Напоминание

Занятия контактными единоборствами и самооценка


Авторы: Югай Владимир Миронович, Климов Дмитрий Юрьевич
Должность: Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДДТ "Преображенский"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Воспитательные процессы в спортивно-прикладных единоборствах
Тема: Занятия контактными единоборствами и самооценка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние занятий контактными

видами единоборств на самооценку

подростка

Введение

Современный мир ступил в период быстрого технологического и

информационного развития и предъявляет новые, более высокие

требования

к

человеку,

к

его

уровню

развития

и

умению

соответствовать изменяющимся условиям жизни. В связи с этим

возникает

проблема

формирования

такой

развивающей

среды

подростков,

в которой «…сделан особый акцент на развитие

целостного мировоззрения с нравственно-ценностной направляющей

и опорой, коллективизма и внутренней силы с высокой степенью

самоконтроля; готовности к высокопроизводительному творческому

труду и защите Отечества, гражданственности и патриотизму, как

важнейших

духовно-нравственных

и

социальных

ценностей

общества.»*.

Сегодня мы видим

«…необходимость защиты традиционных

ценностей; требований повышения престижа активного образа жизни;

воспитания личности, впитавшей ценности, историю и традиции

1

своей

страны,

обладающей

широким

кругозором

и

высокой

внутренней

культурой,

способной

творчески

и

самостоятельно

мыслить» *.

Основная цель работы показать как с помощью занятий спортивно-

боевыми единоборствами решается задача роста уровня самооценки

подростка и как результат повышение

внутренней мотивации к

саморазвитию, формирование и воспитание качеств

всесторонне

развитой личности,

разделяющего моральные и нравственно-

этические ценности Российского общества, достойного гражданина

страны. Достижение спортивных результатов как сопутствующий

эффект при реализации данной концепции.

Основная часть

Деятельный подход к развитию.

Занятия контактными видами спортивно-боевых единоборств

(универсальный бой, рукопашный бой, ушу, кикбоксинг) очень

привлекательны для подростков, (подсознательно стремящихся к силе

физической

эмоциональной

и

т.д.),и

это

даёт

уникальную

возможность воздействия на подростка с его высокой мотивацией к

занятиям (к своему обучению и изменению). Можно сказать, что

воздействие происходит не на прямую (когда даются установки,

разрешения и запреты на определённые действия ) , а косвенно, через

желание ребёнка заниматься контактными видами единоборств и для

достижения определённого результата вынужденного принимать

определенные правила, в результате осознанно меняться , формируя

необходимые качества ( физические, психологические, нравственно-

этические) и модель поведения.

При этом занятия спортивно-

боевыми единоборствами: универсальным боем, рукопашным боем,

2

ушу; сами по себе предъявляют определенные требования, заставляя

занимающихся

преодолевать

возникающие

трудности,

быть

дисциплинированными,

адекватно

действовать

в

стрессовых

ситуациях, максимально проявить такие качества, как смелость,

трудолюбие, честность, упорство, взаимовыручка, коллективизм,

толерантность, умение преодолевать боль и слабость.

Как следствие при таком воздействии формируются социально

необходимые установки, меняется поведение, растёт авторитет и

самооценка ребёнка. А рост самооценки подростка ведет к усилению

внутренней мотивации, запуская механизм изменения и развития на

новый виток.

Задача педагога дополнительного образования грамотно влиять

на процесс, формируя цель, создавая внешние условия и воздействуя

на подростка в его готовности приступить к действию по достижению

результата.

В практической деятельности это формируется следующим

образом. Подросток приходит имея уже представление о виде

будущей

деятельности.

При

выборе

подросток

ориентируется

относительно своего жизненного опыта и требований окружающей

социальной среды с которой приходиться взаимодействовать.

На примитивном уровне сталкиваясь с конкурентной борьбой в

социальной

среде

и

необходимостью

научиться

эффективно

противостоять

«негативному»

воздействию,

встает

вопрос

обеспечения безопасности для развития прогрессивной среды.

Неосознанное стремление к безопасности, а соответственно

умение противостоять опасности, агрессии подталкивает к занятиям

по своему физическому совершенствованию и в частности к занятиям

спортивно-боевыми единоборствами.

Но в

современном мире необходимо не столько умение

противостоять физически, сколько психологическая готовность жить

3

в социальной среде в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Соответственно

четко

представлять

свои

цели,

понимать

происходящие процессы и уметь применять знания в практической

деятельности.

ЦЕЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ВОЗДЕЙСТВИЕ

СТИМУЛЫ

Тренировочный процесс длится в течении всего периода и

направлен на создание среды и атмосферы в условиях которых

происходит воздействие.

