Автор: Туругулова Назгуль Жагипаровна
Должность: преподаватель биологии,экологии
Учебное заведение: ГАПОУ ЧО "Политехнический колледж"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка практического занятия
Тема: Охарактеризовать роль растений в природе и в жизни человека
Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Экология, Экологические основы природопользования»
Для студентов 2-3 курса
Разработчик:
Туругулова Назгуль Жагипаровна
Преподаватель экологии, биологии
Магнитогорск, 2020
Практическое занятие
Тема: Охарактеризовать роль растений в природе и в жизни человека
Цель: формирование знаний о растительных ресурсах, проблемах их использования и
возобновления
Тип занятия: Практическое занятие
Оборудование: тетради, учебники, ИКТ, интернет ресурсы
Количество часов: 2 ч
Теоретическая часть:
Численность растений на Земле.
Сотрудники Королевского ботанического сада в Эдинбурге представили доклад, в
котором подсчитали точное количество видов растений, обнаруженных на Земле на
текущий момент. Была запрошена информация из заповедников и лесных хозяйств мира и
добавлены 2034 новых вида растений, открытых в 2015 году. Получилось, что на текущий
момент на Земле растет 390 900 растений различных видов.
Роль растений в природе.
1.
В процессе фотосинтеза ежегодно растения ассимилируют 20-30 млрд. т. углерода
и образуют 177 млрд. т. органических веществ: 122 млрд. т. – растения суши и 55 млрд. т.
растительность мирового океана. Выделяющийся кислород необходим всем живым
организмам
2.
За миллиарды лет растения синтезировали огромное количество органических
веществ, часть которых сохранилась до настоящего времени в виде залежей:
угля,
сланцев, торфа, нефти и газа.
3.
В состав молекул органических веществ входят помимо С,Н,О и другие: N, P, S,
Cu, Fe, Co и др. Они извлекаются растениями из почвы в виде растворов. Частично они
попадают в организмы животных. После смерти живых организмов минеральные
вещества возвращаются в почву и вновь потребляются растениями.
4. Т.о. растения поддерживают присутствие в почве минеральных веществ.
Благодаря процессу транспирации в атмосферу поставляется 90% испаряемой сушей
воды. Они смягчают климат. Растения участники круговорота воды в природе
Роль растений в
жизни человека
За время существования человечества окультурено св. 2,5 тыс. видов высших
растений. Почти все они возделываются с глубокой древности и лишь немногие – в
течение нескольких веков. Дикорастущие предки большинства культурных растений
сохранились до настоящего времени. Русский академик Н.И. Вавилов выделил 7 центров
происхождения культурных растений.
Как же растения расселились по Земле? (путешественники)
По значению культурных растений выделяют следующие группы: масличные,
декоративные,
плодово-ягодные,
лекарственные,
кормовые,
зерновые,
овощные,
прядильные.
Отрицательная роль растений
:
Появление сорняков на полях, зарастание водоёмов, аллергические заболевания у людей,
отравления ядовитыми растениями.
Лесные ресурсы: понятие и классификации
Все растения на планете являются природными растительными ресурсами. Главная роль
принадлежит лесам.
Лес — составная часть природы, в которой главной жизненной формой являются деревья.
Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн. км.
Из них 7 %, посажены человеком.
51% лесной зоны принадлежит тропическим
лесам, тайга и лесотундра – 32%, смешанные и лиственные леса умеренного пояса -17%.
Выделяют группы лесов:
Лиственные леса:
широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и
среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к
почве, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз.
мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют
мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные
леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более
морозоустойчивы. Благодаря более глубокому проникновению света, жизнь на нижних
ярусах более активна.
Хвойные
леса —
леса,
занимают
большую
площадь
России.
Делятся
на
темнохвойные
(еловые, пихтовые,
кедровые)
и
светлохвойные
(сосновые, лиственничные).
Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья.
Леса в России занимают 45 % территории страны, площадь леса в России составляет
8,5 млн км² (17 125 191 км)
Площади основных лесообразующих пород (в процентах): 78% - хвойные леса, 3% -
твёрдолиственные и 19% - мягколиственные
Новый Лесной кодекс, вступивший в действие в 2007 г., вводит новую
классификацию лесов:
защитные
-
леса,
которые
выполняют
средообразующую,
водоохранную,
санитарно-гигиеническую, оздоровительную и иные полезные функции с одновременным
добыванием там древесины.
эксплуатационные - леса, в которых получают высококачественную древесину и
другие лесные ресурсы, продукты её переработки с сохранением полезных функций
лесов.
резервные - леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять
заготовку древесины.
Ход работы:
Задание 1. Ознакомится с теоретической частью, пользуясь информацией в теоретической части
заполнить таблицы:
Таблица 1. Роль растений в природе
№
Характеристика
1
2
3
4
5
Таблица 2. Роль растений для человека
№
Характеристика
1
2
3
4
5
Задание 2
1.
Раскрыть понятие: лес
2.
Классифицировать леса в виде таблицы
№
Виды лесов
Характеристика
Контрольные вопросы для закрепления :
- Что такое природные ресурсы?
- Какие группы природных ресурсов вы знаете?
- Какие виды ресурсов вы изучили?
Отчет по работе:
1.Номер практической работы
2.Наименование практической работы
3. Цель
4. Ход работы
5. Вывод