Автор: Пятунина Светлана Ивановна
Должность: МБОУ СОШ№20
Учебное заведение: МБОУ СОШ№20
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: методическая разработка по литературному чтению
Тема: "Как мужик убрал камень"
Раздел: начальное образование
Тема: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Тип урока: введение новых знаний
Цель
урока:
развивать
познавательную
активность
и
творческую
самостоятельность обучающихся.
Формируемые УУД:
Предметные:
- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
- сформировать понятие о басне, о морали басни;
- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;
Метапредметные:
- сформировать опыт творческой деятельности;
- развивать интерес к художественному слову;
- развивать умение выразительно читать;
- развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
Личностные:
-
воспитывать
нравственные
качества
личности:
трудолюбие,
непринятие
лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать
им.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Технологии: проблемное обучение, здоровье-сберегающая.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова
«Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал
камень».
1
Ход урока
I
. Организационный момент (1-2 мин)
- Ребята, у вас на партах лежат «Словарики настроения». Найдите имя
прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.
II
. Проверка домашнего задания. (5 мин)
- О творчестве какого писателя мы говорили на прошлом уроке?
- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке? (рассказ «Детство»)
(Слайд)
- Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?
- Прочитайте свои сочинения о маме.
III
.Актуализация знаний.
и фиксация затруднения ( мин)
- Ранее мы знакомились с творчеством Л. Н. Толстого. Читали рассказы, были,
басни. Некоторые из них мы сейчас вспомним.
Работа в парах.
- Прочитайте отрывки, обсудите в парах и постарайтесь вспомнить, из какого они
произведения. (Слайды с отрывками)
«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая
погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая
обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала
смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею
забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок» быль)
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или
собаками и кошками на корм диким зверям» («Лев и собачка» быль)
«Был
мальчик.
Звали
его
Филипп.
Пошли
раз
ребята
в
школу».
(«Филиппок» быль)
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не
слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек» басня)
-Попробуйте выполнить задание: Подумайте и скажите, какие из перечисленных
произведений Л.Н. Толстого относятся к басням. Обоснуйте свой ответ, назвав
признаки басни.
- Кто не нашёл басню?
- В чём у вас затруднение?
IV. Определение целей и задач урока.
-Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки басни)
-Правильно! Как только вы выведите признаки басни, вы сможете дать точный
ответ на вопрос задания.
2
- Искать ответ мы будем в произведении Л.Н. Толстого «Как мужик убрал
камень».
- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цели и задачи
урока.
ЦЕЛЬ: научиться выделять признаки……
Задачи:
- пополнить словарный запас с помощью …..
- познакомиться с ……
- учиться раскрывать смысл ……
V
.Построение проекта выхода из затруднения. Работа с текстом (15 мин)
Работа в парах. (2 мин)
В произведении нам встретятся новые слова, значение которых надо уточнить.
- Прочитайте слова в левой части карточки. Соедините их с определением в
правой
части
так,
чтобы
получилось
верное
определение
слова.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.
Подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.
- Какую задачу урока мы выполнили?
- Какая следующая?
Первичное восприятие. (2 мин)
- Сейчас мы послушаем произведение «Как мужик убрал камень».
При
прослушивании мы будем помнить о цели нашего урока.
(Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.) Учебники закрыты.
Проверка первичного прослушивания
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вас удивило?
Ученики делятся впечатлением.
Физкультминутка «Пяточка - носочек»(2 мин)
- Какая следующая задача урока?
- Прочитайте произведение самостоятельно.
Чтение текста про себя.
Проблемный вопрос
- Ребята, в учебнике написано, то мы прочитали басню.
А похоже это
произведение на рассказ? Чем?
- А похоже это произведение на быль? (Возможно, событие было.)
3
- Попробуем найти признаки басни в этом произведении. Воспользуемся
подсказкой. Прочитайте определение басни. (Слайд)
- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ
-
В
чём
заключается
особенность
басни?
(В
том,
что
есть
мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление,
какие-то правила.)
- Попытаемся найти мораль в этой басне.
Работа в группах. Учащиеся составляют вопросы и задают их другим группам.
- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.
Выборочное чтение 1 части.
- Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?
- Назовите участников.
- Какая стояла задача перед инженерами?
- Как озаглавили? (Камень на площади).
Работа над 2 частью.
- Какая стояла задача перед инженерами?
- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?
- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
- Как озаглавим? (Спор)
3 часть.
- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?
- Как вы представляете мужика?
- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)
- Рассмотрите иллюстрацию.
-
Найдите
и
зачитайте,
какой
момент
изображён
на
иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль? Что хотел автор сказать?
- Важна не столько сила, сколько смекалка. Есть нравоучение. А это и есть
мораль произведения Льва Николаевича Толстого.
- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём
произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
4
- Мы доказали, что это басня?
- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.
(Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть
трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют
нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это
называется моралью).
- Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?
- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова
- Посмотрите на наш план. Мы все задачи выполнили?
Физкультминутка(1 мин)
VI
. Включение в систему знаний и повторение (3 мин)
Великий писатель, считал, что произведения устного творчества народа:
стихи, сказки, пословицы, загадки — интересно и полезно читать детям. В книги,
которые Толстой подготовил для обучения крестьянских детей в Ясной Поляне,
он включил много сказок, пословиц, загадок.
1.
Работа над пословицами (Слайд)
- Прочитайте пословицы.
- Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?
1) Сколько голов, столько умов.
2)Сила ломит всё, а ум силу.
3) Мало что хотеть, надо знать да уметь.
4) И сила уму уступает.
5) Каков мастер, такова и работа.
6) Недаром говорится, что дело мастера боится.
2. Работа с басней «Два товарища» (3 мин)
Я хочу вам прочитать еще одну басню Л.Н.Толстого - Д ВА Т О ВА Р И Щ А
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился
бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему
нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,—
медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей
убегают».
5
- Какова мораль этой басни?
Л.Н. Толстой «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга
надеешься».
VII
.Подведение итогов. (3 мин)
- Ребята, какую задачу мы с вами ставили?
-Какое произведение из тех, что мы вспоминали в начале урока, является басней?
- Чему учат произведения Л.Н. Толстого? (Учат добру, уважению, честности.
Голова без ума, что фонарь без свечи. – Лев Толстой)
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- Нужны ли сегодня басни?
VIII
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Мне бы хотелось закончить урок словами Л.Н. Толстого: «Истинная сила
человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».
IX
. Домашнее задание. (1 мин)
Выразительное чтение басни
Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого; приготовить выразительное
чтение одной из них;
- Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
6