Напоминание

Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку в основной школе


Автор: Бирюкова Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ольховатская СОШ
Населённый пункт: п.Ольховатка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку в основной школе
Раздел: среднее образование





Назад





Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку в основной

школе

1.Введение.
Исследовательская работа школьников всё чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности: учителей, методистов, психологов. Это вызвано причинами прежде всего социального характера: заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. (Абрамова С.В. Аспекты учебно - исследовательской работы старшеклассников по русскому языку/ Русский язык в школе.- №2 2007) А.В.Леонтович говорит: »В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний». (Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся) Искать, исследовать, открывать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М. Бахтин. « Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях. При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащиеся приобретают полноценные, осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности». (Амбушева Т.М. и др. Русский язык. Исследовательские работы) Все вышесказанное приобретает особую актуальность, когда речь заходит о преподавании русского языка, о том, что для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Уроки русского языка должны стать увлекательными и результативными. Тщательно изучив многие методики обучения русскому языку, связанные с организацией проектно- исследовательской работы на уроках русского языка, я нашла ответ на этот вопрос.
II. Основная часть.

Глава 1. Сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся. Модели

исследовательской работы.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее
неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов, характерных для исследования. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащихся учебной проблемы с применением таких элементов исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формирование выводов, закона или закономерности. Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы; мотивация интереса к исследовательской творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и результатов деятельности. Существует несколько моделей исследовательской работы, применяемых на уроках. В своей практике я использую две модели, которые, на мой взгляд, существенно изменяют содержание и организацию процесса обучения русскому языку. Модель «Приглашение к исследованию» Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления. Технология: учитель ставит проблему, а метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. Модель «Систематическое исследование» Цель: формирование научного мышления, анализ процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно. Рассмотрим некоторые приемы и виды исследовательской работы на уроке с применением указанных моделей. В самом начале я уже говорила о том, что главной задачей учителя является вовлечение ученика в творческий процесс, при котором у ребенка возникает потребность по осмыслению себя как личности, по осмыслению окружающего мира и людей, живущих в этом мире. Чтобы добиться положительных результатов, нужно подбирать творческие задания, которые будут ориентированы в первую очередь на обогащение социально- нравственного опыта детей, восприятие окружающего мира, на развитие способности самовыражения. На протяжении нескольких лет я использую именно такие задания еще и потому, что детские творческие работы - это замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся разных классов, уровнем мыслительных процессов учащихся, за тем, как изменяется подход ребят к отбору лексических и грамматических средств, как постепенно текст каждого из них приобретает индивидуальность и неповторимость
Глава 2. Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся

на уроке русского языка.
1. «Слово - магнит» (от слова - к собственному тексту) Этот оригинальный прием позволяет по-новому представить слово (с позиций нравственно-эстетических, человеческих), рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Объяснение учителя перед выполнением задания в 5 классе может быть таким: - Язык (средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передаём и получаем информацию) может быть добрым другом и - коварным врагом. Мы говорим: слово - друг и враг, словом можно излечить и ранить. А как вы думаете: в каких жизненных ситуациях слово приносить нам пользу, а в каких -
вред? Слово - это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком «плюс», а злые - знаком «минус». Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: «+» или «- »? Что помогло вам сделать такой вывод? А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в Магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У вас должно получиться целое «поле слов». Вы как бы подготовили строительный материал («речевые кирпичики») для строительства целого здания - составления своего письменного текста. Вот как справился с этим заданием один из учащихся 5 класса, который в качестве слова-магнита выбрал слово солнышко: солнышко «+», поле слов: радость, птицы, дети, звери, весна, доброе, греет, яркое, любимое, светлое. Текст получился таким: «Проснулись звери, птицы, солнышко светило очень ярко. Подбежал заяц, сел на пенёк и спросил: «Солнышко, а почему ты светишь?» Солнышко наклонилось к зайцу и ответило: «Если бы меня не было, в лесу стало бы темно, сумрачно, вода в реке была бы холодная». Заяц крикнул: « Убирайся прочь, проживу без тебя». Солнце обиделось и скрылось за облаками. В лесу стало темно и холодно. Заяц понял, что обидел солнце. Взобрался на пень и крикнул: «Солнышко, возвращайся, нам плохо без тебя!» Солнце взошло, и в лесу стало светло, весело. Все звери радовались его возвращению». 2. «Я чувствую, что я… (рассказ-фантазия) Все ребята любят фантазировать. На мой взгляд, просто необходимо иногда предложить ребенку: «Пофантазируй, представь, что ты превратился в дом, или в зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу и т. д.» Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа. Вот что ощутила пятиклассница, превратившись в цветок: « Я стала цветком. Каждый вечер закрывала свои лепестки, а утром снова открывала. Солнце давало мне тепло, дождь и роса снабжали влагой. Однажды подошёл мальчик. Он сорвал меня, повертел и бросил. Мне стало плохо. Ни солнце, ни дождь не смогли мне помочь. Я чувствовал себя хуже и хуже. Мне было так грустно, потому что я знал, что жизнь меня покидает». 3. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) «Я начну, а ты продолжи…» - так называется одна из наиболее любимых страничек уроков. На доске записываются одна или две стихотворные строчки. Ребята должны самостоятельно за определенное количество времени продолжить, завершить начатое. Если у ребенка возникает желание постоянно выполнять подобные задания, это поможет развитию его творческих способностей, о которых он, может быть, даже не догадывается. Приведу пример такого вида творческой работы. 5 класс Нужно продолжить по следующему началу: «Урок закончился – звенит звонок».
Вот что получилось у одного из мальчиков: Урок закончился – звенит звонок. Я всё оттачиваю слог, Но мне учитель говорит, Что эта рифма не звучит. 4. Варианты тем сочинений-миниатюр на свободную тему. Это задание можно также предложить учащимся как младших, так и старших классов. Вот какие темы я обычно предлагаю для написания сочинения: 1)Почему у каждого слова запах особый? 2)Где спрятана душа слова? 3)Много ли человеку надо? 4)Все ли покупается и продается? 5)Что вызывает улыбку? 6)Что есть красивое? 7)Может ли плакать Земля? 8)Что сильнее - правда или кривда? 9)Где прячется настроение? Приведу несколько фрагментов сочинений на предложенные темы. - «…У меня вызывает улыбку любой человек, который мне тоже улыбается. Я даже не замечаю, как на моем лице расплывается улыбка при виде улыбающегося человека. Скажу одно: это очень приятное ощущение….» - «…Иногда кривда оказывается сильнее правды. Например, когда неизлечимому тяжелобольному человеку все говорят, что он обязательно выздоровеет, он верит в это и надеется, что так и будет. По-моему, в таких случаях можно и солгать…. 5. «Язык заплетается» (слова-паразиты в моей речи) Этот вид работы предполагает исследование самими учащимися своих речевых ошибок (чрезмерное употребление слов-паразитов). Результаты исследования могут быть представлены в виде небольших аналитических «заключений», начинающихся со слов «В моей речи есть слова-паразиты….» Вот какие «заключения» сделали некоторые учащиеся 6 класса. - «В моей речи есть слова-паразиты, от которых я никак не могу избавиться. Во-первых, это слово «блин», которое буквально «вросло» в мою речь, и я уже не замечаю, что я его постоянно произношу. Во-вторых, это слово «щас», которое я говорю вместо слова «сейчас»….» - «В моей речи слова-паразиты проскальзывают почти постоянно, как бы я ни старался контролировать свою речь. Это слово «ну». Этим «ну» я пытаюсь закрыть паузы между предложениями, когда отвечаю устно….» Использование всех вышеназванных творческих заданий является своеобразным мостиком в подготовке учащихся к более серьезной исследовательской деятельности на уроке русского языка, когда обучаемые принимают непосредственное участие в организации и проведении учебного процесса и им передается часть функций учителя. Начинать такую работу также следует постепенно, настраивая детей на то, что обучение - это процесс познания окружающего мира; путь преодоления незнания; это осознание того, что преодоление незнания требует определенных усилий. Без усилий невозможны
