Автор: Ташкеева Любовь Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 14
Населённый пункт: город Рубцовск .Алтайский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия ОД
по художественному эстетическому развитию в подготовительной группе
Аппликация :«Снегирь».
Подготовила
воспитатель: Ташкеева Л.В.
Образовательная область: Художественное творчество.
Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.
Программные задачи:
Образовательные:
Познание:
- уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.
Художественное творчество:
- учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.
Коррекционно-развивающие:
Познание:
- развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;
- закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
- совершенствовать умение работать по схеме.
Художественное творчество:
- учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.
Социализация:
- повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.
Здоровье:
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
Речевые:
Коммуникация:
- учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;
- побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
Воспитательные:
Социализация:
- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
- вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
Лексический материал:
Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.
Красногрудый, чернокрылый.
Предварительная работа:
- чтение стихотворений о птицах;
- загадывание загадок;
- чтение стихотворения А. Барто «Снегирь»;
- рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;
- выделение особенностей строения и внешнего вида;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
- разучивание физкультминутки «Прилетели птички»;
- оформление листов-панно для аппликаций;
- заготовка деталей хвоста и крыла;
Оборудование: плоскостные изображения птиц, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой
рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей),
магнитофон.
Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ
работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям.
Действия детей
Действия педагога
Примечания
1.Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
-Какое сейчас время года?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в
Царство птиц.
Зима пришла
Нас в дорогу позвала.
Мы отправимся гулять,
Будем дружно мы шагать.
По тропинке мы пройдём
Друг за дружкою гуськом.
Вот пришли мы в лесок,
стали дружненько в кружок.
Мотивация
детей
на
участие
в
процессе
обучения
2.Вступительная беседа:
Дети
садятся
на
ковёр
в
удобных позах.
Дети
проявляют
интерес
к
создавшейся
ситуации,
высказывают
свои
предположения, отвечают на
вопросы воспитателя.
-Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц.
Каких вы знаете птиц?
- Какую пользу приносят птицы?
-Правильно.
Птицы очень полезны. Многие из них защищают
поля, огороды и сады от вредителей.
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает
(рассматривание картинок, иллюстраций). Какие
птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку
можно этих птиц разделить на две
группы? (Перелетные и зимующие.)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья
улетают зимовать в теплые края?
(Ответы детей.)
Звучит музыка - голоса птиц.
Закрепление
знаний
детей
о
внешних
особенностях
птиц,
активизация
в
речи
прилагательных.
– Да, действительно, в связи с переменой времени
года, с наступлением холодов, некоторым птицам
трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в
новых для них климатических условиях – потому
птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
– А теперь давайте рассмотрим птиц второй
группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы
видели на улицах, в скверах, парках в зимнее
время года? (Рассматривание картинок с
зимующими птицами.)
– Как называют птиц, которые остаются с нами
зимовать? (Зимующие.)
– Почему мы их называем “зимующие” птицы?
– Зимующие птицы не боятся морозов и
ухитряются добывать еду даже в самую холодную
погоду. Они отыскивают насекомых,
спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и
заборов, отыскивают плоды и семена лиственных
растений, шишки хвойных деревьев с семенами.
Но во время снегопадов, метелей и сильных
морозов птицы голодают и даже погибают. Они
прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с
вами должны помочь пережить зиму пернатым
друзьям.
– Вот тут-то и на помощь приходит человек, а как
мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы
детей.)
- Улетели перелётные птицы в тёплые края, и
остался снегирь один, и совсем загрустил.
3.Основная часть
а) Сообщение темы
Дети
предлагают
варианты
решения проблемы.
- Что мы можем сделать, чтобы поднять ему
настроение?
- Очень хорошая идея - найти нашему снегирю
друзей.
Сегодня
я
предлагаю
вам
сделать
аппликацию «Снегирь на веткерябины».
Определение темы и цели деятельности
б) Показ и анализ образца
Дети садятся на стулья.
Дети
называют
части
тела
птицы,
их
цвет,
форму,
взаимное
расположение,
соотношение по размеру.
Воспитатель приглашает детей пройти за столы.
- Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть
эту птицу?
- Назовите части тела птицы.
- Какая по форме голова птицы?
- Какое по форме туловище снегиря?
- Какой формы глаз?
- Какой по форме клюв?
- Какого цвета бумага нам понадобится для
работы?
- Какие части тела у снегиря чёрного цвета?
- Какое по цвету туловище у снегиря?
- Если быть точными, то у снегиря красная только
грудка.
- Где на листе расположен снегирь?
- Как расположено туловище птицы?
- Где расположена голова?
- Где расположен хвост?
- Где находится крыло?
- Где расположены лапки?
-Где на голове нашего снегиря находится глаз?
- Где расположен клюв?
- В какую сторону смотрит снегирь?
- Сравните голову и туловище. Что больше?
