Напоминание

тренинг "Эмоциональное здоровье педагога"


Автор: Мильшина Анастасия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: тренинг "Эмоциональное здоровье педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 21 комбинированного

вида»

Психологический тренинг

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»

педагог-психолог,

первая квалификационная категория

А.В. Мильшина

Психологический тренинг

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»

Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального

выгорания и поддержки психического здоровья воспитателей.

Задачи:

1) Актуализировать процесс самоанализа сотрудников.

2) Познакомить с приемами саморегуляции.

3) Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального

состояния.

4) Оптимизировать самооценку педагогов.

5) Снять эмоциональное напряжение.

6) Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и

восприятие окружающей действительности).

Категория участников: педагоги

Место проведения: муз. зал

Форма проведения: групповые занятия.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая часть.

5. Ритуал прощания.

6. Анкетирование.

Ход тренинга

1. Ритуал приветствия

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем

тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой

профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством

проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как

никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как

педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные

родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении,

эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления

(открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность,

необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей,

постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество

других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие

факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное

благополучие.

Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем

правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У

вас есть предложение?

Правила:

1. Один говорит, остальные слушают

2. принцип искренности

3. принцип активности

4. принцип здесь и сейчас»

Разминка

Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те,

кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то

место.

Кто сегодня утром пил кофе.

Кто пришел на работу пешком.

Кто отработал в первую смену.

Кто любит свою работу.

Упражнение №2 «Эмоциональное благополучие»

Цель: познакомить с теоретической частью.

Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо

разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного

человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное

благополучие?»

«Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек

— это…»

В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального

благополучия, это -

* уверенность в себе;

*получение удовольствия от жизни;

*удовлетворенность жизнью и работой;

*хорошее настроение;

*здоровье;

*работоспособность.

Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:

— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере

вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?

Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли

В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное

благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности

(детьми, коллегами, родителями, администрацией).

*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).

*Результативность (успешность) педагогической деятельности.

*Учебная нагрузка.

*Способность противостоять стрессу.

*Умение решать конфликтные ситуации.

В ходе нашего «мозгового штурма» видно, что многие факторы влияют на

наше эмоциональное состояние, от сюда же и берутся «причины нашей

напряженности».

Ответственность за каждого ребенка.

Особая ответственность педагога за выполнение своих

профессиональных функций;

Загруженность рабочего дня;

Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка

дома или на работе;

Нестабильность заработной платы.

Из-за причин формируется «Синдром эмоционального выгорания»

это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий

к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов

работающего человека.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка

психического здоровья (Способы саморегуляции)

Релаксация

Естественные способы (хороший сон, вкусная еда, общение с

природой, движение – спорт, бани и сауны, СПА).

Эмоциональные способы (смех, улыбка, юмор, чтение стихов,

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так)

Самовнушение и самопохвала (Находите возможность хвалить себя в

течение рабочего дня не менее 3–5 раз; в случае даже незначительных

успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!»,

«УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО

СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»)

Упражнение №3 «Откровенно говоря»

Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.

Участникам раздаются карточки с незаконченными фразами (см.

приложение 1).

Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным

предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».

Упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их,

сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение №4 «Молодец!»

Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального

напряжения.

Участники делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают

друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны

говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего

партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты

молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по

команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом.

Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до

тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит

очень весело), повышение самооценки педагогов.

Упражнение №5 «Плюс-минус».

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической

деятельности.

Задачи:

1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической

деятельности.

2. Сплочение группы.

На доску крепится ватман с заранее нарисованным деревом. Необходимо так

де приготовить самоклеющиеся стикеры в форме листочков, ручки на

каждого участника.

Участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция:

«Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а

на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а

потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и

минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем

проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше

получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.

Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к

выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все

стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений

педагогов.

Упражнение – медитация №6 «Сад моей души»

1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.

Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.

Необходимо подготовить магнитофон или музыкальный центр с записями

спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла,

текст медитационной визуализации (приложение 3).

Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь

представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам

предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый

делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.

2 часть упражнения – арт-терапия.

Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается

сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.

Упражнение№7 «Моя аффирамация».

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия,

закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.

Раздаются карточки с позитивными утверждениями – аффирмации

(приложение 4).

Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными

утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можете

вытянуть другую, которая Вам близка». Участники тянуть по-очереди

карточки с аффирмациями и зачитывают их. После завершения упражнения

можно задать следующие вопросы: какие у Вас ощущения от этого

упражнения? Трудно было ли прочитать фразу? И т.п. участники делятся

впечатлениями. Закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.

Ритуал прощания

Цель: Шерринг - вербальная рефлексия семинара, завершение, подведение

итогов.

