Автор: Беляева Ольга Леонидовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №87
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О социальной готовности ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
О социальной готовности ребенка к школе
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ
д/с №87 г. Ставрополя
Беляева Ольга Леонидовна
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к
школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную
готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых
существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность
подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять
свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика,
умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки
коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и
такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться
к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать
информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в
коллективе класса.
Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются
создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в
позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские
отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас
будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку
заинтересованное
отношение к
учебной
деятельности,
которое будет
способствовать
школьным
успехам.
В
действительности
же
ученик,
настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже
незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду),
может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций
школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся
всеобщей успешности,
недостаточное внимание со стороны учителя,
расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также
множество подобных ситуаций.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка
получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в
школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут
больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот
учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в
хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей
настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для
действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни
однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не
приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои
усилия
на
более
подробном
знакомстве
ребенка
со
школьными
требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми
сторонами.
Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей,
взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений
ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от
деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть
трудности, обливаясь слезами или сбегая. Подобное поведение получило в
поведенческой психологии название "выученной беспомощности". С
помощью исследований было определено, как оно формируется. Если
человек оказывается в ситуации, когда внешние события, как ему кажется,
никоим образом от него не зависят, их нельзя предотвратить или
видоизменить, а потом это состояние переносит на другие ситуации, то
налицо "выученная беспомощность". Очень непродолжительной истории
неконтролируемости внешней среды достаточно для того, чтобы выученная
беспомощность начала жить собственной жизнью и управлять поведением
человека.
У
маленького
ребенка
"выученная
беспомощность"
часто
возникает из-за полного отсутствия каких-либо реакций со стороны
окружающих его взрослых.
Однотипные
реакции
взрослых
способствуют
формированию
беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и
постоянно негативных реакций. Воспитание детей из богатых семей с
однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и
неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в
однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ
на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые
реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные), а в ответ на свои
разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые
оценки
(вечное
недовольство
или
необоснованные
восторги),
теряет
ориентиры для управления собственной активностью.