.

Бег на 1,5 - 2 км. Повторный бег на 200 м. Бег с увеличением отрезков дистанции. Бег в

чередовании с ходьбой. Повторный бег с равномерной скоростью до 6 минут.

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Подтягивание из виса лежа на

низкой перекладине (девочки). Подтягивание из виса стоя (гриф на уровне головы).

Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Прыжком вис на согнутых руках.

Лазание по канату. Упражнения с гантелями. Вис лежа на низкой перекладине (5 с и

более). Подтягивание на низкой перекладине: из виса сидя; из виса лежа; прямые ноги на

гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Сгибание и

разгибание рук в упоре: лежа на параллельных скамейках; лежа, ноги на повышенной

опоре. Упражнения с гантелями. Наклон вперед из положения стоя Разгибание ног из

упора присев. Наклоны из различных исходных положений. Упражнения с максимальной

амплитудой. Статические упражнения. Прыжок в длину с разбега Подбор толчковой ноги.

Подбор разбега. Имитация отталкивания через шаг в ходьбе. Прыжки через препятствие.

Выпрыгивания вверх. Прыжок в длину с разбега согнув ноги. Прыжок на результат.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Прыжки из упора присев. Выпрыгивание

из полуприседа. Выпрыгивание из полного приседа. Прыжки через барьеры. Прыжок

через препятствие. Прыжки в длину с места на результат.

Метание мяча 150 г на дальность Три шага в метании. Метание способом «из-за спины

через плечо». Отведение мяча «прямо-назад». Метание мяча с четырех бросковых шагов.

Метание с укороченного разбега. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы: с

места, с шага, с разбега. Метание мяча на технику. Метание мяча на результат.

Плавание 50 м Меры безопасности при занятиях на воде. Подготовительные упражнения

на суше, в воде, погружение, скольжение. Плавание при помощи рук, ног, с

поддерживающим средством в руках. Повторное проплывание 25 и 50 метров

произвольным способом. Игры на воде: «Гонка катеров», «Кто победит?».

Стрельба из пневматической винтовки Меры безопасности при обращении с оружием и

правила безопасного поведения на занятиях, в тире. Изготовка для стрельбы. Тренировка

в удержании ровной мушки, задержки дыхания, плавного спуска. Выполнение выстрела

по мишени.

Туристский поход с проверкой туристских навыков Меры безопасности в походе.

Укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра, способы преодоления

препятствий, ориентирование на местности по карте, по компасу.

IV. Предполагаемые результаты реализации программы.

Универсальные учебные действия

Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подготовка к сдаче комплекса

ГТО» являются:

Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для

достижения её цели.

Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со

сверстниками в достижении общих целей.

Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе

общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются

следующие умения:

Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление

необходимых знаний.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при

выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных

(нестандартных) ситуациях и условиях.

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных

целей.

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и

общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу

«Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:

Коммуникативные:

Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе

освоенных знаний и имеющегося опыта.

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и

взаимопомощи, дружбы и толерантности.

Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий

физической культурой.

Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,

сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Регулятивные:

Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее

выполнения.

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить

возможности и способы их улучшения.

Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях

и передвижениях человека.

Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять

хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Познавательные:

Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать

технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.

Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,

использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу

«Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:

Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;

Знать правила выполнения комплекса общеразвивающих упражнений;

Знать технику выполнения специальных беговых упражнений;

Знать технику выполнения метания мяча;

Знать технику выполнения прыжковых упражнений;

Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,

осуществлять их объективное судейство;

Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники

безопасности к местам проведения;

Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;

Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и

соревнований;

В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,

анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными

учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и

соревновательной деятельности;

Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в

различных изменяющихся, вариативных условиях.

V. Методическое обеспечение

Методика работы с детьми строится в направлении системно-деятельностного подхода и

личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на

самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому

отношению при выполнении заданий. Организация учебных занятий предполагает, что

любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку

его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые

обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Занятия

проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на игровых площадках.

