Автор: Манькова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов, руководитель РМО Ирбитского МО
Учебное заведение: МОУ "Пионерская СОШ"
Населённый пункт: Свердловская обл., Ирбитский р-н, пгт. Пионерский
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Реализация АФО в образовательной деятельности
Раздел: начальное образование
Реализация АФО в образовательной деятельности
Активные
формы
обучения
воспитывают
целеустремлённость,
ответственность, контактность, покладистость, доброту, исполнительность. Дети
включаются в совместную деятельность, проявляют навыки межличностного
общения. А задачи, которые им приходится решать в общении и взаимодействии
усложняются от тренинга к тренингу. Данная разработка активных форм обучения
легко транслируется, может быть воспроизведена любым педагогом, так как каждый
тренинг имеет четкий сценарий.
Активные формы обучения
Под активными
понимаются методы, в которых субъектную, активную
позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или
индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая
тетрадь, или учебник. Под интерактивными подразумеваются методы, при
использовании которых ученик получает новое знание только в результате
осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное
взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных)
методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями,
рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого
члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений,
интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность
активных методов обучения.
Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический
элемент. Единой модели всех, без исключения,
уроков нет и быть не может.
Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и
классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами,
представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их
классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того
или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить
многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и
интерактивным
методам
обучения,
всего
на
три
группы:
индивидуальные,
групповые и фронтальные, который представлен в таблице (Таблица 1).
Таблица 1.
Активные методы преподавания
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
Аудиовизуальные
средства
Деловые
игры
Тренинг
• Учебник
• Тетрадь
• Учебные средства
• Компьютер
• Работа в группах
• Проект
• Анализ КС
• Мозговой штурм
• Опорные сигналы
• Музыка
• ТВ
• Видеосъемки
• Ролевые
• Имитационные
• Учебные
• Ситуационные
• Организационно –
деятельностные
Социокультурный тренинг — уникальная педагогическая технология. Под
тренингом в социокультурном системном подходе понимается высокоинтенсивное
обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным
технологиям с целью развития социокультурной основы человека, группы,
общества.
Социокультурные технологии эффективного обучения включают все сферы
деятельности личности человека и формируют его «духовный стержень»:
1.
Развитие целостного восприятия (аудиовизуального и кинестетического).
2.
Развитие целостного мышления (абстрактного, логического, креативного,
образного).
3.
Развитие функции чувствования.
4.
Развитие волевой сферы личности.
5.
Развитие функции впечатления.
Методы активного обучения имеют существенные отличия от игры и
психологического тренинга.
Игровая деятельность не предполагает ценностный результат, важнее – процесс, в
котором формируются качества личности.
Психологический тренинг предполагает результат – развитие мотивации, навыков
общения, нет стержневого формирования личности.
Социокультурное активное занятие – интенсивная форма обучения, проводимая в
виде конкретных упражнений по определённой технологии с целью развития
социокультурной основы индивидуума и группы.
Стратегия активного обучения.
1.
Стратегия отбора содержания
– в каждом предмете надо увидеть его истоки,
при этом появляется иной контекст изложения материала. За основу в отборе
содержания образования взято учение К. Д. Ушинского о принципах
эффективного обучения.
2.
Стратегия поэтапного длительного обучения
– активные формы только тогда
результативны, когда проводятся в системе, непрерывно, с соблюдением
методических основ истоковской школы (см. таблицу).
3.
Стратегия обучения на социокультурном опыте
– Развитие всех участников
образовательного процесса (учитель, ребёнок, родитель, руководитель).
Характеристика АФО (активных форм обучения)
1.
Общение на уровне «взрослый – взрослый».
2.
Развитие положительного опыта.
3.
Технология развития группы.
4.
На занятии нет посторонних, все участники.
5.
Акцент на самоутверждение личности в коллективе.
6.
Развитие единой системы ценностей.
7.
Развитие стержневой основы личности всех участников процесса.
Аспекты социокультурного тренинга.
