Напоминание

Интеллектуальные игры как форма внеурочной деятельности


Автор: Коробейникова Татьяна Валентиновна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Катунино, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальные игры как форма внеурочной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Интеллектуальные игры как форма внеурочной деятельности

Тема моей статьи связана с внеурочной деятельностью учащихся. Я поделюсь своим опытом

на примере интеллектуального клуба «Сова», работающего в МБОУ «Катунинская СШ» уже

более 20 лет.

Если мы возьмем период обучения в средней школе, то интеллектуальные игры

рассматриваются, как правило, применительно к определенному учебному предмету,

например, истории, литературе, географии, математике и т.д. И тем не менее в этой области

используются новые инновационные формы. Речь идет о применении игры не на учебных

предметах, а во внеурочной деятельности, в библиотеке. Игра направлена не на выявление

знаний в какой-то области, а на их приобретение. Почему клубу дали такое название,

догадаться несложно. Ведь сова-это птица, для которой не существует тайн. Это символ

мудрости,

олицетворение

знаний,

человеческого

опыта.

С

2010

года

я

являюсь

руководителем клуба "Сова". В школе работаю педагогом-библиотекарем и являюсь

классным руководителем 11 класса.

Основная заповедь клуба - "Нам нужны не только умные, но и сообразительные".

Современный человек должен строить свою жизнь не на мертвом грузе накопленных и

неиспользуемых знаний, а на умении применить известное, придумать новое, быстро и

правильно ориентироваться в потоке информации, находить место себе и своему интеллекту.

Цель: создавая условия для интеллектуального развития детей на занятиях, во время

клубных мероприятий и в обыденной жизни, обогащать их внутренний мир, расширять

кругозор,

воспитывать

стремление к

самообразованию,

раскрывать

индивидуальные

возможности и творческие способности детей. Задачи:

формировать умения и навыки, необходимые в процессе самостоятельного

образования

воспитывать у обучающихся интерес к интеллектуальным видам деятельности и

навыки общения

развивать у них эрудицию, воображение, фантазию, логику и творческие способности

Программа занятий предназначена для детей 11-17 лет и первоначально была рассчитана на

2 года: 5-7 классы и 8-11 классы. Но на практике получилось так, что те дети, которые

начали посещать клуб в 5 классе, продолжают заниматься в нем и до 11 класса. В настоящее

время клуб посещают более 20 человек. Во время занятий предусмотрены следующие

основные методы: мозговой штурм, работа в тройках, работа в команде, обсуждения.

Специфика работы требует особой формы занятий, как можно более отличающихся от

традиционного учебного процесса. Минимум назидательности, никакого принудительного

навязывания знаний и умений. Теоретическая информация должна вводиться в игровой

процесс, сопровождаться игровыми примерами и закрепляться на тренировочных занятиях,

построенных соответствующим образом. Разумеется, это не исключает полностью

традиционных методов подачи и усвоения знаний. Следует отметить, что основной игровой

и организационной единицей клуба является команда, состоящая из 6 человек. Учебно-

тренировочный процессстроится на совмещении форм занятий с разным по численности

контингентом. Каждое занятие начинается с разминки, которая у нас бывает в виде блиц-

вопросов на личное первенство. Для теоретических занятий и общих тренировок нужны

1

большие группы - три и более команд; для практических занятий, где руководителю клуба

необходимо отслеживать психологические реакции, участие и игровой вклад членов

команды, работа идет с одной командой; на индивидуальном уровне (от одного до трех

человек) требуется работа по подготовке капитанов команд, а также вопросников и

стажеров-организаторов игр.

К результатам работы в интеллектуальном клубе "СОВА" относятся следующие знания и

умения: к концу первого года обучения дети знают правила различных игр, методику

составления вопросов и заданий, умеют работать со справочной литературой, играть в

команде, самостоятельно составлять вопросы и задания; к концу второго года обучения дети

знают алгоритм поиска ответов, умеютработать над версией, проводить анализ и самоанализ

игры, готовить и проводить общешкольные интеллектуальные игры среди классов.