Для реализации программы используются спортивные сооружения, оборудование и

спортивный инвентарь.

VI. Технологии: Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении,

поэтапного формирования умственных действий, информационно- коммуникационные,

проблемного обучения, развития умственных и творческих способностей учащихся,

развития навыков обобщения, систематизации знаний, самодиагностики, развития

исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной проектной деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ

КОМПЛЕКСА ГТО

Сроки проведения

план факт

занятия

Темы занятий

Кол-

во

часов

Описание примерного

содержания занятий

1

Техника бега на

длинные дистанции.

Бег 500-1000м.

1

Строевые упражнения.

Упражнения для рук и

плечевого пояса.

Упражнения для шеи и

туловища, ног.

2

Тактика бега на

длинные дистанции.

Бег 1000-1500м.

1

Бег равномерный и

переменный на 500, 800,

1000 м. Многократные

повторения упражнений в

беге, с различной

интенсивностью и

различной

продолжительностью

работы и отдыха.

3

Сочетание работы

рук, ног, туловища

в беге на длинные

дистанции.

1

Кросс на дистанции для

девушек до 3 км, для

юношей до 5 км.

4

Бег 1500-2000м в

сочетании с

дыханием.

1

Дозированный бег по

пересеченной местности от

3 мин до 1 ч (для разных

возрастных групп).

5

Бег на результат.

Сдача контрольного

норматива.

1

Vступень - бег 2000 м или

3000м

6

Техника бега на

короткие

дистанции. Бег 30-

60м - работа рук,

ног, корпуса.

1

Круговая тренировка

(скоростно-силовая,

специальная).

Эстафеты

комбинированные с бегом,

прыжками, метаниями.

7

Бег на 60м в

сочетании с

дыханием.

1

Повторный бег по

дистанции от 60 до 80 м со

старта и с ходу с

максимальной скоростью.

Бег по наклонной

плоскости вниз. Бег за

лидером

8

Интервальная

1

Выполнения упражнений в

тренировка -

чередование

скорости бега.

максимальном темпе.

9

Кросс по

пересеченной

местности.

Ускорение 80-100

м.

1

Бег с гандикапом с задачей

догнать партнера.

10

Бег на короткие

дистанции на

результат.

1

Бег 100м (с)

11

Обучение

финальному

усилию в метании с

места.

1

Упражнения для кистей рук

с гантелями, булавами,

кистевыми эспандерами,

теннисными мячами

(сжимание). Имитация

броска с амортизатором

(резиновым бинтом),

гантелями.

12

Обучение разбегу в

метании

1

Упражнения для рук и

плечевого пояса. Из

различных исходных

положений (в основной

стойке, на коленях, сидя,

лежа) - сгибание и

разгибание рук, вращения,

махи, отведение и

приведение, рывки

одновременно обеими

руками и разновременно, то

же во время ходьбы и бега.

13

Метание с разбега

3-5 шагов

1

Метание мяча, гранаты с

места, с 1 шага, с

нескольких шагов разбега,

с постепенным

увеличением расстояния.

14

Метание с разбега в

вертикальную цель.

1

Метание мяча с места, с 1

шага, с нескольких шагов

разбега, с постепенным

увеличением расстояния.

15

Метание в полной

координации на

дальность.

1

Метание мяча весом 150г. в

сектор для метания с

разбега.

16

Сдача контрольного

норматива.

1

Метание мяча весом 150г.

на результат

17

Работа рук и ног без

палок в

1

Выполнение упражнений

на месте (имитация

попеременных

ходах.

попеременного хода), на

учебном круге

18

Работа

попеременным

ходом с палками

1

Выполнение упражнений

на месте (имитация

попеременного хода), на

учебном круге в подъем и

по ровной местности.

19

Перемещения на

лыжах по

пересеченной

местности

классическим

ходом 2-3км.