ни активная познавательная (исследовательская) деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе. Педагог должен вовремя заметить прилагаемые усилия ребенка, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Для организации исследовательской деятельности на уроке русского языка можно использовать следующие приёмы. 1. Прием «Эпиграф Этот прием используется на первом этапе урока. Он обязательно связан с темой урока, цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока. Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока. Например, на уроке изучения темы «Имя прилагательное» можно записать слова Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? - Дверь, котора, дверь? - Котора дверь! Вот эта. - Эта? Прилагательна. - Почему же? - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна. Я думаю, что очень интересным будет для ребят эпиграф к изучению темы «Антонимы»: Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен. 2. Прием «Учебная цепочка» Применять данный прием можно двумя способами. 1-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают об имени прилагательном, ученики 7 класса говорят: «Отвечает на вопросы какой? чей?», «Обозначает признак предмета», «Имеет степени сравнения», «Делится на разряды», «Изменяется по числам» и т. д. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать. 2-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т. д. 3. Прием «Согласен - не согласен». Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Например: «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степени сравнения».
- «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не имеют степени сравнения», Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам». - Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются еще и по родам». Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах). 4. Прием «Знаю /не знаю». После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знание учащихся, каковы интересы школьников в данной области. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), постараться определить, что влияет на правописание НЕ с причастиями («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников. Одним из необходимых условий организации исследовательской работы учащихся на уроке является наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи. В этом, я думаю, и заключается основная суть всех моделей исследования, в том числе и модели «Приглашение к исследованию», на примере которого я хотела показать, как при помощи всех вышеназванных приемов и методов можно организовать исследовательскую работу на уроках русского языка. Систематическое использование данной модели на уроках регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия и осуществляет плановый переход к использованию следующей модели «Систематическое исследование». Мы знаем, что теперь наши учащиеся смогут самостоятельно сформулировать цели урока, поставить задачи, которые они будут решать в процессе урока, выявить проблему и найти методы ее исследования, обобщить результаты и сделать выводы. Приведу пример фрагмента урока, требующего от учащихся активной исследовательской деятельности. Урок в 5 классе «Гласные о-а в корне кас-кос». Начинаем урок с мобилизующего этапа. Учитель записывает на доске предложения: 1.Ребята расположились на берегу реки. 2.Продавец предлагает товар покупателю. 3.Мяч коснулся пола. 4.Кусты ивы касались воды. Далее работа осуществляется таким образом: - Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите, что в них есть общего. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.
Ответы учащихся могут быть такими: - Все предложения повествовательные, т. к. в них о чем-либо сообщается. - Все предложения простые, в них одна грамматическая основа. - Все предложения распространенные, т. к. в них есть второстепенные члены. - Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу. - Выделите корни в словах, являющихся сказуемыми. - Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырех слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. - С правописание гласных о-а в корне кас-кос мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока «Гласные о-а в корне кас-кос». Учитель записывает на доске сформулированную учащимися тему урока. Далее класс приступает к формулированию его цели. Учащиеся формулируют цель урока: - познакомиться с правописанием гласных о-а в корне кас-кос; учиться писать слова с этими корнями. (С помощью такого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается самоустановка на достижение этой цели). Во время изучения нового учебного материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Поэтому при подготовке учителем исходного учебного материала, нужно обязательно предусматривать последовательность мыслительных операций, а на уроке направлять ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические операции и поэтапно формулируют правило. Закрепление можно построить на упражнениях комплексного типа, с помощью которых одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся (интеллектуальное - речь, внимание, память, мышление и др.; лингвистическое - процесс активной речемыслительной деятельности). Во время выполнения каждого комплексного задания ученик совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение). Ко многим упражнениям на уроке учащимся придумывают задания самостоятельно. Например, на доске оформляется запись: 1.Золотые руки, …. 2.Коснуться стены…. 3.Уютно расположиться. Для справок: молодой месяц, осторожно прикасаться, полосатый жилет, записать предложение, прилагать усилия, легкое прикосновение. - Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание, не забывая о теме урока. Учащиеся могут сформулировать примерно вот такое задание: - Написать три ряда словосочетаний, используя слова для справок. Если учащиеся затрудняются (но чаще всего сильные ребята формулируют все задание сразу), то учитель может задать наводящий вопрос: - По какому признаку вы будете подбирать словосочетание для этих рядов. Учащиеся должны ответить, что словосочетания нужно подбирать по имеющейся в корне орфограмме.
Итог урока - это выделение учащимися того основного, о чем шла речь на уроке. Ребята повторяют изученное правило, соблюдая условие учителя (нельзя повторять уже звучавшие на уроке примеры). Проведение таких уроков дает положительный результат: повышается активность и осознанность действий учащихся, улучшается качество их знаний, развивается речемыслительная деятельность, а самое главное, учебно-исследовательская деятельность становится неким фундаментом и ведущей составной частью проектной деятельности учащихся.
Глава 3. Сущность проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность

на уроках русского языка.
В XXI веке обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к саморазвитию и самореализации на основе объективной самооценки. Добиться обозначенной цели возможно, реализуя в процессе обучения подрастающего поколения личностно-ориентированные технологии. Одной из таких технологий является вновь популярный в педагогической среде, разработанный в начале XX века Дж. Дьюи и В. Х.Килпатриком метод проекта. В 1928 году известный американский ученый Дж. Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней он особенно высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищен интеллектуальной смелостью российских педагогов, которые решили в те годы проблемы не стереотипными методами. Для каждой имелось решение, соответствующее ее ценности. Учителя уже тогда считали, что педагогическая техника вторична, она - инструмент, и что главное - это ценности и идеалы учителя и школы. Это еще раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы. В 20-30-е годы в российских школах широко использовали метод проектов для реализации выдвигаемых задач развития ученика. Однако этот метод не давал учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с ним резко снизилось внимание к основной философской идее образования - направленности его на ребенка. В настоящее время принцип гуманизации образования становится ведущим и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. К одной из таких технологий можно отнести проектное обучение. В основе организации проектного обучения лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Главные из них состоят в следующем: - с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; - опора на сиюминутное увлечение детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним. Исходный лозунг проектной методики «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит познание.*(«Проектная деятельность учащихся». Э. С.Ларина», Волгоград, 2000 ). В чем же заключается сущность проектной деятельности учащихся и как организовать проектную деятельность на уроке?
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, включающий в себя проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые и прочие подходы. Учебный проект с точки зрения учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное значение и что самое главное, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя - это интерактивное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающихся: - анализ проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; - целеполагание и планирование деятельности; - анализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта); - подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме; - поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация («вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля»); - неординарность и оригинальность выбора исследовательской технологии; - проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение). Проектная деятельность невозможна без планирования. Существуют стандартные этапы, которых нужно придерживаться при работе над проектом. Этапы проектной деятельности Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя 1.Погружение в проект Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы Обсуждают (или предполагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию. Выдвигают (с подачи учителя) проблемы. Уточняют информацию Мотивирует учащихся. Формирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает.
2 Организация деятельности Анализ проблемы. Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем. Предполагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т. д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает 3.Осуществление деятельности Выполнение проекта Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы. «Добывают» недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т. д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает
участвуют в коллективном самоанализе 4.Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умения аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы Проекты принято классифицировать в зависимости от ряда типологических принципов. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам: 1.метод, доминирующий в проекте; 2.предметно-содержательная область; 3.характер контактов; 4.число участников проекта; 5.продолжительность выполнения проекта; 6.характер координации проекта. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проекта: - исследовательские - творческие - ролевые, игровые - ознакомительно-ориентировочные (информационные) - практико-ориентированные (прикладные). По признаку «Предметно-содержательная область» можно выделить следующие два типа: - монопроекты (в рамках одного предмета); - межпредметные. По характеру контактов проекты бывают: - классный (среди участников одного класса); - школьный (среди участников школы); - районный (муниципальный), городской (среди участников района, города). По количеству участников можно выделить: - индивидуальные;
