Напоминание

Охарактеризовать роль растений в природе и в жизни человека


Автор: Туругулова Назгуль Жагипаровна
Должность: преподаватель биологии,экологии
Учебное заведение: ГАПОУ ЧО "Политехнический колледж"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка практического занятия
Тема: Охарактеризовать роль растений в природе и в жизни человека
Дата публикации: 05.11.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»

Методическая разработка практического занятия

По дисциплине «Экология, Экологические основы природопользования»

Для студентов 2-3 курса

Разработчик:

Туругулова Назгуль Жагипаровна

Преподаватель экологии, биологии

Магнитогорск, 2020

Практическое занятие

Тема: Охарактеризовать роль растений в природе и в жизни человека

Цель: формирование знаний о растительных ресурсах, проблемах их использования и

возобновления

Тип занятия: Практическое занятие

Оборудование: тетради, учебники, ИКТ, интернет ресурсы

Количество часов: 2 ч

Теоретическая часть:

Численность растений на Земле.

Сотрудники Королевского ботанического сада в Эдинбурге представили доклад, в

котором подсчитали точное количество видов растений, обнаруженных на Земле на

текущий момент. Была запрошена информация из заповедников и лесных хозяйств мира и

добавлены 2034 новых вида растений, открытых в 2015 году. Получилось, что на текущий

момент на Земле растет 390 900 растений различных видов.

Роль растений в природе.

1.

В процессе фотосинтеза ежегодно растения ассимилируют 20-30 млрд. т. углерода

и образуют 177 млрд. т. органических веществ: 122 млрд. т. – растения суши и 55 млрд. т.

растительность мирового океана. Выделяющийся кислород необходим всем живым

организмам

2.

За миллиарды лет растения синтезировали огромное количество органических

веществ, часть которых сохранилась до настоящего времени в виде залежей:

угля,

сланцев, торфа, нефти и газа.

3.

В состав молекул органических веществ входят помимо С,Н,О и другие: N, P, S,

Cu, Fe, Co и др. Они извлекаются растениями из почвы в виде растворов. Частично они

попадают в организмы животных. После смерти живых организмов минеральные

вещества возвращаются в почву и вновь потребляются растениями.

4. Т.о. растения поддерживают присутствие в почве минеральных веществ.

Благодаря процессу транспирации в атмосферу поставляется 90% испаряемой сушей

воды. Они смягчают климат. Растения участники круговорота воды в природе

Роль растений в

жизни человека

За время существования человечества окультурено св. 2,5 тыс. видов высших

растений. Почти все они возделываются с глубокой древности и лишь немногие – в

течение нескольких веков. Дикорастущие предки большинства культурных растений

сохранились до настоящего времени. Русский академик Н.И. Вавилов выделил 7 центров

происхождения культурных растений.

Как же растения расселились по Земле? (путешественники)

По значению культурных растений выделяют следующие группы: масличные,

декоративные,

плодово-ягодные,

лекарственные,

кормовые,

зерновые,

овощные,

прядильные.

Отрицательная роль растений

:

Появление сорняков на полях, зарастание водоёмов, аллергические заболевания у людей,

отравления ядовитыми растениями.

Лесные ресурсы: понятие и классификации

Все растения на планете являются природными растительными ресурсами. Главная роль

принадлежит лесам.

Лес — составная часть природы, в которой главной жизненной формой являются деревья.

Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн. км.

Из них 7 %, посажены человеком.

51% лесной зоны принадлежит тропическим

лесам, тайга и лесотундра – 32%, смешанные и лиственные леса умеренного пояса -17%.

Выделяют группы лесов:

Лиственные леса:

широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и

среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к

почве, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз.

мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют

мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные

леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более

морозоустойчивы. Благодаря более глубокому проникновению света, жизнь на нижних

ярусах более активна.

Хвойные

леса —

леса,

занимают

большую

площадь

России.

Делятся

на

темнохвойные

(еловые, пихтовые,

кедровые)

и

светлохвойные

(сосновые, лиственничные).

Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья.

Леса в России занимают 45 % территории страны, площадь леса в России составляет

8,5 млн км² (17 125 191 км)

Площади основных лесообразующих пород (в процентах): 78% - хвойные леса, 3% -

твёрдолиственные и 19% - мягколиственные

Новый Лесной кодекс, вступивший в действие в 2007 г., вводит новую

классификацию лесов:

защитные

-

леса,

которые

выполняют

средообразующую,

водоохранную,

санитарно-гигиеническую, оздоровительную и иные полезные функции с одновременным

добыванием там древесины.

эксплуатационные - леса, в которых получают высококачественную древесину и

другие лесные ресурсы, продукты её переработки с сохранением полезных функций

лесов.

резервные - леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять

заготовку древесины.

Ход работы:

Задание 1. Ознакомится с теоретической частью, пользуясь информацией в теоретической части

заполнить таблицы:

Таблица 1. Роль растений в природе

Характеристика

1

2

3

4

5

Таблица 2. Роль растений для человека

Характеристика

1

2

3

4

5

Задание 2

1.

Раскрыть понятие: лес

2.

Классифицировать леса в виде таблицы

Виды лесов

Характеристика

Контрольные вопросы для закрепления :

- Что такое природные ресурсы?

- Какие группы природных ресурсов вы знаете?

- Какие виды ресурсов вы изучили?

Отчет по работе:

1.Номер практической работы

2.Наименование практической работы

3. Цель

4. Ход работы

5. Вывод



В раздел образования