Авторы: Югай Владимир Миронович, Климов Дмитрий Юрьевич
Должность: Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДДТ "Преображенский"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Воспитательные процессы в спортивно-прикладных единоборствах
Тема: Занятия контактными единоборствами и самооценка
Раздел: дополнительное образование
Влияние занятий контактными
видами единоборств на самооценку
подростка
Введение
Современный мир ступил в период быстрого технологического и
информационного развития и предъявляет новые, более высокие
требования
к
человеку,
к
его
уровню
развития
и
умению
соответствовать изменяющимся условиям жизни. В связи с этим
возникает
проблема
формирования
такой
развивающей
среды
подростков,
в которой «…сделан особый акцент на развитие
целостного мировоззрения с нравственно-ценностной направляющей
и опорой, коллективизма и внутренней силы с высокой степенью
самоконтроля; готовности к высокопроизводительному творческому
труду и защите Отечества, гражданственности и патриотизму, как
важнейших
духовно-нравственных
и
социальных
ценностей
общества.»*.
Сегодня мы видим
«…необходимость защиты традиционных
ценностей; требований повышения престижа активного образа жизни;
воспитания личности, впитавшей ценности, историю и традиции
1
своей
страны,
обладающей
широким
кругозором
и
высокой
внутренней
культурой,
способной
творчески
и
самостоятельно
мыслить» *.
Основная цель работы показать как с помощью занятий спортивно-
боевыми единоборствами решается задача роста уровня самооценки
подростка и как результат повышение
внутренней мотивации к
саморазвитию, формирование и воспитание качеств
всесторонне
развитой личности,
разделяющего моральные и нравственно-
этические ценности Российского общества, достойного гражданина
страны. Достижение спортивных результатов как сопутствующий
эффект при реализации данной концепции.
Основная часть
Деятельный подход к развитию.
Занятия контактными видами спортивно-боевых единоборств
(универсальный бой, рукопашный бой, ушу, кикбоксинг) очень
привлекательны для подростков, (подсознательно стремящихся к силе
физической
эмоциональной
и
т.д.),и
это
даёт
уникальную
возможность воздействия на подростка с его высокой мотивацией к
занятиям (к своему обучению и изменению). Можно сказать, что
воздействие происходит не на прямую (когда даются установки,
разрешения и запреты на определённые действия ) , а косвенно, через
желание ребёнка заниматься контактными видами единоборств и для
достижения определённого результата вынужденного принимать
определенные правила, в результате осознанно меняться , формируя
необходимые качества ( физические, психологические, нравственно-
этические) и модель поведения.
При этом занятия спортивно-
боевыми единоборствами: универсальным боем, рукопашным боем,
2
ушу; сами по себе предъявляют определенные требования, заставляя
занимающихся
преодолевать
возникающие
трудности,
быть
дисциплинированными,
адекватно
действовать
в
стрессовых
ситуациях, максимально проявить такие качества, как смелость,
трудолюбие, честность, упорство, взаимовыручка, коллективизм,
толерантность, умение преодолевать боль и слабость.
Как следствие при таком воздействии формируются социально
необходимые установки, меняется поведение, растёт авторитет и
самооценка ребёнка. А рост самооценки подростка ведет к усилению
внутренней мотивации, запуская механизм изменения и развития на
новый виток.
Задача педагога дополнительного образования грамотно влиять
на процесс, формируя цель, создавая внешние условия и воздействуя
на подростка в его готовности приступить к действию по достижению
результата.
В практической деятельности это формируется следующим
образом. Подросток приходит имея уже представление о виде
будущей
деятельности.
При
выборе
подросток
ориентируется
относительно своего жизненного опыта и требований окружающей
социальной среды с которой приходиться взаимодействовать.
На примитивном уровне сталкиваясь с конкурентной борьбой в
социальной
среде
и
необходимостью
научиться
эффективно
противостоять
«негативному»
воздействию,
встает
вопрос
обеспечения безопасности для развития прогрессивной среды.
Неосознанное стремление к безопасности, а соответственно
умение противостоять опасности, агрессии подталкивает к занятиям
по своему физическому совершенствованию и в частности к занятиям
спортивно-боевыми единоборствами.
Но в
современном мире необходимо не столько умение
противостоять физически, сколько психологическая готовность жить
3
в социальной среде в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Соответственно
четко
представлять
свои
цели,
понимать
происходящие процессы и уметь применять знания в практической
деятельности.
ЦЕЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ВОЗДЕЙСТВИЕ
СТИМУЛЫ
Тренировочный процесс длится в течении всего периода и
направлен на создание среды и атмосферы в условиях которых
происходит воздействие.
