Напоминание

Речевое развитие детей раннего возраста средствами сенсомоторной деятельности


Автор: Константинова Анна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №6
Населённый пункт: город Барабинск
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие детей раннего возраста средствами сенсомоторной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей раннего возраста средствами

сенсомоторной деятельности

Актуальность выбранной нами темы можно объяснить тем, что по дан-

ным современных исследователей (В.А. Гончарова, Е.А. Логинова, Л.Г. Па-

рамонова) и к огромному нашему сожалению, на сегодняшний момент отме-

чается неуклонный рост количества детей с отклонениями в речевом разви-

тии.

Как нам кажется, причины неблагополучного речевого развития нахо-

дятся в раннем возрасте. Этот «нелицеприятный» факт объясняется тем, что

чувственный или, другими словами, сензитивный период развития речи при-

ходится именно на возраст от одного года до трех лет. Кроме того, именно в

этот период (в большинстве случаев) заканчивается развитие областей голов-

ного мозга, которые «несут ответственность» за речь и ее развитие.

Следовательно, мы можем говорить о том, что если мы вовремя не

обратим внимания на проблемы речевого развития детей, то эти проблемы

могут стать не разрешаемыми и, как следствие, «деформировать» дальней-

шее становление речи малыша.

Основываясь на исследованиях в области логопедии, специальной пси-

хологии и нейропсихологии, которые проводили такие ученные, например,

как И.Т. Власенко, Л.С. Выготский, А.Ф. Лурия, мы можем говорить о том,

что соединение сенсорного опыта со словом - это начальная ступень позна-

ния мира. Заметим, что этот факт тоже в немалой степени обуславливает ак-

туальность темы нашей работы.

Вполне логично то, что пред тем как проводить работу по развитию ре-

чевых навыков, необходимо провести и диагностические мероприятия, кото-

рые позволят выявить детей с нарушениями речевого развития, установить,

скажем так, «степень тяжести» этих нарушений и определить направления

коррекционно-развивающией деятельности.

Следовательно, опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о

том, что работа по развитию речи у детей раннего возраста проходит в два

этапа: первый этап это диагностика, а второй, собственно, развитие и коррек-

ция.

Если говорить о первом, диагностическом этапе, то он, как нам кажет-

ся, должен включать в себя следующие направления:

диагностика состояния артикуляционного аппарата;

диагностика звукопроизношения;

диагностика фонематических процессов;

диагностика словарного запаса;

диагностика грамматического строя речи;

диагностика связности речи.

Мы не будем углубляться в данный этап, скажем только, что во время

диагностического этапа, по нашему мнению, целесообразно использовать та-

кие методы диагностики как наблюдение за речевым развитием во время игр,

режимных моментов, логопедические тесты под редакцией Е.М. Косиновой,

изучение медицинских карт.

Перед тем, как перейти непосредственно ко второму этапу – этапу раз-

вития речевых навыков, как нам кажется, необходимо ознакомиться с основ-

ными задачами этого этапа. Итак, рассмотрим основные задачи второго этапа

и их содержание более подробно.

Задача 1.Развитие общей и мелкой моторики.

Для решения первой задачи работу с детьми необходимо, по нашему

мнению, выстраивать, основываясь на предметно-игровой деятельности.

Наша точка зрения основана на том, что дети раннего возраста с трудом вос-

принимают слова отдельно от изображения. Именно поэтому в качестве на-

глядных пособий используют натуральные предметы и муляжи, которые раз-

вивают и расширяют чувственный опыт детей.

Например, детям можно предложить некое подобие игры «В гости к

зайчику». Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к зайчику и, конеч-

но, не с пустыми руками, а с угощением. Детям предлагается из «Волшебно-

го мешочка» на ощупь выбирать морковку или капусту. Катают предметы

между ладонями, определяют поверхность предмета (гладкий, шершавый).

Что касается системы коррекционных занятий, то в нее просто необхо-

димо включить элементы логоритмики: двигательная активность, которая но-

сит игровой характер, улучшает работу всех органов и систем, а само движе-

ние помогает осмыслить слово.

Кроме того, для развития речевых навыков необходимо развивать мел-

кую моторику потому, что, как показывают многочисленные исследования,

существует прямая связь между мелкой и речевой моторикой.

Задача 2. Развитие лицевой мускулатуры и артикуляторных мышц.

Решение этой задачи, да и сама ее постановка, основаны на том, что

большая часть коры больших полушарий, отвечающая за двигательную ак-

тивность, участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, голоса, а

тот факт, что именно эти органы участвуют в формировании речи, ни у кого

не вызывает сомнений.