Интеллектуалы нашей школы одержали немало славных побед на районных соревнованиях.

Они принимают участие во всех интеллектуальных играх. Ребята являются неоднократными

победителями "Интеллектуального марафона", игр "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Своей

игры". За годы работы клуба "Сова" у нас появились свои династии знатоков: Топтуновы,

Ярыгины, Андрийчуки, Карманчиковы, Алексеенко, Быковские… Практика показывает, что

необходима и такая новая форма работы, как клубный день, или совместная игра всех

команд: занимающихся в клубе и приглашенных. Как разновидность клубного дня весьма

полезны игры и встречи команд клуба с командами разного уровня подготовки, в том числе

и взрослыми: с 2012 года у нас играют две команды учителей, а с 2017 г. численность

играющих команд пополнилась еще командой выпускников и командой родителей. Хочется

отметить тот факт, что в начальной школе у «Совы» появился младший брат - клуб

«Совенок», который посещают юные интеллектуалы 1-4 классов. В клубе существуют

традиции поощрения и стимулирования деятельности детей: грамоты, благодарственные

письма, сладкие призы, подарки, кубки, информация на школьном сайте, а до недавнего

времени - в школьной и районной газетах. Очень важно сформировать у воспитанников

понимание результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Самым большим поощрением члены клуба считают участие в команде, представляющей

школу на городских или районных соревнованиях. Ребёнок не сможет реализовать свои

способности без создания для этого условий. Окружающая среда должна стать развивающей,

чтобы обучающийся смог черпать из неё информацию, помогающую ему

самореализовываться и формировать мотивационную среду. С 2013 года увлечение

интеллектуальными играми привело обучающихся нашей школы в городской клуб

«Вундеркинд. Тогда в отборочном туре приняли участие более 100 человек. И ежегодно в

финальных играх этого клуба наши интеллектуалы становятся победителями или призерами

в своих возрастных категориях. Что привлекает детей в наш клуб? В первую очередь,

конечно, внешняя сторона дела: они исполняют роль знатоков. Немаловажным фактором

служит и постоянно создаваемая ситуация успеха. На один-два вопроса за игру удается

ответить почти каждому ребенку. И осознание того, что ты сам, ниоткуда не списывая, не

смотря в учебник и не используя подсказки, смог ответить на вопрос, окрыляет юных

знатоков. Быть членом интеллектуального клуба - это престижно.

Доказательством

эффективности работы школьного интеллектуального клуба «Сова» является тот факт, что все

выпускники нашей школы, принимавшие активное участие в работе клуба, поступают в те учебные

заведения, в которые они и планируют, а там продолжают участвовать в студенческих

интеллектуальных клубах.

2

История клуба «Сова» продолжается. Были и есть у нас и еженедельные заседания, и участие

в районных и городских играх, и веселые чаепития, и туристические походы.

Уходят выпускники. Приходят новые ребята. Каждый год у клуба бывает пополнение

новыми членами.

Для себя я сделала вывод, что самое замечательное дело не будет иметь продолжения, если

детям неинтересно, если нет системы проводимых занятий. Стоит один-два раза отменить

заседание, как у ребят возникнут сомнения в проведении следующего заседания клуба.

Любая, даже самая хорошая идея, внедряемая принудительно, не принесет желанных плодов.

И ещё… Интеллектуальный клуб «Сова» - это коллектив одаренных детей. И мне работать с

такими ребятами очень интересно.

Заседания юных знатоков проходят в читальном зале нашей библиотеки. Через свой

интеллектуальный клуб я прививаю у детей любовь к чтению.

Спасибо за работу в клубе всем ребятам, кто работал и работает в клубе «Сова»,

участвовал и боролся за победу в интеллектуальных играх!

Аннотация – краткая характеристика назначения, содержания, вида, формы и других

особенностей статьи. Аннотация должна отражать основные и ценные, по мнению автора,

этапы, объекты и выводы проведенного

– 300-500 знаков.

3



В раздел образования