Автор: Мильшина Анастасия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: тренинг "Эмоциональное здоровье педагога"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 21 комбинированного
вида»
Психологический тренинг
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»
педагог-психолог,
первая квалификационная категория
А.В. Мильшина
Психологический тренинг
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального
выгорания и поддержки психического здоровья воспитателей.
Задачи:
1) Актуализировать процесс самоанализа сотрудников.
2) Познакомить с приемами саморегуляции.
3) Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального
состояния.
4) Оптимизировать самооценку педагогов.
5) Снять эмоциональное напряжение.
6) Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и
восприятие окружающей действительности).
Категория участников: педагоги
Место проведения: муз. зал
Форма проведения: групповые занятия.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть.
5. Ритуал прощания.
6. Анкетирование.
Ход тренинга
1. Ритуал приветствия
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем
тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой
профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством
проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как
никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как
педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные
родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении,
эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления
(открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность,
необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей,
постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество
других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие
факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное
благополучие.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем
правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У
вас есть предложение?
Правила:
1. Один говорит, остальные слушают
2. принцип искренности
3. принцип активности
4. принцип здесь и сейчас»
Разминка
Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те,
кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то
место.
Кто сегодня утром пил кофе.
Кто пришел на работу пешком.
Кто отработал в первую смену.
Кто любит свою работу.
Упражнение №2 «Эмоциональное благополучие»
Цель: познакомить с теоретической частью.
Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо
разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного
человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное
благополучие?»
«Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек
— это…»
В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального
благополучия, это -
* уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни;
*удовлетворенность жизнью и работой;
*хорошее настроение;
*здоровье;
*работоспособность.
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере
вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное
благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности
(детьми, коллегами, родителями, администрацией).
*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
*Результативность (успешность) педагогической деятельности.
*Учебная нагрузка.
*Способность противостоять стрессу.
*Умение решать конфликтные ситуации.
В ходе нашего «мозгового штурма» видно, что многие факторы влияют на
наше эмоциональное состояние, от сюда же и берутся «причины нашей
напряженности».
Ответственность за каждого ребенка.
Особая ответственность педагога за выполнение своих
профессиональных функций;
Загруженность рабочего дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка
дома или на работе;
Нестабильность заработной платы.
Из-за причин формируется «Синдром эмоционального выгорания»
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий
к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов
работающего человека.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка
психического здоровья (Способы саморегуляции)
Релаксация
Естественные способы (хороший сон, вкусная еда, общение с
природой, движение – спорт, бани и сауны, СПА).
Эмоциональные способы (смех, улыбка, юмор, чтение стихов,
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так)
Самовнушение и самопохвала (Находите возможность хвалить себя в
течение рабочего дня не менее 3–5 раз; в случае даже незначительных
успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!»,
«УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО
СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»)
Упражнение №3 «Откровенно говоря»
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.
Участникам раздаются карточки с незаконченными фразами (см.
приложение 1).
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным
предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».
Упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их,
сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение №4 «Молодец!»
Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального
напряжения.
Участники делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают
друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны
говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего
партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты
молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по
команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом.
Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до
тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит
очень весело), повышение самооценки педагогов.
Упражнение №5 «Плюс-минус».
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической
деятельности.
Задачи:
1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической
деятельности.
2. Сплочение группы.
На доску крепится ватман с заранее нарисованным деревом. Необходимо так
де приготовить самоклеющиеся стикеры в форме листочков, ручки на
каждого участника.
Участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция:
«Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а
на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а
потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и
минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем
проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше
получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.
Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к
выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все
стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений
педагогов.
Упражнение – медитация №6 «Сад моей души»
1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Необходимо подготовить магнитофон или музыкальный центр с записями
спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла,
текст медитационной визуализации (приложение 3).
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь
представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам
предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый
делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
2 часть упражнения – арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается
сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.
Упражнение№7 «Моя аффирамация».
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия,
закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Раздаются карточки с позитивными утверждениями – аффирмации
(приложение 4).
Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными
утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можете
вытянуть другую, которая Вам близка». Участники тянуть по-очереди
карточки с аффирмациями и зачитывают их. После завершения упражнения
можно задать следующие вопросы: какие у Вас ощущения от этого
упражнения? Трудно было ли прочитать фразу? И т.п. участники делятся
впечатлениями. Закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.
Ритуал прощания
Цель: Шерринг - вербальная рефлексия семинара, завершение, подведение
итогов.
По окончании семинара участникам раздаются анкеты «Обратная связь»
(приложение 5).
Инструкция: «Наш семинар подошел к концу и Вам предлагается в
завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать
свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После
того как вы напишите ваши впечатления, по - очереди расскажите о них».
Педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет. И свои
пожелания.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»:
o
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…
o
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
o
Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
o
Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
o
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
o
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят
заведующий или методисты…
o
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
o
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
o
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
o
Откровенно говоря, моя работа…
o
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
o
Откровенно говоря, мое здоровье…
o
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
o
Откровенно говоря, после рабочего дня…
o
Откровенно говоря, когда я пишу планы…
o
Откровенно говоря, когда наступает пора отпусков…
o
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
o
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
o
Откровенно говоря, неприятности на работе…
o
Откровенно говоря, успехи на работе…
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки с предложенными ситуациями и возможными
вариантами ответов к игре «Колоши счастья»:
Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.
• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу Вы сломали каблук.
• Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство Ваших учеников написали контрольную очень
слабо.
• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо
усвоили.
Вы внезапно заболели.
• Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, а тратить свое время на себя.
• Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной
деятельности.
• Новый коллектив, новые перспективы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь,
почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления
потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить,
почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя,
просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы
протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы
идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой
изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер
доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас
наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете
по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем
ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного
цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и
единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что
вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок.
Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам.
Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации
можете получить поддержку, вспомнив это место.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Карточки к упражнению «Моя аффирмация» (позитивные
утверждения):
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ
МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ
ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНАИ РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета «Обратная связь»
Что Вам понравилось, было интересно?_______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что Вам не понравилось, не вызвало интереса?__________________________
__________________________________________________________________
___________ _______________________________________________________
Ваши пожелания
____________________________________________________
Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов
дошкольного учреждения». Узнаем себя
Тренинг №2 Узнаем себя
Упражнение № 1. «Здороваемся локтями»
Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных
стереотипов приветствия, развитие креативности.
Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1
складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные
стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были
направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди,
при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по
сигналу
(звону
колокольчика)
поздороваться
как
можно
большим
количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг
друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы:
№1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они
приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера
только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.)
Упражнение № 2. Методика «Щит».
Предлагаем вам, взять листок бумаги, разделить его на 4 части (показать
как).
В правом верхнем углу напишите свое имя. В 1 части «я сегодня», во 2 - «я
горжусь», в 3 – «мои желания», 4 – «мои увлечения».
Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа, с чем у
вас ассоциируется название части квадрата. Пусть картинка будет как можно
ярче, крупнее, используйте карандаши и фломастеры.
Работа на листах.
Я сегодня
Я горжусь
Мои желания
Мои увлечения
Анализ.
Работы поочередно крепятся на доску. Сравнивают работы между собой и
ищут сходства и различия, подмечают яркие детали.
Ведущий направляет педагогов: Давайте посмотрим на то, как вы изобразили
себя сегодня; на то, чем вы гордитесь; на ваши желания; увлечения.
Похлопаем друг другу.
Упражнение № 3. «Баланс реального и желанного»
Цель: научить правильно распределять цели.
Участники сидят группами, но начинается это упражнения с индивидуальной
работы. Каждый участник получает листок бумаги, на котором нарисованы
два
круга.
В
первом
необходимо,
ориентируясь
на
внутренние
психологические ощущения, отметить секторами, в каком соотношении в
жизни участника находятся следующие сферы: 1) работа, профессиональная
жизнь; 2) работа по дому; 3) личная жизнь, путешествия, отдых, увлечения.
Во втором круге – их идеальное соотношение. Обсуждение можно проводить
по следующим опорным вопросам: «Есть ли отличия между кругами?», «В
чем они заключаются?», «Почему возникают эти различия?», «Есть ли
похожие варианты у других членов команды?»
Упражнение № 4. «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения.
Перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому
участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они
запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому
желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих
рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с
целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном
здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они
делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и
высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-
нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо
иногда баловать себя;
2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».
После этого раздаются карточки с рекомендациями, предлагает ознакомиться
с ними и далее (Приложение 1):
- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы
выполняете крайне редко или не выполняли раньше.
- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти
оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.
- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.
Упражнение № 5. Рефлексия «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги с неоконченными предложениями
(приложение 2)
Участникам предлагается подумать над тем, что они приобрели, работая в
группе. Дописать по выбору любое из неоконченных предложений,
представленных на плакате.
Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия,
вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1.
Увеличьте
на
полчаса
свой
обеденный
перерыв
(естественно,
с
разрешения начальника).
2. Сделай себе небольшой подарок
(букет цветов, билет в театр или на
спортивное
соревнование,
поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое
время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием
заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за
«ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже
хотели заняться, но на что никогда
не хватало времени.
7.
В
выходной
позвольте
себе
подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или
родственниками
своими
достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих
сбережений
и
купите
себе
какую-
нибудь безделушку.
10.
11.
(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Я научился.
Я узнал, что.
Я нашел подтверждение тому, что.
Я обнаружил, что.
Я был удивлен тем, что.
Мне нравится, что.
Я был разочарован тем, что.
Самым важным для меня было.
Мне сегодня.
Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов
дошкольного учреждения». Освоение способов саморегуляции
эмоционального состояния
Тренинг № 3. Освоение способов саморегуляции эмоционального
состояния.
Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:
Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными
эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется совместно с
психологом.
Упражнение №1 «Отдых»
Цель: успокаивающий и расслабляющий эффект
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч.
Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и
руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием.
Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно
выпрямиться.
Упражнение №2 «Передышка»
Цель: успокаивающий и расслабляющий эффект
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать
дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В
течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже
закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием,
представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение№3 «Мобилизующее дыхание»
Цель: тонизирующий эффект
Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из
легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - такой
же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха.
Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного
упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки
заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:
4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;
8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;
8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.
Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще
лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого
занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его
удобно приравнивать к скорости шагов.
Упражнение №4 «Замок»
Цель: успокаивающий и расслабляющий эффект
Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в
положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой
ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через
рот, руки падают на колени.
Упражнение №5 «Голосовая разрядка»
Цель: эмоциональная разрядка
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем
на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов —
издать резкий звук, например, «Ух!»
Упражнение №6 «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о
правилах
применения:
спокойное,
расслабленное
состояние,
стоя,
с
выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе
громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А-воздействует благотворно на весь организм; Е-воздействует на
щитовидную железу; И-воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О-воздействует на сердце, легкие; У-воздействует на органы,
расположенные в области живота; Я-воздействует на работу всего
организма; М-воздействует на работу всего организма; X-помогает
очищению организма; ХА-помогает повысить настроение.
Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов
дошкольного учреждения». Релаксационные упражнения
Тренинг № 4. Релаксационные упражнения (техника напряжения и
расслабления)
Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и
снятие излишнего напряжения.
Упражнение №1 «Мышечная энергия»
(выработка навыков мышечного контроля)
Инструкция участникам тренинга: Согните и изо всех сил напрягите
указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная
энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А
дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то
напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но
освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука
двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки
напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный —
напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол.
Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и
правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на
спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение №2 «Напряжение – расслабление»
Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой
руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить,
руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой
рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение №3 «Огонь – лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление
всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде
ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом.
Плавность
и
степень
интенсивности
движений
выбираются
каждым
участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в
которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий
несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения
той и другой.
Упражнение №4 «Зажимы по кругу»
Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку,
левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.
Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом
постепенно
нарастать
до
предела.
В
таком
состоянии
предельного
напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по
команде ведущего сбрасывают напряжение - полностью расслабляют
напряженный участок тела.
После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание
прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно
идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный
зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела,
сбросить его через 15—20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок
тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом.
Повторить упражнение с собственными зажимами 3—5 раз.
После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять
его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.
Упражнение №5«Дождик»
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди
стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли
начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и
превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки
становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов
дошкольного учреждения». Телесно-ориентированная терапия:
упражнения на снятие излишнего напряжения
Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие
излишнего напряжения
Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело,
осознать
степень
его
напряжения,
гармонизируют
психофизические
функции.
Упражнение №1«Броуновское движение»
Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого
отрезка
времени
действительно
можно
снять
излишнее
мышечное
напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники
становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все
убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать
столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют
движение по обратной траектории.
Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение
осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно
движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки,
которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они
движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в
пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе
вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с
закрытыми глазами.
Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты
вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в
малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет
ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя
ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной,
неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение
нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в
первую очередь, на безопасности движения участников группы.
Упражнение №2 «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек
становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит
между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно
потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку»
становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение №3 «Растем»
Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках,
голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.
Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что
показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и
устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь
равномерно распределить стадии роста.
Усложняя
в
будущем
упражнение,
ведущий
может
увеличить
продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения
полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
Упражнение №4 «Потянулись – сломались»
Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола
не отрывать.
Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно
отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А
теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки
сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в
талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно,
удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение?
Сбросили его!
Медитация
Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток
мыслей;
Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая
степень
концентрации
внимания
или
же,
наоборот,
полное
его
рассредоточение.
Использование
медитативных
техник
приводит
к
формированию
внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия
отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и
укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой
сферой человека.
С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является
временное выключение комплекса психических процессов, составляющих
сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются
следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.
С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:
Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам
проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.
Упражнение №5«Концентрация на счете»
Инструкция: Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на
этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и
вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала.
Повторяйте счет в течение нескольких минут.
Упражнение №6 «Концентрация на нейтральном предмете»
В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-
нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:
Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют
удовольствие.
Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья
на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в
себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
Рефлексия ощущений:
Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо
объекте?
На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?
От чего это зависит?
Какие свойства внимания необходимы для концентрации?
Упражнение №7 «Сосредоточение на эмоциях и настроении»
Инструкция: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю
речь.
Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно?
Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в
радостном,
веселом
эмоциональном
состоянии.
Вспомните
радостные
события вашей жизни.
Выходим из состояния релаксации.
Рефлексия вашего эмоционального состояния.