Напоминание

Родительское собрание " Перегрузка в жизни младшего школьника"


Автор: Симакова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Родительское собрание " Перегрузка в жизни младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«

Перегрузки в жизни младших школьников»

Целевая группа: родители учащихся 3 класса.

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей по вопросу

психо-эмоциональных перегрузок младших школьников.

Задачи:

1. Информирование родителей учащихся 3 классов о понятии «психо-эмоциональные

перегрузки».

2. Формирование мотивации к совместному преодолению психо-эмоциональных перегрузок

учащихся).

3. Выработка активной позиции родителей по данному вопросу.

План:

1. Оформление бейджей

2. Вступительное слово

3. Просмотр и анализ мультфильма «Болтунья» по стихотворению Агнии Барто.

4. Информирование родителей о результатах опросника Е.Пономаревой и Н.Сивиной «Как

понять, что ребенок «выдохся»? (провел учитель) и о результатах анонимного опроса

учащихся.

5. Дискуссия «Психо-эмоциональные перегрузки учащихся»

6. Информирование родителей о психо-эмоциональных перегрузках учащихся.

7. Выработка правил соблюдения режима дня младшего школьника.

8. Обратная связь

9. Подведение итогов

Оборудование:

-

планшеты

-

бумага А4

-

ручки, фломастеры

-

видеомультфильм по стихотворению А.Барто «Болтунья»

Организация работы:

Родительское собрание рассчитано на 1,5 часа. Для работы необходимо создать общее

пространство, подготовить стулья, родители располагаются в общем кругу.

Технология проведения родительского собрания:

Очень важно вовлечь родителей в активное взаимодействие: обсуждение в группах,

высказывание своего мнения и учёт мнения других. Необходимо обеспечить условия для

тренировки и развития конструктивных навыков общения с ребёнком по поводу психо-

эмоциональных прегрузок.. Организация пространства в помещении и личностно-

ориентированный стиль ведения собрания способствует реализации интерактивной

технологии.

Планируемые результаты:

1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах, связанных с

психо-эмоциональной перегрузкой учащихся.

2. Активная позиция родителей в отношении психо-эмоциональной перегрузки будет

способствовать созданию условий для развития конструктивных навыков общения в классе.

Предварительная работа: Анонимный опрос детей «Анкета для учащихся».

Предварительная работа учителя по опроснику Е.Пономаревой и Н.Сивиной «Как понять,что

ребенок «выдохся»?

Анкета

для учащихся

1

. Как изменилась твоя успеваемость за последнее время?

1. Улучшилась

2. Не изменилась

3. Снизила

2. Удовлетворен ли ты организацией учебно-воспитательного процесса в

школе?

1. Вполне

2. Не совсем

3. Не удовлетворён

3. Как ты считаете, тебе по силам усвоение учебного материала?

1. Вполне по силам

2. Не всегда по силам

3. В основном не по силам

4. Чувствуешь ли ты переутомление к концу учебной недели?

1. Сильное утомление

2. Умеренно устаю

3. Почти не устаю

5. Удовлетворяет ли тебя режим работы школа?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

6. Что тебя больше беспокоит при обучении в школе?

1. Причин для беспокойства нет

2. Состояние здоровья

3. Повышенная утомляемость

4. Нежелание учиться

5. Проблемы в отношениях со сверстниками

6. Проблемы в отношениях с учителями

7. Мои отношения с родителями

7. Как на твой взгляд, сможешь ли ты в школе получить знания в соответствии со

склонностями и способностями?

1. Да

2. Не уверен

3. Не смогу

8. Участвуют ли твои родители в учебно-воспитательной работе школы?

1. Да, участвуют

2.Практически не участвуют, лишь посещают родительские собрания

9. Посещаешь ли ты кружки, секции, дополнительные занятия?

1.Посещаю

2.Желаю посещать, но нет возможностей

3.Нет, не посещаю

10. Удовлетворен ли ты качеством знаний?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

11. Считаешь ли ты себя воспитанным?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

12. Определите, пожалуйста, бюджет своего времени:

1. Время нахождения в школе -

2. Время на подготовку домашних заданий –

3. Время на отдых -

13. Как ты считаешь, созданы ли в школе условия для развития творческих способностей

учащихся?