- парные; - групповые. По продолжительности выполнения проекта могут быть: - мини-проект (на один урок); - краткосрочный (несколько уроков); - средней продолжительности (от недели до месяца); - долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев, учебный год). Разумеется в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а так же других проектов. Существуют критерии оценки работы учащихся над проектом и правила оформления содержательной части проекта. В своей практике я использую следующие критерии оценки проектных работ:* («Технология организации проектной и исследовательской деятельности» Автореферат, С-Петербург 2007). 1.самостоятельность работы над проектом; 2.актуальность и значимость темы; 3.полнота раскрытия темы; 4.оригинальность решения проблемы; 5.презентация содержания проекта; 6.использование средств наглядности, технических средств; 7.ответы на вопросы. Продукт проектной деятельности может быть самым разнообразным. Приведу перечень возможных видов проектирования: - Web - сайт; - анализ данных социологического опроса; - атлас; - бизнес-план; - видеофильм; - видеоклип; - электронная газета; - электронный журнал; -законопроект; - карта; - дизайн-макет; - модель; - музыкальное произведение; - пакет рекомендаций; - публикация; - путеводитель; - рекламный проспект; - серия иллюстраций; - сказка; - справочник; - сценарий; - виртуальная экскурсия; - дневник путешествий
- главы из несуществующего учебника и т. д. Как же организовать проектную деятельность с учащимися на уроке русского языка? Прежде всего следует создать проблемно-мотивационную среду: зачем это нужно? С какой целью? Проблемно-мотивационную среду можно создать разными формами: беседой, дискуссией, самостоятельной работой, организацией «круглого стола», «мозговым штурмом», лабораторной групповой работой, ролевыми играми и т. д. Затем необходимо определиться с методом. Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Далее собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, оформляем его); получаем результаты (если что-то не удалось - это тоже результат); анализируем результаты (сравниваем полученные результаты с гипотезой); делаем выводы (планируем дальнейшую деятельность); защищаем результат; получаем оценку результатов. Для организации проектной деятельности на уроках русского языка я и мои подопечные выбирали наиболее близкие нам по своей структуре и значимости проекты: творческие, исследовательские и информационные. Данные проекты в итоге выливались в необходимый для нас «продукт»: -словарик «Мои «трудные» слова» - пакет рекомендаций - моя первая книжка «Мое словотворчество» - сочинение «Мое открытие» - словарь диалектных слов поселения - каталог пословиц (на определенную тему) - словарик фразеологизмов (на определенную тематику) - создание опорной таблицы по теме и т. д. Приведу приемы фрагментов подготовки некоторых вышеназванных проектов. 1) Проект: «Мои «трудные» слова». Предмет: русский язык Класс: 5 Вместе с ребятами мы на уроках проводим словарную «пятиминутку», а также пишем словарные диктанты. Выясняется, что нескольким учащимся никак не удается запомнить правописание некоторых словарных слов. Создаю проблемно-мотивационную среду при помощи беседы. Как можно решить эту проблему? С помощью каких форм и видов работы? Что потребуется для решения данной проблемы? Приходим к выводу, что каждый из учащихся проведет следующую работу: проанализирует, в каких словах он постоянно делает ошибки, классифицирует их по частям речи и составит «Словарик «трудных» слов», который затем учащиеся будут постоянно использовать при подготовке к словарному диктанту. 2) Проект: Сочинение «Мое открытие». Впервые идея этого проекта возникла после проведения экскурсии на природу. Отталкиваясь от задания описать какой-либо уголок природы, мы пришли к выводу, что природа - прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, что умеет читать ее. Нужно только увидеть и удивиться…. Поэтому ребятам было уже намного интереснее написать о том, как они по- новому взглянули на какие-то уже знакомые, давно примелькавшиеся картины природы: куст черемухи, лесная полянка и т. д. И каждый сумел сделать свое «маленькое открытие». 3) Проект «Словарь диалектных слов поселения Ольховатка». Данный проект - результат изучения темы «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» -