Благодаря
введению
активных
форм
обучения,
возможно
объективно
определить развитие:
способности восприятия, осмысления, и про чувствования содержания
материала (содержательный аспект): ученик знает тему.
способности эффективного общения (коммуникативный аспект): ученик
умеет общаться в группе.
управленческих способностей (управленческий аспект): ученик умеет
анализировать, управлять временными, внутренними ресурсами.
мотивации на социокультурное обновление общества (психологический
аспект): ученик имеет стойкую положительную мотивацию на развитие, познание.
способности
освоения
социокультурных
категорий
и
ценностей,
восполнения социокультурного опыта (социокультурный аспект): ученик выдаёт
высокий балл освоения категорий при заполнении страниц книги, проведении
оценивающих тренингов.
Социокультурный тренинг значительно отличается от уже давно известных
коллективных способов обучения и групповой работы. Тренинг будет являться
социокультурным лишь в том случае, если в нем отражены основные аспекты
социокультурного подхода в образовании в целом:
Содержательный: в основе изучения лежат истоковский материал
Методологический: выдержана методика построения.
Коммуникационный: на уроке атмосфера позитивного общения
Социокультурный: результатом обучения является приобретение опыта
через поступок, действие. Единство развития интеллектуального и духовно-
нравственного в ребёнке.
Главными целями АФО
Главными целями тренингов являются усвоение учащимися социокультурных
ценностей и накопление социокультурного опыта навыков общения, управления
собственной
деятельностью,
своими
знаниями,
приемов
эффективного
взаимодействия.
Методика тренинга строится на принципах:
активности участие всех членов группы в практических занятиях (так
реализуется психологическая закономерность усвоения знаний: человек усваивает
10% из того, что он слышит; 50% — из того, что видит; 70% из того, что
проговаривает; 90% — из того, что делает сам);
опоры
на
позитивный
социокультурный
опыт
участников
тренинга
(положительные эмоции; нельзя строить тренинг на отрицательных эмоциях);
творческой позиции участников тренинга (создается креативная среда через
проблемность обсуждаемых вопросов, принятия разных точек зрения, участники
тренинга всегда перед выбором);
диалогового общения, (общение в группе на уровне «Взрослый» —
«Взрослый», что связано со способностью договариваться, приходить к единому
мнению);
положительного
подкрепления
результатов
деятельности
(похвала,
одобрение);
психологической безопасности и доверия в группе (принимается любое
мнение, безоценочность суждений, снижается чувство тревоги и беспокойства);
рефлексивной оценки результатов работы размышление: что нового узнали,
о чем задумались, какие чувства испытали.
Виды АФО
Ресурсный круг – погружение в проблему. Цель: выявить личностные
представления
каждого.
Учитель,
как
правило,
завершает,
наталкивая
на
осмысление категории урока.
Ресурсный круг на создание целостного восприятия:
Круг с опорными словами «вижу, слышу, чувствую» (в основной части
урока)
Круг - ассоциация, чаще используется для подведения итога.
Работа в группе: двойка, четвёрка с постоянным лидером, со сменным
лидером.
Технология учебного проекта.
Технология творческой деятельности.
Структура АФО
1. Подготовительный этап – создание атмосферы доверия, аудио-видео –
кинестетический ряд. Ведущая роль учителя.
2. Основной этап – 15-20 минут. Он главный. Активны дети, учитель только
направляет деятельность детей.
3. Рефлексия. Без неё – это не АФО.
Система оценивания.
Одобрение и аргументированная похвала.
Вознаграждение действием.
Предоставление самостоятельности.
Делегирование полномочий.
Благодарность.
Творческая
ориентация
педагога,
имеющийся
опыт
подскажут
нюансы
педагогических действий, методического оснащения тренинга, позволят выделить
иные элементы взаимодействия общения детей и учителя. Очень важно реализовать
тренинги в системе по предложенному образцу, пройти этот путь от начала до
конца. Это поможет сформировать своё видение проблемы.