Необходимо отметить такие особенности при работе как:

- отсутствие отбора и отсеивание неперспективных (со спортивной

точки зрения)

и «трудных» (с точки зрения социальной и

нравственно-этической) детей в процессе занятий

- разный возраст и социальная среда детей занимающихся в одной

группе (соответственно разный уровень восприятия, подвижности

нервной системы, готовности к сотрудничеству, обмену информацией,

различная стартовая и повседневная социальная среда и материальное

благополучие, различный

объём двигательных навыков, умения

формирования новых навыков, способности усвоение материала и

трудолюбие) т.е. требуется учитывать индивидуальные и возрастные

возможности.

- комплексный подход для подготовки детей занимающихся в одной

группе

(требует

в

одно

время

совмещать

тренировочный,

4

воспитательный, социально-адаптационный

процессы с разным

уровнем

сложности

и

разными

целями

в

зависимости

от

необходимого воздействия на каждого воспитанника индивидуально)

Эта специфика учебно-тренировочного процесса предъявляет

дополнительные

требования

к

профессионализму

педагогов

дополнительного образования.

Более глубоко и комплексно воздействие осуществляется в

летний период, когда воспитанники выезжают в лагерь

На

период

выезда

поле

педагогического

воздействия

распространяется на все сферы жизни и деятельности подростка.

Отъезд из дома , отход от социально знакомой и привычной среды,

требования

соблюдения

внешнего

распорядка,

умение

себя

обслуживать и налаживать взаимоотношение в коллективе создаёт

психоэмоциональное давление на подростка. При этом нужно

проявлять волевые усилия для выполнения учебно-тренировочных

заданий, требующих больших затрат физической и эмоциональной

энергии.

Задача педагога дополнительного образования – создание среды

в которой идёт процесс самоорганизации воспитанника. Заправить

кровать,

привести

в

порядок

комнату,

отследить

свои

вещи,

подготовиться к занятиям, найти нужный материал, включиться в

процесс обучения; развивает способность к самовоспитанию и

самообразованию. Участие в различных конкурсах, подготовка к

КВН, посещение по танцам, рисованию и т.п. к творческому

самовыражению.

Непосредственно тренировочный процесс включает в себя

теоретическую часть и практическую. На теоретических занятиях

воздействие

осуществляется

на

интеллектуальную

компоненту

психики, формируется понимание для чего нужен опыт преодоления

5

трудностей , как это влияет на формирование характера и во что

претворяется в дальнейшей жизни. Воздействия осуществляется через

беседы,

лекции,

доклады

на

заданные

темы,

просмотры

художественных,

документальных,

научно-популярных

и

мультипликационных

фильмов.

Для

просмотра

подбираются

материалы создающие атмосферу и настраивающие на работу по

собственному развитию. Воспитанники учатся письменно излагать

свои мысли, анализировать достигнутые результаты и выявлять

проблемные участки. Учатся подбирать нужные слова, которые

формируют психологическую атмосферу.

Диагностики

роста

уровня

самооценки

проводится

по

письменным работам на заданную тему, обычно это отчёт за смену.

В

своих работах

воспитанники самостоятельно пытаются

анализировать и высказывать свои мысли излагая их на бумаге.

Предварительная проработка (отчеты которые пишутся ежедневно)

помогает выбрать правильный настрой и оценочную базу. В то же

время оперируя словами и мыслями пишущий сам строит в своём

сознании

морально-этические

принципы,

относительно

которых

оценивает и на которые опирается, а затем пытается этому следовать,

что ведёт к формированию сознания, черт характера и в конечном

итоге выбора своего пути развития.

Длится работа 1,5 – 2 часа, если не получается успеть, то

доделывается в свободное время. Это подталкивает к интенсивной

работе и готовности к тому, что нужно успевать в отведенное время и

соблюсти определенные требования . Ведущий критерий качества –

самостоятельность.

Позитивность

или

негативность

самооценки

проводится

экспертным методом. Соответственно если самооценка занижена

6

добавляем педагогическую положительную составляющую, если

завышена, увеличиваем уровень притензий.

Заключение

Анализируя общее физическое и психологическое состояние

занимающихся к концу смены можно отметить изменение отношения

к тренировочному процессу как следствие роста заинтересованности

процессом.

Проявляется

желание

к

дальнейшим

занятиям,

а

следовательно к своему развитию.

При написании статьи авторы опирались на;

-

нормативно-правовые основы положения о дополнительном

образовании,

Закон РФ об образовании

Распоряжение Комитета по образованию Правительства СПб от 2007г.

Требования

к

программе

дополнительного

образования

детей

(приложение

к

письму

Департамента

молодёжной

политики,

воспитания

и

социальной

поддержки

детей

Минобрнауки

от

11.12.2006г)

- нормативные требования по физической и спортивно-технической

подготовке юных спортсменов, полученных на основе, научно-

методических материалов и рекомендаций последних лет.

7



В раздел образования