По окончании семинара участникам раздаются анкеты «Обратная связь»

(приложение 5).

Инструкция: «Наш семинар подошел к концу и Вам предлагается в

завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать

свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После

того как вы напишите ваши впечатления, по - очереди расскажите о них».

Педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет. И свои

пожелания.

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению

«Откровенно говоря»:

o

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…

o

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

o

Откровенно говоря, когда я волнуюсь..

o

Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

o

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

o

Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят

заведующий или методисты…

o

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

o

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

o

Откровенно говоря, когда работа с детьми…

o

Откровенно говоря, моя работа…

o

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

o

Откровенно говоря, мое здоровье…

o

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

o

Откровенно говоря, после рабочего дня…

o

Откровенно говоря, когда я пишу планы…

o

Откровенно говоря, когда наступает пора отпусков…

o

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

o

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

o

Откровенно говоря, неприятности на работе…

o

Откровенно говоря, успехи на работе…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки с предложенными ситуациями и возможными

вариантами ответов к игре «Колоши счастья»:

Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство Ваших учеников написали контрольную очень

слабо.

• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо

усвоили.

Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, а тратить свое время на себя.

• Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной

деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь,

почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления

потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить,

почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя,

просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы

протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы

идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой

изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер

доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас

наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете

по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем

ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного

цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и

единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что

вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок.

Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам.

Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации

можете получить поддержку, вспомнив это место.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карточки к упражнению «Моя аффирмация» (позитивные

утверждения):

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ

МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ

ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНАИ РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета «Обратная связь»

Что Вам понравилось, было интересно?_______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что Вам не понравилось, не вызвало интереса?__________________________

__________________________________________________________________

___________ _______________________________________________________

Ваши пожелания

____________________________________________________

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов

дошкольного учреждения». Узнаем себя

Тренинг №2 Узнаем себя

Упражнение № 1. «Здороваемся локтями»

Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных

стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1

складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные

стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были

направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди,

при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по

сигналу

(звону

колокольчика)

поздороваться

как

можно

большим

количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг

друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы:

№1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они

приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера

только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.)

Упражнение № 2. Методика «Щит».

Предлагаем вам, взять листок бумаги, разделить его на 4 части (показать

как).

В правом верхнем углу напишите свое имя. В 1 части «я сегодня», во 2 - «я

горжусь», в 3 – «мои желания», 4 – «мои увлечения».

Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа, с чем у

вас ассоциируется название части квадрата. Пусть картинка будет как можно

ярче, крупнее, используйте карандаши и фломастеры.

Работа на листах.

Я сегодня

Я горжусь

Мои желания

Мои увлечения

Анализ.

Работы поочередно крепятся на доску. Сравнивают работы между собой и

ищут сходства и различия, подмечают яркие детали.

Ведущий направляет педагогов: Давайте посмотрим на то, как вы изобразили

себя сегодня; на то, чем вы гордитесь; на ваши желания; увлечения.

Похлопаем друг другу.

Упражнение № 3. «Баланс реального и желанного»

Цель: научить правильно распределять цели.

Участники сидят группами, но начинается это упражнения с индивидуальной

работы. Каждый участник получает листок бумаги, на котором нарисованы

два

круга.

В

первом

необходимо,

ориентируясь

на

внутренние

психологические ощущения, отметить секторами, в каком соотношении в

жизни участника находятся следующие сферы: 1) работа, профессиональная

жизнь; 2) работа по дому; 3) личная жизнь, путешествия, отдых, увлечения.

Во втором круге – их идеальное соотношение. Обсуждение можно проводить

по следующим опорным вопросам: «Есть ли отличия между кругами?», «В

чем они заключаются?», «Почему возникают эти различия?», «Есть ли

похожие варианты у других членов команды?»

Упражнение № 4. «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения.

Перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому

участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они

запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому

желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих

рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с

целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном

здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они

делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и

высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-

нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:

1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо

иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».

После этого раздаются карточки с рекомендациями, предлагает ознакомиться

с ними и далее (Приложение 1):

- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы

выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти

оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».

Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

Упражнение № 5. Рефлексия «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги с неоконченными предложениями

(приложение 2)

Участникам предлагается подумать над тем, что они приобрели, работая в

группе. Дописать по выбору любое из неоконченных предложений,

представленных на плакате.

Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия,

вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1.

Увеличьте

на

полчаса

свой

обеденный

перерыв

(естественно,

с

разрешения начальника).

2. Сделай себе небольшой подарок

(букет цветов, билет в театр или на

спортивное

соревнование,

поужинайте в ресторане).

