Напоминание

Реализация АФО в образовательной деятельности


Автор: Манькова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов, руководитель РМО Ирбитского МО
Учебное заведение: МОУ "Пионерская СОШ"
Населённый пункт: Свердловская обл., Ирбитский р-н, пгт. Пионерский
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Реализация АФО в образовательной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация АФО в образовательной деятельности

Активные

формы

обучения

воспитывают

целеустремлённость,

ответственность, контактность, покладистость, доброту, исполнительность. Дети

включаются в совместную деятельность, проявляют навыки межличностного

общения. А задачи, которые им приходится решать в общении и взаимодействии

усложняются от тренинга к тренингу. Данная разработка активных форм обучения

легко транслируется, может быть воспроизведена любым педагогом, так как каждый

тренинг имеет четкий сценарий.

Активные формы обучения

Под активными

понимаются методы, в которых субъектную, активную

позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или

индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая

тетрадь, или учебник. Под интерактивными подразумеваются методы, при

использовании которых ученик получает новое знание только в результате

осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное

взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных)

методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями,

рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого

члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений,

интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность

активных методов обучения.

Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический

элемент. Единой модели всех, без исключения,

уроков нет и быть не может.

Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и

классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами,

представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их

классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того

или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить

многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и

интерактивным

методам

обучения,

всего

на

три

группы:

индивидуальные,

групповые и фронтальные, который представлен в таблице (Таблица 1).

Таблица 1.

Активные методы преподавания

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

Аудиовизуальные

средства

Деловые

игры

Тренинг

• Учебник

• Тетрадь

• Учебные средства

• Компьютер

• Работа в группах

• Проект

• Анализ КС

• Мозговой штурм

• Опорные сигналы

• Музыка

• ТВ

• Видеосъемки

• Ролевые

• Имитационные

• Учебные

• Ситуационные

• Организационно –

деятельностные

Социокультурный тренинг — уникальная педагогическая технология. Под

тренингом в социокультурном системном подходе понимается высокоинтенсивное

обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным

технологиям с целью развития социокультурной основы человека, группы,

общества.

Социокультурные технологии эффективного обучения включают все сферы

деятельности личности человека и формируют его «духовный стержень»:

1.

Развитие целостного восприятия (аудиовизуального и кинестетического).

2.

Развитие целостного мышления (абстрактного, логического, креативного,

образного).

3.

Развитие функции чувствования.

4.

Развитие волевой сферы личности.

5.

Развитие функции впечатления.

Методы активного обучения имеют существенные отличия от игры и

психологического тренинга.

Игровая деятельность не предполагает ценностный результат, важнее – процесс, в

котором формируются качества личности.

Психологический тренинг предполагает результат – развитие мотивации, навыков

общения, нет стержневого формирования личности.

Социокультурное активное занятие – интенсивная форма обучения, проводимая в

виде конкретных упражнений по определённой технологии с целью развития

социокультурной основы индивидуума и группы.

Стратегия активного обучения.

1.

Стратегия отбора содержания

– в каждом предмете надо увидеть его истоки,

при этом появляется иной контекст изложения материала. За основу в отборе

содержания образования взято учение К. Д. Ушинского о принципах

эффективного обучения.

2.

Стратегия поэтапного длительного обучения

– активные формы только тогда

результативны, когда проводятся в системе, непрерывно, с соблюдением

методических основ истоковской школы (см. таблицу).

3.

Стратегия обучения на социокультурном опыте

– Развитие всех участников

образовательного процесса (учитель, ребёнок, родитель, руководитель).

Характеристика АФО (активных форм обучения)

1.

Общение на уровне «взрослый – взрослый».

2.

Развитие положительного опыта.

3.

Технология развития группы.

4.

На занятии нет посторонних, все участники.

5.

Акцент на самоутверждение личности в коллективе.

6.

Развитие единой системы ценностей.

7.

Развитие стержневой основы личности всех участников процесса.

Аспекты социокультурного тренинга.

