Напоминание

"Разнообразие форм и методов проведения урока, как средство активизации познавательной деятельности"


Автор: Красников Андрей Иванович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Кипринская СОШ" филиал "Омутская СОШ"
Населённый пункт: с. Омутское Шелаболихинского района Алтайского края
Наименование материала: Самоанализ педагогической деятельности
Тема: "Разнообразие форм и методов проведения урока, как средство активизации познавательной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в

рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы

организации познавательной деятельности учащихся. За основу своей работы

выбрал тему: « Разнообразие форм и методов контроля, проверки знаний

учащихся, как средство активизации познавательной деятельности». Мною

была изучена следующая литература: О.Ф. Кабардин «Тесты 7-9, 10-11

классы», Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике», И.Я. Ланина «Не

уроком единым», Ф.М. Дягилев «Из истории физики и жизни ее творцов»,

Н.М. Шахмаев «Физический эксперимент», Журнал «Физика в школе» №1-4

за 2006 год.

Главными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие

творческих способностей, коммуникативности, организую работу в классе

таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно,

но и делали это с достаточной долей удовлетворения.

Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися

определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без

самостоятельной работы. Речь идет не только и не столько о

самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о

самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков

решения задач, выполнения практических заданий и т.д.

Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними

заданиями, а на уроках основная масса детей предпочитает списывать с

доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому самостоятельность

в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные

принципы. Эти принципы таковы.

Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно

должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание.

Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы должны быть

подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться.

Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные

формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть

разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше

нравится. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят

практическую работу, третьи предпочитают дополнительную литературу.

Надо разрешать детям преимущественно использовать любимый метод,

грамотно направляя их.

Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и

иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками

самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать

дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

Принцип использования эмоций. Ученики должны не только

самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный

подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только

за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для

мотивации.

С целью активизации познавательной деятельности применяю на своих

уроках следующие приемы и методы контроля: физические диктанты, тесты,

кроссворды, кроссворды наоборот, «Физическое лото», экспериментальные

задания, решение задач по шаблону, «Допиши формулу», «Найди ошибку» и

другие.

Провожу уроки-лекции, уроки-зачеты, урок-ролевая игра. Так как

накопляемость в классах мала и они представлены детьми с разными

уровнями развития, то задания для самостоятельной работы дифференцирую,

рассчитываю как на сильного, так и слабого ученика. В ходе работы над

темой пришел к выводу, что целесообразнее проводить уроки с

разнообразной формой деятельности учащихся, - это и работа в парах, в

группах, индивидуальная работа. При смене деятельности на уроке ученики

не так устают, чувствуют себя более раскованно, сотрудничая друг с другом.

Важно чтобы дети почувствовали, что занимаясь индивидуальной

деятельностью, они участвуют в каком-либо общем деле. В середине урока

целесообразно и оправданно проведение физминутки для психологической и

физической разгрузки учащихся. Для оценки знаний учащихся часто

применяю самооценку. Каждый ученик в начале урока получает бланк

отчетности, в котором указывается номер задания и максимальное

количество набранных баллов. В конце урока по определенному количеству

баллов, набранных за урок, учащийся выставляет себе определенную оценку.

Иногда в обсуждении оценок участвует весь класс. В этом случае все

ученики на протяжении всего урока стремятся набрать как можно больше

баллов, чтобы получить наивысшую оценку. Это стимулирует

познавательную активность учащихся, вносит дух соревнования между

учениками, повышает самоотдачу детей, позволяет поддерживать

определенный темп урока.

Такая продуманная и целенаправленная работа приводит к развитию

интереса к предмету, повышению качества знаний. Вот как выглядит анализ

успеваемости учащихся 7-11 классов по физике:

Учебный год

Общее

количество

учащихся

обучающихся по

физике

Успевают на

«4» и «5»

% качества

знаний по физике

2003-2004

48

38

79,2

2004-2005

50

40

80

2005-2006

34

26

76,5

Ученики охотно выбирают каждый год физику для итоговой аттестации.