Для того, чтобы выработать у малышей движения артикуляционного

аппарата, по нашему мнению, следует применять гимнастику для губ и языч-

ка. Естественно, что такая гимнастика должна быть разработана правильно.

Для этого мы предлагаем взять, скажем так, за основу книгу А.Л.Сиротюк

«Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения».

Естественно, что мы тоже ознакомились с этой книгой, и можем приве-

сти такие варианты упражнений на артикуляцию как движения языком

вправо-влево, вверх-вниз, прокатывание «орешков» за щеками.

Задача 3. Развитие дыхания.

Не вызывает сомнений и споров тот факт, что правильно и хорошо по-

ставленное речевое дыхание лежит в основе правильного произношения

звуков, слов, фраз. Кроме того, известно, что дети раннего возраста в речи за-

частую задерживают дыхание, следовательно, на занятиях по развитию речи,

необходимо уделять большое внимание дыхательным упражнениям, кото-

рые, по нашему мнению, лучше всего проводить в форме игры. Например,

можно использовать такие варианты упражнений-игр как сдувание «снега»

(комочки из ваты) с крыш плоскостных домиков, «Лодочки», «Бабочки»,

«Футболисты».

Задача 4. Развитие фонематического слуха.

Исходя из исследований, которые проводили Р.Е. Левина, Г.А. Ники-

шина, Г.А. Каше, основная роль в развитии речи и коррекции речевых нару-

шений принадлежит формированию фонематического слуха и восприятия.

Известно, что если ребенок потеряет фонематический слух, это приведет к

недоразвитию всей речевой системы, следовательно, уже с раннего возраста

следует работать над развитием фонематических процессов.

Такая «работа» заключается в:

привлечении внимания детей к различным неречевым звукам: музы-

кальные игрушки, звучащие коробочки, заполненные различными ма-

териалами;

упражнениях по различению речевых звуков: «Угадай, кто позвал?»,

«Близко или далеко мяукает котенок».

Наконец, переходим к задаче 5, которая направлена на развитие психи-

ческой сферы.

Мы знаем, что речь есть результат согласованной деятельности, как ре-

чевых, так и неречевых областей головного мозга, следовательно, мы можем

говорить о том, что речь формируется и развивается в тесной взаимосвязи с

психикой ребенка. Исходя из этого, данная задача развития речи должна

быть направлена на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. Для

этого, как нам кажется, подойдут такие игры как, например, «Кто ушел?»,

«Третий лишний».

Итак, подводя итог нашей работы, отметим, что все предложенные

нами мероприятия, в том числе и профилактические, и коррекционные, по

речевому развитию детей раннего возраста эффективны и необходимы.

Это подтверждается нашей практической деятельностью: если в начале

года у одного ребенка было полное безречие (ребенок преимущетсвенно об-

щался с помощью жестов), то к середине года ребенку стало доступно произ-

ношение отдельных звуковых комплексов, и он мог подражать некоторым

звукам. Речь еще одного нашего «подопечного» состояла лишь из подража-

ния звукам и непонятного лепета, а благодаря систематичной развивающей и

коррекционной работе в его речи появились отдельные слова и простые

предложения.

В заключение отметим, что если развивающую, профилактическую и

коррекционную работу с детьми раннего возраста проводить своевременно,

то среди речевых нарушений в старшем возрасте гораздо реже будут встре-

чаться устойчивые нарушения в произношении звуков, фонематическом вос-

приятии, а словарный запас будет богатым и разнообразным.

Список использованной литературы

1.

Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка гово-

рить правильно: Здоровьесберегающие технологии. Методические ре-

комендации. М.: Сфера, 2009. Власова Ж.А. Развитие пальцевой мото-

рики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного

возраста. // Логопед в детском саду. 2009. № 6.

2.

Галанова Т.В. Развивающие игры до трех лет. Популярное пособие для

родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 Кольцова

М.М. Ребенок учится говорить. М.: 1973. Киселёва В. Развитие тонкой

моторики.// Дошкольное воспитание. 2006. №1

3.

Гамова С.Н. Некоторые подходы к оздоровлению дошкольников в ло-

гопедической группе.//Логопед в детском саду. 2008. № 9.

4.

Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и лого-

педическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов.

М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

5.

Нагавкина О.С. Активизация словаря детей 3-4 лет с общим недоразви-

тием речи средствами сенсомоторной деятельности.//Логопед в дет-

ском саду. 2009. № 4.

6.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопро-

вождение обучения. ТЦ «Сфера», Москва, 2003.

7.

Сиротюк А.Л.Обучение без стресса: психофизиологическая подготов-

ка.//Дошкольное воспитание. 2005. № 1. Сиротюк А.Л. Плоды просве-

щения.// Дошкольное воспитание. 2006. № 1.



В раздел образования