Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Подготовка к публичному выступлению»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Тема: «Подготовка к публичному выступлению»
Составитель: преподаватель ДМШ
Овакимян
Н.Т.
п. Мирный
2019 г.
План
открытого урока
по специальности фортепиано
преподавателя Н.Т. Овакимян
с учащейся 4 класса Б*** Миленой
Дата проведения: 16.05. 2019 г.
Посетившие урок: преподаватели ФПО и ОНИ.
Тема урока: «Подготовка к публичному выступлению».
Цель урока: научить избавляться от негативных моментов сценического
волнения.
Задачи урока:
рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих
коррекции сценического волнения;
выявить конкретные поэтапные задачи достижения сценической
готовности.
Музыкальный материал:
1.
Гаммы E-dur, cis-moll;
2.
Л. Бетховен «К Элизе».
Структура урока:
1.
Организационная
часть
(подготовка
к
уроку,
постановка
цели,
объяснение задачи и т.д.).
2.
Основная часть:
Важный элемент - разыгрывание, оно нужно для разминки мышц.
Ученица играет гаммы, упражнения и медленно один раз исполняемое
произведение, не разделяя на куски.
2
Приступая к основной теме занятия, прежде всего, последует вопрос
ученице:
1. Назови свое самое лучшее, самое запоминающееся выступление?
2. Самое неудачное? Почему?
3. Хотелось бы переиграть? Повторить?
4. В каком зале, перед какими слушателями хотелось бы сыграть?
5. Чего не хватает тебе сегодня для отличного выступления?
6. Когда волнение сильнее – за день, за час, в момент выхода на сцену?
7. Любишь ли ты выступать?
Одна из причин волнения - боязнь забыть текст. Поэтому произведение
должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение «чистой
совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе и наоборот.
Но даже когда программа выступления кажется, идеально выученной и
можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай
застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение,
для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов,
суть которых состоит в следующем:
1. Девочка завязывает на глазах повязку. В медленном или среднем темпе,
уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру исполняет
произведение. Следует проследить, чтобы нигде не возникло мышечных
зажимов
и
дыхание
оставалось
ровным
и
ненапряженным.
2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации
внимания). Включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть
программу.
3. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса
и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в
момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение.
3
Выявленные ошибки затем устраняем на уроке тщательным проигрыванием
программы в медленном темпе.
Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать
внимание. Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности,
случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж
«смазать»
или
«зацепить»
не
ту
ноту.
Необходимо
воспитывать
у
исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-
за незначительной помарки можно провалить все выступление.
Этапы достижения сценической готовности:
а) играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте;
б) репетировать перед специально приглашенными слушателями;
в) не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше
первого, и создает неверное представление о готовности.
Советы перед выступлением:
- Выходя на сцену - сделать несколько глубоких вдохов и выходов,
сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие.
- Важно приспособиться к инструменту.
- Выступление можно загубить высоким или низким стулом.
- Высокие каблуки мешают пользоваться педалью.
- Необходимо удобство в одежде.
- Выходить на сцену не торопясь, ступать - легко.
- Перед тем как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про
себя.
Вывод:
По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся к
стрессовым
ситуациям.
Поэтому
многие
исполнители
нуждаются
в
коррекции сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ,
дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на
исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются
4
основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они
требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений.
Подготовка к концертному выступлению превращается в наиважнейший
этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления
на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности
выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к
общению с публикой.
Формы работы:
словесные (объяснения, беседа, комментарии).
практические (показ преподавателя на инструменте, анализ).
Методы работы:
сравнение;
противопоставление;
продвижение от «простого к сложному».
Характеристика ученицы
Милене – 13 лет. Это ученица с хорошими музыкальными данными -
ритмична, музыкальна, также обладает хорошей памятью. Добросовестно
относится к урокам, к выполнению домашнего задания. Все требования
преподавателя выполняет с ответственностью.
Преподаватель ФПО Н.Т. Овакимян ___________
5
6