1.Да

2.Частично созданы

3. Нет

14. Охотно ли ты идёшь в школу?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

15. Переживаешь ли ты по поводу своих успехов или неудач?

1. Да

2. Не всегда

3. Нет

16. Делишься ли ты своими школьными впечатлениями с родителями?

1. Да

2. Не всегда

3. Нет

17. Часто ли ты жалуешься на одноклассников, обижаешься на них?

1. Да

2. Иногда

3. Не жалуется

18. Как ты считаешь, объём домашних заданий

1. Вполне Вам по силам

2. Не всегда

3. В основном не по силам

Опросник Е. Пономаревой и Н. Сивиной «Как понять, что ребенок «выдохся?»

Для учителя предлагается 14 критериев оценивания поведения учащихся, например, если

1.

делает глупые ошибки в тетрадях

2.

более вял, плаксив или сонлив, чем обычно

3.

засыпает в непривычное для него время

4.

испытывает головные боли во второй половине дня

5.

грубит и обижается больше обычного

6.

в рисунках преобладают коричневые и черные тона

7.

не сразу реагирует, когда к нему обращаются

8.

подхватывает любую инфекцию

9.

появились темные круги под глазами

10.

подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует

предметами

11. не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, хотя раньше

этого не наблюдалось

12. во время письма часто меняет почерк

13. сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке

14. стал прогуливать уроки

Оценивая каждый критерий по балльной системе 3-0-1 балла, учитель делает вывод о

психофизиологическом состоянии учащихся и подводит итог.

«да» - 3 балла,

«нет» - 0 баллов,

«затрудняетесь с ответом» - 1 балл.

Итоги:

От 0 до 7 баллов - можете быть спокойны, у ребенка все хорошо. Он легко переживает

сложнейший период в году.

От 7 до 14 баллов - наличие нормальной успеваемости вводит вас в заблуждение, что

все в порядке. Действительно, ребенок пока справляется с нагрузками. Но есть

опасность, что в борьбе за успеваемостью вы потеряли с ним контакт.

От 14 до 41 балла - ребенок устал, имеет смысл обратиться к хорошему психологу,

может быть, даже невропатологу, если чувствуете, что сами не в силах изменить

ситуацию.

Ход родительского собрания:

1. Оформление бейджей

2. Вступительное слово (слайд 1)

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о том, испытывают ли наши дети психо-

эмоциональные перегрузки. Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены

сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства

образования РФ, «рабочий день» обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у

первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома

приходится работать. Многие ученики начальных классов посещают помимо школы много

дополнительных кружков. Иногда даже бывает так, что сам ученик и не хочет посещать

именно этот кружок, но воля и желание родителей непреклонны. Пример такого поведения

мы увидим в видеофрагменте «Стихотворение Агнии Барто «Болтунья».

3. Просмотр и анализ видеофрагмента «Стихотворение Агнии Барто «Болтунья».

Вопросы для обсуждения.

-

Какие чувства испытывали во время просмотра?

-

Как вы думаете, может ли подобное случиться с Вашим ребенком?

4. Информирование родителей о результатах предварительного опроса детей и о

результатах опросника Е.Пономаревой и Н.Сивиной.

Обсуждение результатов опроса:

-

количество учащихся, которые испытывают психо-эмоциональную перегрузку,

-

количество учащихся, которые не испытывают психо-эмоциональную перегрузку.

5. Дискуссия «Школьные перегрузки: за и против»

Организация: Ведущий делит родителей на 5 групп (сделать это можно рассчитав родителей

на яблоки, груши, мандарины, апельсины и бананы). Каждая группа обсуждает предложенную

ситуацию.

Инструкция: Сейчас вы познакомитесь с предложенной ситуацией и вопросами к ней. После

обсуждения в группе поделитесь своими чувствами и рассуждениями. Ситуация: Ученица 3

класса Алиса Р.- левша и медлительная девочка, хотя она очень сообразительная ученица. Она

систематически не успевает выполнить самостоятельную и контрольную работу в отведенное

время, поэтому плачет и нервничает. Ее одноклассник Коля С.постоянно смеется над ней.

