Автор: Хитрова Лариса Ивановна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой"
Населённый пункт: город Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: план-конспект урока по предмету "Слушание музыки"
Тема: «Отражение образов человека в музыке»
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока по предмету «Слушанию музыки»
Урок проводится с учащимися 2 класса
Тема урока: «Отражение образов человека в музыке»
Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке
Задачи урока:
1) определить формы отражения образа человека в музыке;
2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;
3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном
произведении;
4) расширить музыкальный кругозор учащихся.
Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Преподаватель - Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок по «Слушанию
музыки» будет посвящён раскрытию образов человека в музыке. Давайте
вспомним, какие образы могут отразиться в музыке
Учащиеся - Образы игрушек, сказочные образы, фантастические образы, образы
животных, образы природы, образы любви, музыка в церкви.
Преподаватель - Сегодняшняя тема – особенная. Потому что человек, люди – это
мы с вами. И, по сути дела, на сегодняшнем уроке мы будем изучать самих себя.
2.
Знакомство с человеком. Его облик. Образ – портрет.
Преподаватель - Давайте представим, что мы знакомимся с новым человеком. На
что мы обращаем, прежде всего, внимание?
Учащиеся - На его внешность или по-другому – на его облик.
Преподаватель - Верно. И, когда впоследствии мы вспоминаем этого человека, мы
в своей памяти воссоздаём облик или портрет человека. Такой же портрет может
нарисовать и композитор. Слушая его произведение, мы явно представляем чьё
либо изображение. Такой портрет Девы Марии нарисовал итальянский композитор
16 века Джулио Каччини. (Слушание: «Аве Мария»).
Преподаватель - Какой портрет можно представить с образом Марии? Какой
облик рисует композитор?
Учащиеся - светлый, чистый, умиротворённый, спокойный.
Преподаватель - Какие инструменты аккомпанируют исполнительнице?
Учащиеся - орган.
3. Отображение в музыке рода занятий человека, его профессии.
Преподаватель - Вернёмся к знакомству с человеком. Увидя его облик, мы
начинаем постепенно с ним знакомиться. И можем узнать, к примеру, чем этот
человек занимается в жизни. Какова его профессия. Так, П.И. Чайковский рисует
образ человека через род его занятия в пьесе «Шарманщик поёт» из цикла
«Детский альбом».
Для какого инструмента написан цикл «Детский альбом»?
Учащиеся – фортепиано.
Преподаватель - Многие слушатели, познакомившись с этим циклом П.И.
Чайковского, проникаются к нему особой симпатией и даже сочиняют слова к
пьесам.
Исполнение пьесы «Шарманшик поёт»
4. Изображение человеческой речи в музыкальном произведении.
Преподаватель - Ближе знакомясь с человеком, мы начинаем замечать,
характерные для него особенности. Такой особенностью может стать речь. И
композиторы в своих произведениях очень умело пользуются приёмами
изображения человеческой речи.
Давайте вспомним Оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Кто помнит
содержание и какой номер из оперы мы уже изучали?
Учащиеся – рассказывают сюжет оперы. Изучали «Марш Черномора»
Учащиеся - В этой опере одного из претендентов на руку Людмилы является
Фарлаф. Он встречает на своём пути злую волшебницу Наину, которая обещает
ему устранить Руслана и все лавры победителя достанутся Фарлафу. И в этом
Рондо Фарлаф заранее празднует свою победу.
Прослушивание «Рондо Фарлафа».
Преподаватель - Как можно охарактеризовать речь Фарлафа?
Учащиеся - торопливая, быстрая, суетливая, захлёбывается фразами, без
передышки и остановок.
Преподаватель - Как называется самый низкий мужской голос?
Учащиеся – бас.
Преподаватель – для баса не характерны виртуозные партии в быстром темпе, с
короткими длительностями. Этими средствами композитор старается изобразить
торопливость речи Фарлафа.
5.
Движения человека. Их изображение в музыке.
Преподаватель - Помимо речи человека, мы можем обратить внимание на какие-то
характерные для него движения. Сейчас вы услышите пьесу. Вам нужно её узнать.
Исполнение пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»
Преподаватель - Как называется эта пьеса? Кто автор?
Учащиеся – Д.Кабалевский «Клоуны».
Преподаватель - Какие движения могут делать клоуны под эту музыку?
Учащиеся - жонглирование, кувыркание, кружение.
Преподаватель - Скольких клоунов рисует композитор? Обратить внимание на
игру мажора и минора.
Учащиеся – двое.
6.
Человеческое настроение. Его изменчивость.
Преподаватель - Несмотря на общий характер человека, к примеру, весёлый,
человек может испытывать в течение дня огромное количество самых разных
эмоций. Настроение человека может меняться достаточно часто. Три разных
настроения рисует в небольших пьесах Д.Б.Кабалевский. Мы услышим 3 пьесы,
ваша задача расположить их названия в нужной последовательности на доске.
(Вызвать одного человека к доске, потом результат проверить всем классом).
Преподаватель - Какими же композитор рисует настроение девочки?
В пьесе «Плакса» мелодия двигается вниз. Что изображается композитором такой
мелодией?
Учащиеся – Как будто по щеке скатывается слеза.
Преподаватель - Какое звучание в пьесе «Злюка»?
Учащиеся – Резкое, напряжённое
Преподаватель - В пьесе «Резвушка» какой темп помогает изобразить непоседу?
Учащиеся - Быстрый темп.
7. Обобщение.
Преподаватель - Как композитор рисует образ человека, что он может
изображать?
Учащиеся - Облик, занятие, речь, движение, характер, настроение.
Преподаватель - Вспомните, какие произведения мы слушали, и кто их написал?
Учащиеся – П.И.Чайковский «Шарманщик поёт», Д.Кабалевский «Клоуны»,
«Плакса», «Злюка», «Резвушка».
8. Домашнее задание: - найти в своём репертуаре по специальности
произведение (или вспомнить из, ранее изученных), рисующее образ человека.