Напоминание

"О социальной готовности ребенка к школе"


Автор: Беляева Ольга Леонидовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №87
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О социальной готовности ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

О социальной готовности ребенка к школе

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ

д/с №87 г. Ставрополя

Беляева Ольга Леонидовна

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к

школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную

готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых

существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность

подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять

свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика,

умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки

коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и

такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться

к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать

информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в

коллективе класса.

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются

создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в

позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские

отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас

будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку

заинтересованное

отношение к

учебной

деятельности,

которое будет

способствовать

школьным

успехам.

В

действительности

же

ученик,

настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже

незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду),

может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций

школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся

всеобщей успешности,

недостаточное внимание со стороны учителя,

расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также

множество подобных ситуаций.

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка

получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в

школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут

больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот

учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в

хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей

настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для

действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни

однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не

приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои

усилия

на

более

подробном

знакомстве

ребенка

со

школьными

требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми

сторонами.

Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей,

взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений

ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от

деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть

трудности, обливаясь слезами или сбегая. Подобное поведение получило в

поведенческой психологии название "выученной беспомощности". С

помощью исследований было определено, как оно формируется. Если

человек оказывается в ситуации, когда внешние события, как ему кажется,

никоим образом от него не зависят, их нельзя предотвратить или

видоизменить, а потом это состояние переносит на другие ситуации, то

налицо "выученная беспомощность". Очень непродолжительной истории

неконтролируемости внешней среды достаточно для того, чтобы выученная

беспомощность начала жить собственной жизнью и управлять поведением

человека.

У

маленького

ребенка

"выученная

беспомощность"

часто

возникает из-за полного отсутствия каких-либо реакций со стороны

окружающих его взрослых.

Однотипные

реакции

взрослых

способствуют

формированию

беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и

постоянно негативных реакций. Воспитание детей из богатых семей с

однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и

неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в

однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ

на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые

реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные), а в ответ на свои

разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые

оценки

(вечное

недовольство

или

необоснованные

восторги),

теряет

ориентиры для управления собственной активностью.



В раздел образования