Автор: Пухова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, посредством дидактических игр»
Раздел: дошкольное образование
« Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, посредством
« Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, посредством
дидактических игр»
дидактических игр»
"Руки дают человеку голову,
"Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки, а
затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова
умелые руки снова
способствуют развитию мозга".
способствуют развитию мозга".
физиолог И. П. Павлов
физиолог И. П. Павлов
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена
возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в
раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и
функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании
окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном
мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия,
так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно
– двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине
предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать
мелкую моторику рук.
Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются
практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение
всей жизни. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем. Движение рук – это основа для
формирования навыков самообслуживания для детей. Уровень развития мелкой
моторики, является одним из очень важных показателей готовности детей к
обучению в школе. Работа пальцев рук стимулирует развитие внимания,
мышления, памяти и влияет на развитие моторной функции речи.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается,
когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие
пальцевой
моторики
как бы подготавливает почву
для
последующего
формирования речи. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной
функции речи и стимулируют развитие других психических функций –
мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Выдающийся педагог
В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Значит, чтобы развивать ребенка и его мозг, нужно тренировать руки.
В раннем возрасте особо актуальны игровые формы обучения и воспитания.
Особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в
том, что дидактическая игра оказывает влияние на развитие координации
движений, умение действовать с предметами, способствует формированию
такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать
внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие
важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов
общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного
поведения.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается
структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму
обучения и игровую деятельность одновременно. Одна из основных элементов
игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего
и воспитательного воздействия. Как известно, любая деятельность
определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена.
Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает,
что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения
конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой
продуктивной деятельности. Дидактическая игра отличается от игровых
упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил, направляется,
контролируется игровыми действиями. Каждая дидактическая игра имеет
правила, которые обусловлены содержанием игры. Правила определяют
характер игры и способ действий, организуют и направляют поведение,
взаимоотношение детей в игре. Игровые действия составляют основу
дидактической игры — без них невозможна сама игра. Игровые действия очень
разнообразны: в играх детей они заключаются в перестановке,
в перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету,
величине, в раскладывании картинок, в подражательных действиях детей.
Дидактические игры требуют последовательности, очерёдности. Структурным
элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой
деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь
обучения и игры. Без специального обучения игра не может занять ведущие
место у детей и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания,
формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей
служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о
разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были
созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные,
творческие игры. Таким образом, анализируя роль дидактических игр
и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей, был сделан
вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов
оказывает тренировка мелкой моторики рук. Так как игра является основным
видом деятельности детей, то осуществлять развитие мелкой моторики следует
именно через игры и игровые упражнения.
Дидактическая игра как форма обучения детей
содержит
два начала:
учебное
(познавательное)
и
игровое
(занимательное).
Воспитатель
одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а
дети, играя, учатся.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания
личности ребенка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей
правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам
окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии,
профессии, трудовой деятельности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется
словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная
речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное
воспитание.
У дошкольников формируются нравственные
представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам
как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со
сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах
личности.
Трудовое
воспитание.
Многие дидактические игры формируют у детей
уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых,
желание самим трудиться.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для
дидактических игр.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать
гигиеническим
и
эстетическим
требованиям:
игрушки
должны
быть
разрисованы яркими красками, художественно оформлены. Такие игрушки
привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем,
вызывает хорошее самочувствие
и вместе с тем требует определенного
напряжения нервной системы.
Особенно важны игры с дидактическими
игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура
рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на
подготовке руки ребенка к письму, к
изобразительной деятельности, т. е.
будущему обучению в школе.
Основные виды игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основные вида: игры с
предметами, (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и
словесные игры (пальчиковые).
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх ре-
шают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности
в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них
ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они
сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактиче-
ских задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла,
пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих
игр: для игры в семью, строителей и др.
Настолько–печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны
по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, ко-
торые решаются при их использовании.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает
возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз» и т.д.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности
воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися
знаниями и представлениями.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру
от другой. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять
дидактическую задачу.
Используя дидактическую игру в воспитательном образовательном процессе, у
детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.
Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:
утром до завтрака, между завтраком и занятиями, на прогулке, во второй
половине дня.
Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже
получили на занятиях определенные знания и навыки
Дидактическая игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно
проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли
они их применить, когда это нужно.
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.
Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с
огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их
значение.
А.М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок раннего
возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и
законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде
всего, и легче всего в игре, игрой".
Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не
требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться
раньше, чем ребенок придет в школу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
– АСТ, 2011. – 64с.
2.Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,
2007. – 18 с.
3.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –
М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
4.Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом
«Литера», 2006. – 18 с.
5.Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
6.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
7.Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на
координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008.
– 96 с.
8.Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
9.Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные
пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.:
РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
10.Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие
мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
11.Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.