Необходимо отметить такие особенности при работе как:
- отсутствие отбора и отсеивание неперспективных (со спортивной
точки зрения)
и «трудных» (с точки зрения социальной и
нравственно-этической) детей в процессе занятий
- разный возраст и социальная среда детей занимающихся в одной
группе (соответственно разный уровень восприятия, подвижности
нервной системы, готовности к сотрудничеству, обмену информацией,
различная стартовая и повседневная социальная среда и материальное
благополучие, различный
объём двигательных навыков, умения
формирования новых навыков, способности усвоение материала и
трудолюбие) т.е. требуется учитывать индивидуальные и возрастные
возможности.
- комплексный подход для подготовки детей занимающихся в одной
группе
(требует
в
одно
время
совмещать
тренировочный,
4
воспитательный, социально-адаптационный
процессы с разным
уровнем
сложности
и
разными
целями
в
зависимости
от
необходимого воздействия на каждого воспитанника индивидуально)
Эта специфика учебно-тренировочного процесса предъявляет
дополнительные
требования
к
профессионализму
педагогов
дополнительного образования.
Более глубоко и комплексно воздействие осуществляется в
летний период, когда воспитанники выезжают в лагерь
На
период
выезда
поле
педагогического
воздействия
распространяется на все сферы жизни и деятельности подростка.
Отъезд из дома , отход от социально знакомой и привычной среды,
требования
соблюдения
внешнего
распорядка,
умение
себя
обслуживать и налаживать взаимоотношение в коллективе создаёт
психоэмоциональное давление на подростка. При этом нужно
проявлять волевые усилия для выполнения учебно-тренировочных
заданий, требующих больших затрат физической и эмоциональной
энергии.
Задача педагога дополнительного образования – создание среды
в которой идёт процесс самоорганизации воспитанника. Заправить
кровать,
привести
в
порядок
комнату,
отследить
свои
вещи,
подготовиться к занятиям, найти нужный материал, включиться в
процесс обучения; развивает способность к самовоспитанию и
самообразованию. Участие в различных конкурсах, подготовка к
КВН, посещение по танцам, рисованию и т.п. к творческому
самовыражению.
Непосредственно тренировочный процесс включает в себя
теоретическую часть и практическую. На теоретических занятиях
воздействие
осуществляется
на
интеллектуальную
компоненту
психики, формируется понимание для чего нужен опыт преодоления
5
трудностей , как это влияет на формирование характера и во что
претворяется в дальнейшей жизни. Воздействия осуществляется через
беседы,
лекции,
доклады
на
заданные
темы,
просмотры
художественных,
документальных,
научно-популярных
и
мультипликационных
фильмов.
Для
просмотра
подбираются
материалы создающие атмосферу и настраивающие на работу по
собственному развитию. Воспитанники учатся письменно излагать
свои мысли, анализировать достигнутые результаты и выявлять
проблемные участки. Учатся подбирать нужные слова, которые
формируют психологическую атмосферу.
Диагностики
роста
уровня
самооценки
проводится
по
письменным работам на заданную тему, обычно это отчёт за смену.
В
своих работах
воспитанники самостоятельно пытаются
анализировать и высказывать свои мысли излагая их на бумаге.
Предварительная проработка (отчеты которые пишутся ежедневно)
помогает выбрать правильный настрой и оценочную базу. В то же
время оперируя словами и мыслями пишущий сам строит в своём
сознании
морально-этические
принципы,
относительно
которых
оценивает и на которые опирается, а затем пытается этому следовать,
что ведёт к формированию сознания, черт характера и в конечном
итоге выбора своего пути развития.
Длится работа 1,5 – 2 часа, если не получается успеть, то
доделывается в свободное время. Это подталкивает к интенсивной
работе и готовности к тому, что нужно успевать в отведенное время и
соблюсти определенные требования . Ведущий критерий качества –
самостоятельность.
Позитивность
или
негативность
самооценки
проводится
экспертным методом. Соответственно если самооценка занижена
6
добавляем педагогическую положительную составляющую, если
завышена, увеличиваем уровень притензий.
Заключение
Анализируя общее физическое и психологическое состояние
занимающихся к концу смены можно отметить изменение отношения
к тренировочному процессу как следствие роста заинтересованности
процессом.
Проявляется
желание
к
дальнейшим
занятиям,
а
следовательно к своему развитию.
При написании статьи авторы опирались на;
-
нормативно-правовые основы положения о дополнительном
образовании,
Закон РФ об образовании
Распоряжение Комитета по образованию Правительства СПб от 2007г.
Требования
к
программе
дополнительного
образования
детей
(приложение
к
письму
Департамента
молодёжной
политики,
воспитания
и
социальной
поддержки
детей
Минобрнауки
от
11.12.2006г)
- нормативные требования по физической и спортивно-технической
подготовке юных спортсменов, полученных на основе, научно-
методических материалов и рекомендаций последних лет.
7