Благодаря

введению

активных

форм

обучения,

возможно

объективно

определить развитие:

способности восприятия, осмысления, и про чувствования содержания

материала (содержательный аспект): ученик знает тему.

способности эффективного общения (коммуникативный аспект): ученик

умеет общаться в группе.

управленческих способностей (управленческий аспект): ученик умеет

анализировать, управлять временными, внутренними ресурсами.

мотивации на социокультурное обновление общества (психологический

аспект): ученик имеет стойкую положительную мотивацию на развитие, познание.

способности

освоения

социокультурных

категорий

и

ценностей,

восполнения социокультурного опыта (социокультурный аспект): ученик выдаёт

высокий балл освоения категорий при заполнении страниц книги, проведении

оценивающих тренингов.

Социокультурный тренинг значительно отличается от уже давно известных

коллективных способов обучения и групповой работы. Тренинг будет являться

социокультурным лишь в том случае, если в нем отражены основные аспекты

социокультурного подхода в образовании в целом:

Содержательный: в основе изучения лежат истоковский материал

Методологический: выдержана методика построения.

Коммуникационный: на уроке атмосфера позитивного общения

Социокультурный: результатом обучения является приобретение опыта

через поступок, действие. Единство развития интеллектуального и духовно-

нравственного в ребёнке.

Главными целями АФО

Главными целями тренингов являются усвоение учащимися социокультурных

ценностей и накопление социокультурного опыта навыков общения, управления

собственной

деятельностью,

своими

знаниями,

приемов

эффективного

взаимодействия.

Методика тренинга строится на принципах:

активности участие всех членов группы в практических занятиях (так

реализуется психологическая закономерность усвоения знаний: человек усваивает

10% из того, что он слышит; 50% — из того, что видит; 70% из того, что

проговаривает; 90% — из того, что делает сам);

опоры

на

позитивный

социокультурный

опыт

участников

тренинга

(положительные эмоции; нельзя строить тренинг на отрицательных эмоциях);

творческой позиции участников тренинга (создается креативная среда через

проблемность обсуждаемых вопросов, принятия разных точек зрения, участники

тренинга всегда перед выбором);

диалогового общения, (общение в группе на уровне «Взрослый» —

«Взрослый», что связано со способностью договариваться, приходить к единому

мнению);

положительного

подкрепления

результатов

деятельности

(похвала,

одобрение);

психологической безопасности и доверия в группе (принимается любое

мнение, безоценочность суждений, снижается чувство тревоги и беспокойства);

рефлексивной оценки результатов работы размышление: что нового узнали,

о чем задумались, какие чувства испытали.

Виды АФО

Ресурсный круг – погружение в проблему. Цель: выявить личностные

представления

каждого.

Учитель,

как

правило,

завершает,

наталкивая

на

осмысление категории урока.

Ресурсный круг на создание целостного восприятия:

Круг с опорными словами «вижу, слышу, чувствую» (в основной части

урока)

Круг - ассоциация, чаще используется для подведения итога.

Работа в группе: двойка, четвёрка с постоянным лидером, со сменным

лидером.

Технология учебного проекта.

Технология творческой деятельности.

Структура АФО

1. Подготовительный этап – создание атмосферы доверия, аудио-видео –

кинестетический ряд. Ведущая роль учителя.

2. Основной этап – 15-20 минут. Он главный. Активны дети, учитель только

направляет деятельность детей.

3. Рефлексия. Без неё – это не АФО.

Система оценивания.

Одобрение и аргументированная похвала.

Вознаграждение действием.

Предоставление самостоятельности.

Делегирование полномочий.

Благодарность.

Творческая

ориентация

педагога,

имеющийся

опыт

подскажут

нюансы

педагогических действий, методического оснащения тренинга, позволят выделить

иные элементы взаимодействия общения детей и учителя. Очень важно реализовать

тренинги в системе по предложенному образцу, пройти этот путь от начала до

конца. Это поможет сформировать своё видение проблемы.



В раздел образования