5 класс. Проблемно-мотивационная среда создается при помощи проведения небольшой лабораторной групповой работы. Даётся учащимся слова «гомонец», «калюжа» Доказать, что это диалектизмы Далее ребята доказывают, что эти слова являются диалектизмами, т. е. словами, употребляемыми на юге Воронежской области, в том числе и жителями нашего села. Затем прошу ребят привести еще примеры таких слов. Следующий этап работы проводится в виде беседы: - Кто сейчас является главным носителям диалектизмов в нашем селе? - А как вы думаете, сохраняется ли в речи настоящего и будущего поколения диалектизмы, присущие жителям нашей местности? Почему? - Что нужно делать для того, чтобы самобытная характерная только для жителей нашей местности речь, в том числе и диалектизмы, сохранились для истории нашего села? Затем приходим к выводу, что можно составить словарь диалектных слов. Результат - разработка проекта и создание словаря. И хотя словарь совсем небольшой по объему, но это кропотливый и очень важный труд для пятиклассников. 4) Проект «Словарик фразеологизмов» 5 класс. Тема: «Фразеологизмы». За один урок невозможно показать учащимся все богатство фразеологизмов русского языка. Создаю мотивационную среду: привожу примеры самых интересных фразеологизмов и историю их «рождения», обращаю внимание учащихся на то, что фразеологизмы можно классифицировать по определенной тематике (фразеологизмы, созданные с продуктами питания, с частями тела человека, с поведением и настроением человека и т. д.). Раздаю фразеологические словари и предлагаю выбрать ребятам, с какой группой фразеологизмов они будут работать (работа по выбору учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой). Следующий этап - выбор названия своего «продукта». Название словарика должно быть оригинальным, необычным, сразу же привлекающим внимание. 5) Проект «История моей семьи в истории моей Родины»
III. Заключение.
Таким образом, все работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе, но и являются мощным стимулом для дальнейшей исследовательской активности. При этом главная задача учителя - это поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. На мой взгляд, исследовательская и проектная деятельность учащихся сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, умения применять полученные знания на практике, научит их учиться. Кроме этого, занимаясь исследовательской и проектной деятельностью с учащимися, я пришла к следующим выводам: во-первых, роль учителя при организации исследовательской работы сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации; во-вторых, исследовательская и проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней как компонент системы образования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, в-третьих, эти образовательные технологии требуют изменения позиции учителя, потому что для учителя, долгое время работавшего по традиционным технологиям, эти «новшества» зачастую сложны и непонятны, т. к. из носителя готовых знаний он должен превратиться в организатора познавательной деятельности своих
учеников, генератором новых идей, «соавтором» уроков и т. д. Изменяется и психологический климат в классе, т. к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Погрузившись в исследовательскую и проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т. к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе. Результат, на который я рассчитываю при организации исследовательской работы с учащимися: - возрастание познавательных потребностей ребят (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для ребенка); - расширение кругозора школьника (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний); - формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.) Организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время является трудным, кропотливым, затратным по времени для учителя, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь любая победа ученика - это радость учителя, с ростом ученика растет и сам учитель.
IV. Литература
1.Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку/ С.В.Абрамова// Русский язык в школе.- 2007. -№2-с.16-18 2. Амбушева Т. М. Русский язык. Исследовательские работы/ Т.М Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 75с. 3. Ашевская Л. А. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ С.В.Ашевская// Русский язык в школе. -2001.- №6- с.10-15 4. Бакулина Г. А. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка / Г.А.Бакулина// Русский язык в школе.- 2002.-№1- с.9-11 5. Жинкин Н. И. Язык - речь – творчество/ Н.И. Жинкин.- М.: Лабиринт, 1998.- с.146-162 6. Козырева Н. Л. Урок русского языка: результативно и интересно/Н.Л.Козырева// Русский язык в школе.- 2003.-№3- с.21 7.Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся /А.В.Леонтович. – М.: Школьная книга, 2004. –с.9-20 8. Палат Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования/ Е.С.Палат.- М.: Академия, 2003.- с. 87 9. Синицын В. А. Праздник творчества на уроках русского языка/В.А.Синицын// Русский язык в школе. -2000.-№6- с. 15


В раздел образования