Другие ребята успокаивают Алису. Некоторые ребята никак не реагируют, хотя и видят слезы

девочки.

Вопросы для обсуждения в группах:

1) Какие чувства может испытывать Алиса в данной ситуации?

2) Как вы думаете, какие чувства может испытывать в данной ситуации Коля?

3) Какие чувства испытывают ребята, которые успокаивают Алису?

4) Как вы думаете, какие чувства испытывают ребята, молча наблюдающие за происходящим

со стороны?

Обсудить итоги в общем кругу и ответить на вопросы:

-

Как вы думаете, можно ли сказать, что Алиса испытывает психо-эмоциональную

перегрузку?

-

Как вы думаете, какой выход можно найти из сложившейся ситуации?

-

Может ли на месте Алисы оказаться кто-то другой из класса?

6. Информирование родителей о психо-эмоциональной перегрузке учащихся.

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и

умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении

проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не

могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости

чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных

часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом

количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это

значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем

материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности.

Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и

требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического

материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной

в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника

истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки

определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной

системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

На что нужно обратить внимание?

- На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать

более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте,

ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним

этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

- На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно

глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

- Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в

животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

- Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений,

глупых ошибок и т. д.

- У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят

веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних

заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

- Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или

заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

7. Выработка правил снижения перегрузок младших школьников.

Мы задумались над таким вопросом, как сделать так, чтобы наши дети не испытывали психо-

эмоциональных перегрузок, как можно предотвратить перегрузки, если такая ситуация

возникнет (или существует в классе, в зависимости от результатов предварительного опроса).

Даже если один ребенок испытывает стресс от перегрузок, нельзя оставаться равнодушными к

такому явлению. Сегодня мы поговорили о необходимости противодействия к психо-

эмоциональным перегрузкам.

Как вы думаете, уважаемые родители, что может помочь нашим детям стать не

подверженными перегрузкам и стрессу? (Подвести родителей к пониманию того, что

необходимы правила). Какие правила вы можете предложить? Давайте запишем их на доске.

Хотели бы вы, чтобы все дети нашего класса придерживались правил?

Вероятно, в ходе обсуждения появятся правила, похожие на приведённые ниже:

-

Дети не обижают, не смеются над теми, кто не успевает вовремя сделать контрольную

работу.

-

Дети не смеются над теми детьми, кто не очень быстро читает.

- Дети не высказывают неодобрительное мнение по поводу чужого рисунка, поделки.

- Дети стараются соблюдать режим дня.

-

Если кто-то из детей, родителей узнает, что кто-то испытывает перегрузку, стресс, то

обязательно доведет до сведения учителя, чтобы обсудить возможности оказать поддержку и

помочь преодолеть эту ситуацию.

8. Обратная связь

- Была ли полезна сегодняшняя встреча?

- Чем пополнили свою родительскую копилку?

- Какие важные для себя сделали выводы?

9. Подведение итогов

Сегодня мы обсудили проблему перегрузок у детей начальной школы. Пришли к выводу о

том, что перегрузку может испытывать каждый ученик, независимо от того, какие отметки он

получает и как учится. Важно осознать, что сам ребенок может и не понимать, что и почему с

ним происходит. Поэтому необходимо быть внимательным к тому, о чем говорят наши дети,

как им живётся в классе. Если ребёнок рассказывает о том, что у него ухудшилось

самочувствие, ухудшились отметки, появились другие симптомы, нужно обратить на это

внимание. Обсудите со своим ребёнком, как можно откорректировать режим дня, какие

кружки и в каком количестве ему необходимо посещать, как чередовать труд и отдых. Также

обсудите с ним, можно ли смеяться над теми одноклассниками, у которых что-то пока не

получается. Только совместными усилиями можно преодолеть психо-эмоциональную

перегрузку наших детей.



В раздел образования