3. Разрешите себе побыть некоторое

время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием

заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за

«ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже

хотели заняться, но на что никогда

не хватало времени.

7.

В

выходной

позвольте

себе

подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед другом или

родственниками

своими

достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих

сбережений

и

купите

себе

какую-

нибудь безделушку.

10.

11.

(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Я научился.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Мне сегодня.

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов

дошкольного учреждения». Освоение способов саморегуляции

эмоционального состояния

Тренинг № 3. Освоение способов саморегуляции эмоционального

состояния.

Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными

эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется совместно с

психологом.

Упражнение №1 «Отдых»

Цель: успокаивающий и расслабляющий эффект

Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч.

Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и

руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием.

Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно

выпрямиться.

Упражнение №2 «Передышка»

Цель: успокаивающий и расслабляющий эффект

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать

дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В

течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже

закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием,

представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение№3 «Мобилизующее дыхание»

Цель: тонизирующий эффект

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из

легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - такой

же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха.

Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного

упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки

заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще

лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого

занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его

удобно приравнивать к скорости шагов.

Упражнение №4 «Замок»

Цель: успокаивающий и расслабляющий эффект

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в

положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой

ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через

рот, руки падают на колени.

Упражнение №5 «Голосовая разрядка»

Цель: эмоциональная разрядка

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем

на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов —

издать резкий звук, например, «Ух!»

Упражнение №6 «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о

правилах

применения:

спокойное,

расслабленное

состояние,

стоя,

с

выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе

громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А-воздействует благотворно на весь организм; Е-воздействует на

щитовидную железу; И-воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О-воздействует на сердце, легкие; У-воздействует на органы,

расположенные в области живота; Я-воздействует на работу всего

организма; М-воздействует на работу всего организма; X-помогает

очищению организма; ХА-помогает повысить настроение.

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов

дошкольного учреждения». Релаксационные упражнения

Тренинг № 4. Релаксационные упражнения (техника напряжения и

расслабления)

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и

снятие излишнего напряжения.

Упражнение №1 «Мышечная энергия»

(выработка навыков мышечного контроля)

Инструкция участникам тренинга: Согните и изо всех сил напрягите

указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная

энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А

дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то

напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но

освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука

двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки

напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный —

напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол.

Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и

правая нога? А в спине нет излишков напряжения?

Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на

спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение №2 «Напряжение – расслабление»

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой

руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить,

руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой

рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение №3 «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление

всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде

ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом.

Плавность

и

степень

интенсивности

движений

выбираются

каждым

участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в

которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий

несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения

той и другой.

Упражнение №4 «Зажимы по кругу»

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку,

левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.

Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом

постепенно

нарастать

до

предела.

В

таком

состоянии

предельного

напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по

команде ведущего сбрасывают напряжение - полностью расслабляют

напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание

прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно

идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный

зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела,

сбросить его через 15—20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок

тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом.

Повторить упражнение с собственными зажимами 3—5 раз.

После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять

его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.

Упражнение №5«Дождик»

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди

стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли

начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и

превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки

становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов

дошкольного учреждения». Телесно-ориентированная терапия:

упражнения на снятие излишнего напряжения

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие

излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело,

осознать

степень

его

напряжения,

гармонизируют

психофизические

функции.

Упражнение №1«Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого

отрезка

времени

действительно

можно

снять

излишнее

мышечное

напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники

становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все

убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать

столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют

движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение

осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно

движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки,

которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они

движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в

пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе

вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с

закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты

вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в

малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет

ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя

ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной,

неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение

нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в

первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение №2 «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек

становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит

между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно

потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку»

становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение №3 «Растем»

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках,

голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что

показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и

устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь

равномерно распределить стадии роста.

Усложняя

в

будущем

упражнение,

ведущий

может

увеличить

продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения

полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Упражнение №4 «Потянулись – сломались»

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола

не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно

отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А

теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки

сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в

талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно,

удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение?

Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток

мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая

степень

концентрации

внимания

или

же,

наоборот,

полное

его

рассредоточение.

Использование

медитативных

техник

приводит

к

формированию

внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия

отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и

укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой

сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является

временное выключение комплекса психических процессов, составляющих

сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются

следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам

проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение №5«Концентрация на счете»

Инструкция: Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на

этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и

вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала.

Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение №6 «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-

нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют

удовольствие.

Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья

на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в

себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо

объекте?

На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение №7 «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю

речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно?

Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в

радостном,

веселом

эмоциональном

состоянии.

Вспомните

радостные

события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.



В раздел образования