Уточнение
особенностей
внешнего
вида
снегиря.
в)
Составление
последовательности
выполнения работы
Дети,
под
руководством
педагога,
планируют
свою
работу, опираясь на схемы –
опоры. (см. Приложение 2)
- Посмотрите на первую схему и скажите, с чего
начнём нашу работу.
- Сначала из красного прямоугольника, закругляя
углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.
- Что будем делать потом?
- Потом из чёрного квадрата, закругляя углы,
вырежем круг. Это будет голова снегиря.
- Посмотрите на следующую схему. Что будем
делать дальше?
- Надо разложить все детали.
- Расскажите о следующем шаге.
Развитие связной речь, через планирование
последовательности выполнения работы и в
процессе сопоставления готовой работы с
образцом.
-
Теперь
будем
наклеивать
детали:
сначала
туловище, затем голову, после хвост и крыло.
г) Физминутка
Дети
встают
в
круг,
выполняют
движения,
проговаривая стихотворение:
руки
скрещены,
повернуть
ладонями к себе,
большие
пальцы
соединены
друг с другом;
ладони
имитируют
взмахи
крыльев;
присесть на корточки, руки за
спину;
пальцами постучать по полу;
покружиться на месте;
наклоны головы вверх-вниз;
руки
на
пояс,
движения
локтями;
повороты
головы
вправо-
влево;
бегут на стульчики.
-Покружились, покружились
И все в птиц мы превратились.
Ну-ка, птички полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зёрнышки,
Поиграли в полюшке,
Водичку попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели
И на место улетели.
Снижение физической усталости, морального
напряжения.
Развитие общей и мелкой моторики.
д)
Повторение
последовательности
выполнения работы
Дети
по
схеме
восстанавливают
последовательность
выполнения работы.
Ребёнок выходит к
доске и
выкладывает детали.
- Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой
последовательности,
мы
будем
выполнять
задание.
Вырезать из красного прямоугольника овал. Это
будет туловище.
Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет
голова.
Разложить все детали на картоне.
- Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел
вправо.
- Что будем делать дальше?
Сначала надо наклеить туловище.
Потом наклеить голову.
Развитие планирующей функции речи.
Затем будем клеить хвост.
Потом приклеить крыло.
Дорисовать лапы, клюв, глаза.
- Те, кто быстро справится с заданием, могут
нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий
снег.
е)
Самостоятельная
деятельность детей
Самостоятельная
продуктивная
деятельность
детей.
В
процессе
работы
дети
комментируют
выполняемые
действия,
задают
вопросы
педагогу или друг другу.
В
ходе
самостоятельной
работы
воспитатель
оказывает индивидуальную помощь. С помощью
инструкций и побуждающих вопросов регулирует
деятельность детей, учит давать словесный отчёт о
своих действиях.
Развитие
регулирующей
функции
речи
и
изобразительных навыков.
з) Анализ детских работ
Дети
рассматривают работы
друг друга, сопоставляют их с
образцом.
Ребята
отмечают
работы,
которые им понравились, свой
выбор аргументируют.
Дети хлопают в ладоши.
Чтение стихотворения.
- Посмотрите на всех птиц.
- Какие красивые снегири у нас получились. Я
хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель
анализирует одну из работ)
- Этот снегирь расположен в центре листа. Голова
у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно
вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены
правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в
верхней
части
туловища,
лапки
– короткие,
касаются ветки, глаз нарисован в центре головы,
клюв слева.
- Расскажите о понравившейся вам птице
- Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей
у нашего снегиря теперь сколько?
- Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.
- Давайте порадуемся вместе с ним.
- Пришло время возвращаться в детский сад. Надо
прочитать стихотворение о снегире.Воспитатель
читает детям стихотворение «Снегири» :
Стынут лапы на морозе у сосны и ели.
Что за чудо на берёзе -яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
Обучение умению оценивать свою работу и
работы сверстников.
Закрепление
знаний
о
характерных
особенностях внешнего вида птицы (названии
частей,
их
цвете,
форме,
пропорциях
и
взаимном расположении).
И глазам не верится.
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
4.Организационное окончание.
Свободные
высказывания
детей
о
том,
чем
они
занимались.
Дети
наводят
порядок
на
рабочих местах и собираются
на
прогулку,
чтобы
понаблюдать
за
птицами
и
покормить их.
- Вот мы и вернулись в детский сад.
- Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц
и что вам особенно понравилось?
- Расскажите, как мы выполняли аппликацию?
- Вы сегодня хорошо справились с заданием,
молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и
пойдём на улицу кормить птиц.
Обучение элементам рефлексии
Алтайский край, город Рубцовск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Василёк»
Конспект образовательной деятельности
Художественно-эстетическое развитие аппликация
по теме: «Снегирь »
Воспитателя: Ташкеевой Любовь Васильевны
2020 г.