Анализ результатов работы показывает, что качество обучения по физике на

итоговой аттестации возрастает:

Год

Класс

Кол-во учащихся

%

успеваемости

% качества

Всего

Сдавали

экзамен

2002-2003

9

13

4

100

30,7

2003-2004

9

2

1

100

100

11

12

2

100

50

2004-2005

9

12

1

100

100

В 2005 году ученица 10 класса Беспалова Екатерина, участвуя в районном

туре олимпиады по физике, заняла III место.

Многие учащиеся по окончании школы выбирают учебные заведения, где

требуется серьезное знание физики: Щербинин Константин в 2004 году

поступил в ПУ № 42- радиотелемеханик; Танькин Иван в 2004 году поступил

в АГАУ – электрификация сельского хозяйства; в 2005 году Кайгородов

Николай – ПУ №8 - радиотелемеханик, Кайгородов Сергей – АГАУ –

электрификация сельского хозяйства.

До 2005 года я являлся классным руководителем. Дети были активными

участниками спортивных мероприятий, школьных праздников, принимали

участие в различных школьных мероприятиях. Из 8 человек учились на «4» и

«5» - 3. Поступили после 11 класса в высшие учебные заведения – 2 ,

техникум – 1, училище – 4, трудоустроено – 1. Как классный руководитель и

учитель- предметник проводил общешкольные мероприятия: «Новогодняя

сказка», «День смеха», «Вечер встречи выпускников – 20 лет школе»;

предметные недели и вечера физики: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»,

«Человек, природа, явления», «Тайны черных ящиков», конкурс эрудитов.

Участвуя в эксперименте предпрофильной подготовки учащихся 9 класса,

разработал две программы элективных курсов: по физике – «Звуковые

явления», по информатике – «Компьютерная графика». Учащимися был

выбран курс «Компьютерная графика». Целью курса являлось привитие у

детей интереса к информатике, развитие кругозора детей, развитие навыков

работы на компьютере. Занятия проводились в форме бесед и практических

занятий. В конце курсов дети выполнили творческие работы. Занятия

посещали 4 человека.

Также мною разработаны программы кружков по интересам: «Юный

астроном», «Практическая информатика». «Юный астроном» посещали

учащиеся 11 класса, процент посещаемости составил 11, 1% от общего числа

учащихся школы. Самым популярным является «Практическая

информатика». Занятия посещают 16 человек, что составляет 25,4% от

общего числа учащихся.

В 2005 году школа подала заявку на конкурс среди сельских школ на

поставку микролабораторий по физике, химии, биологии. Неплохие

результаты учебно-воспитательного процесса в этих образовательных

областях позволили выиграть его.

На сегодняшний день в кабинете есть необходимое оборудование для

проведения лабораторных работ по всем разделам физики. В кабинете

обновлены стенды: «Юный физик», «Физический календарь», «Физические

постоянные», «Система единиц СИ», в лаборатории отремонтированы

шкафы и установлено 2 дополнительных для нового оборудования.

С целью личностно-профессионального роста целенаправленно занимаюсь

самообразованием: изучаю новинки литературы, передовой педагогический

опыт, являюсь постоянным подписчиком журналов «Физика в школе» и

«Информатика и образование», регулярно прохожу курсы повышения

квалификации. Так в 2002 году проходил курсы в Алтайском региональном

центре Федерации Интернет образования по программе «Интернет -

технологии для учителя - предметника» в объеме 106 часов и получил

диплом за защиту выпускной работы «Математика и природа».

Для передачи опыта работы по теме самообразования неоднократно

проводил открытые уроки для учителей школы и района и получал высокие

оценки от коллег. В 2001 году был участником конкурса «Учитель года»

района, где мой урок занял второе место, а по итогам конкурса мне

присуждено III место. В 2006 году мною разработан урок физики в рамках

краевого конкурса «Инновационный проект» по реализации личностно-

ориентированного подхода в обучении и по результатам экспертизы

награжден Дипломом АКИПКРО. За достигнутые успехи в образовательной

деятельности награжден грамотой комитета администрации

Шелаболихинского района по образованию в 2001 году.

МКОУ «Омутская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района

Тема:«

Разнообразие форм и методов

проведения урока, как

средство активизации

познавательной деятельности».

с.Омутское. 2012 г.

Материал подготовлен

учителем физики

Красниковым А.И.



В раздел образования