Авторы: Новицан Наталья Владимировна, Наталья Владимировна Новицан
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гжатская СОШ
Населённый пункт: НСО Куйбышевский район, село Гжатск
Наименование материала: Статья: "Духовно – нравственное воспитание младших школьников - важный аспект развития современного образования"
Тема: Духовно – нравственное воспитание младших школьников - важный аспект развития современного образования"
Раздел: начальное образование
Духовно – нравственное воспитание младших школьников - важный аспект
развития современного образования
В последние годы наше современное общество относится с большим
вниманием и заботой к проблемам духовно – нравственного воспитания
подрастающего поколения. Все учителя обеспокоены тем, на каком духовном
уровне находятся наши молодые люди и школьники.
В
образовательном
процессе
наибольшее
внимание
уделялось
интеллектуальному развитию детей. Эта направленность имеет хорошие
результаты: младшие школьники легко владеют компьютером, у них развито
логическое мышление, они без труда могут найти нужную информацию, дети
имеют
доступ
к
компьютерным
технологиям,
умеют
работать
с
информационным пространством. Но как тяжело смотреть и наблюдать за
примитивностью
их
интересов.
Какими
часто
равнодушными
и
бессердечными вырастают наши ученики. Они не уважают старшее
поколение,
окружающих
людей,
родителей,
учителей.
Дети
жестоко
относятся к животным, природе родного края. Ребята не умеют слушать и
слышать других, часто безразличны к чужим бедам и проблемам, тяжёлым
жизненным ситуациям. Они не хотят помочь другим безвозмездно.
Это происходит из – за того, что у современных школьников нет чёткого
представления о доброте, любви и красоте, о честности, бескорыстии и о
противоположных им зле, равнодушии и безобразии.
Перед современной школой стоит очень важная и сложная задача. С одной
стороны,
в
нашем
современном
обществе
для
получения
хорошего
квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный
уровень развития. Но мы с вами не должны забывать о том, что ребенок
должен получить не только определённую информацию, но и сумму
знаний.Современные дети больше всего желают научиться зарабатывать
деньги. Учитель начальных классов должен научить своих учениковстать
полноценнымичленоми общества с развитым чувством любви к родине и
ближнему.
Пониманием
добра
и
зла,
честности
и
справедливости,
отзывчивости и сочувствия, уважения к старшему поколению и истории
своей страны.
Для ребёнка в формировании его духовного мира огромную роль играет
развитие его эмоций и чувств. Развивая эмоциональную сферу детей, мы
помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им
оценку и делать свой вывод.
Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо
прививать ребёнку основные формы нравственного сознания.
Наиболее
выразительным
и
эффективным
средством
развития
эмоциональной
сферы
ребёнка,
его
духовного
мира,
нравственных
представлений
и
творческих
способностей
является
внеурочная
деятельность.
В развитии нравственных представлений у детей их духовного мира играет
яркое эмоциональное воздействие, которое формирует у детей образное
мышление.
Уже с раннего детства ребёнок начинает узнавать окружающий его мир. При
беседе о картинах бытового или портретного жанра учитель может раскрыть
тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям,
формировать
у
детей
представления
о
большой
и
дружной
семье,
взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, воспитывать
доброе и нравственное отношение к членам общества.
Мы с ребятами всегда участвуем в акциях «Георгиевская ленточка»,
«Поздравь ветерана с Днём Победы», «Герои нашего села», «Поздравь с
Днём пожилого человека», «Ветеран педагогического труда», «Животные –
наши верные друзья». Как счастливы дети, когда они видят радость в глазах
ветеранов, тружеников тыла, детей войны, пожилых людей во время
концерта, который дети готовят с большой любовью. С учениками мы делаем
открытки и всегда лично поздравляем с праздничными датами. На могилах
героев нашего села – Дмитрия Зырянова, который погиб в Чечне, и Николая
Каштуева, который погиб в Афганистане, я всегда провожу классные часы к
Дню Победы или в дни рождения. Когда дети своими руками делают цветы,
то частичку своей доброты, чувство благодарности вкладывают в свои
работы. Наши земляки отдали свои жизни, чтобы защитить нас. Только пока
мы будем помнить об их подвиге, пока в нашей памяти будут жить эти
прекрасные люди, родные будут знать, что их подвиг был нужен всем.
Я считаю, что именно такие акции и мероприятия формируют у детей
понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему
человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся
в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных
жизненных условиях. Ведь старшему поколению важны не подарки, а
простое слово, улыбка. Да просто выслушать пожилого человека, сказать
несколько добрых и ласковых слов, может каждый человек, но это делают
единицы. Мы – учителя должны своим собственным примером учить детей
делать добрые дела и поступки, не требуя награды и благодарности. Только
тогда мы сможем воспитать своих учеников честными, справедливыми,
отзывчивыми, скромными, чуткими.
Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения
на своих занятиях можно существенно влиять на духовные, нравственные
качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего
мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.
Системный
подход
предполагается
как
организационная
форма
программного управления духовно - нравственным воспитанием детей.
В современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее
средство воспитания детей и самосовершенствования личности. Духовные,
нравственные аспекты заключаются именно в школьном возрасте.
Гимнастика выпрямляет тело человека, а доброта, скромность, отзывчивость
делают душу человека честной, открытой, духовно – нравственной, чистой и
бескорыстной.
Я считаю, что
д
уховно – нравственное воспитание младших школьников -
важный аспект развития современного образования.