1

Прохождение дистанции в

полной координации

20

Работа рук и ног

коньковым ходом

1

Выполнение упражнений

на месте (имитация

конькового хода), на

учебном круге в подъем и

по ровной местности.

21

Коньковый ход с

палками по

учебному кругу.

1

Выполнение упражнений

на месте (имитация

конькового хода), на

учебном круге в подъем и

по ровной местности.

22

Передвижение

коньковым ходом

по пересеченной

местности.

Сдача контрольного

норматива

1

Прохождение дистанции в

полной координации

или 3км на время

или 5км на время

23

Прыжки из

различных и.п. с

продвижением

вперед, с

доставанием

предметов.

1

Прыжки в высоту через

препятствия, планку, в

длину с места,

многократные прыжки с

ноги на ногу, на двух ногах.

24

Прыжки с

подтягиванием

колен к груди на

месте и с

продвижением.

1

Перепрыгивание предметов

(скамеек, мячей и др.),

«чехарда». Прыжки в

глубину. Бег и прыжки по

лестнице вверх и вниз.

25

Прыжки через

скамейку в длину и

высоту.

1

Прыжки в высоту через

препятствия, планку, в

длину с места,

многократные прыжки с

ноги на ногу, на двух ногах.

Перепрыгивание предметов

(скамеек, мячей и др.),

«чехарда». Прыжки в

глубину. Бег и прыжки по

лестнице вверх и вниз. Бег

по снегу, по песку, с

отягощениями

26

Прыжок в длину –

одинарный,

тройной.

1

Прыжки с разного разбега

по 3 попытки.

27

Прыжок в длину с

места на результат.

1

Прыжки с места на

результат.

28

Упражнения на

развитие гибкости с

помощью партнера.

1

Упражнения с широкой

амплитудой движения.

Упражнения с помощью

партнера (пассивные

наклоны, отведения ног,

рук до предела, мост,

шпагат).

29

Упражнения на

развитие гибкости с

отягощением.

1

Упражнения с

гимнастической палкой или

сложенной вчетверо

скакалкой: наклоны и

повороты туловища с

различными положениями

предметов (вверх, вперед,

вниз, за голову, на спину);

перешагивание и

перепрыгивание,

«выкруты» и круги.

30

Упражнения на

развитие гибкости с

использованием

собственной силы.

1

Упражнения типа «полоса

препятствий»: с

перелезанием,

пролезанием,

перепрыгиванием,

кувырками, с различными

перемещениями,

переноской нескольких

предметов одновременно

(четырех баскетбольных,

набивных мячей), ловлей и

метанием мячей и др.

31

Упражнения на

развитие гибкости с

помощью эспандера

или амортизатора.

1

.Упражнения на

гимнастической стенке.

Упражнения со штангой:

толчки, выпрыгивания,

приседания. Упражнения с

набивными мячами.

Упражнения на тренажере.

32

Упражнения на

развитие гибкости

1

Упражнения на

гимнастической стенке,

на снарядах.

гимнастической скамейке.

33

Упражнения на

развитие гибкости с

полной амплитудой

с предметами и без

(махи, рывки,

наклоны).

1

Упражнения на

гимнастической стенке.

Упражнения со штангой:

толчки, выпрыгивания,

приседания. Упражнения с

набивными мячами.

Упражнения на тренажере.

34

Контрольные

нормативы по ГТО.

1

Сдача контрольных

нормативов.

35

Контрольные

нормативы по ГТО.

1

Сдача контрольных

нормативов.

VII. Список литературы

1. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для

учителей) /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение, 2012г.

2.«Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для

общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.,

Просвещение, 2016

3. Ломан В. Бег. Прыжки. Метания. М., 1974

4. Учебно-методическое пособие «Кроссовая подготовка в школе» авторы С.П.Аршинник.

В.И. Тхорев, В.М. Шиян.



В раздел образования