Напоминание

"Повышение мотивации на уроках ИЗО"


Автор: Шакуров Денис Александрович
Должность: учитель Изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ СОШ №74
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение мотивации на уроках ИЗО"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему «Повышение мотивации на уроках ИЗО»

Цель

учебного

предмета

«Изобразительное

искусство»

формирование

художественной

культуры

учащихся

как

неотъемлемой

части

культуры

духовной. Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики

имеет

благоприятную

почву

для

того,

чтобы

ребенок

мог

на

уроке

почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению

мотивации к познавательной деятельности в целом. К. Д. Ушинский писал,

что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд,

эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том

числе

и

к

изобразительной,

у

школьников

за

последнее

время

заметно

снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так

происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы

изображения

со

своими

рисунками.

Их

не

всегда

устраивает

конечный

результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность

своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути

отказу от изобразительной деятельности.

Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель

педагога – создать все условия для успешной деятельности.

Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки

изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы

дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с

другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль

(в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться

нового, неожиданного.

Что дает высокая мотивация учения ребенку:

·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

·Повышение собственной значимости;

·Признание учителей и сверстников;

·Развитие творческих способностей;

·Гордость собой и своими успехами;

·Статус успешного человека.

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать

то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной

жизни?

Уроки

изобразительного

искусства

должны

быть

наиболее

разнообразными

и

современно-технологичными,

а

не

представлять

собой

стандартный

школьный

урок.

Большое

значение

для

проведения

современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства

является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства

может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки,

урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или

ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки,

панорама.

На

уроках

вводится

игровая

драматургия

по

изучаемой

теме,

прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения уроков:

Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по

знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с

их

ландшафтами.

На

таком

уроке

учащиеся

знакомятся

с

культурным

наследием

своего

города,

страны,

других

стран,

через

архитектуру

и

скульптуру

они

узнают

новые

имена

архитекторов

и

скульпторов.

Примерами

таких

уроков

могут

быть

уроки

в

7

классе

по

темам

«Крупнейшие

музеи

изобразительного

искусства

и

их роль

в

культуре»,

«Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка»

.На уроках связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем

эскизы архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводится

беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты

построек. Здесь же проводится словарная работа.

Урок

репортаж

с

выставки.

Данный

урок

проводится

после

урока

виртуального

путешествия,

где

используется

предварительное

домашнее

задание.

Учащиеся

подготавливают

репортаж

в

форме

сообщения

или

презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками,

фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного

домашнего

задания

или

вместе

с

детьми

на

уроке,

по

заготовленным

учителем

репродукциям

картин

на

определенную

тему,

предметов

декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером

такого урока может быть урок по теме «Пейзаж – настроение. Природа и

художник»

в

6

классе,

на

котором

можно

раскрыть

образный

и

содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»

Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или

работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов,

стилей

изобразительного

искусства,

знание

художников

и

их

картин,

показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки,

литературы.

Ребята

отвечают

на

вопросы

подготовленные

учителем,

выполняют

определенные

задания,

а

для

командных

викторин

самостоятельно

заготавливают

вопросы.

Один

из

таких

уроков

можно

провести в 5 классе как итоговый урок «Народные промыслы».

Урока

-

игра.

Здесь

учащиеся

становятся

дизайнерами,

художниками

-

оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходил

урок

в

5

классе

«Русский

костюм

и

современная

мода».

Учащиеся

с

удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.

Уроки-конкурсы:

на

уроках

ведется

опрос

в

игровой

соревновательной

форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический,

практический. Пример такого урока – урок в 6 классе по теме «Жанры в

изобразительном искусстве».

Уроки-познания:

учащиеся

пополняют

свой

багаж

новыми

знаниями,

терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-знакомства

с

различными

техниками

рисования

том

числе

нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование

пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и

прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя

фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям

познавать

окружающую

действительность,

развивать

наблюдательность,

научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие

возможности ребенка.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в

школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для

родителей, на праздники и т.д.

Периодическая

организация

выставок

дает

детям

возможность

заново

увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на

уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и

друзей,

применяются

в

оформлении

школы

и

становятся

прекрасным

ее

украшением.

На

занятиях

ИЗО

происходит

освоение

учениками

различных

художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани,

пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых

художественных

материалов

для

обогащения

творческого

процесса:

разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной

структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить

диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная

смена

художественных

материалов,

овладение

их

выразительными

возможностями.

Многообразие

видов

деятельности

и

форм

работы

с

учениками

стимулирует

их

интерес

к

предмету,

изучению

искусства

и

является необходимым условием формирования личности ребенка.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в

жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он

должен

быть

каждый

раз

новым,

непохожим

на

предыдущий,

с

особой

эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого

слова,

ярких

диалогов

с

учениками,

музыки,

зрительных

образов,

поэтического

текста,

игровых

ситуаций,

использования

компьютерных

программ.

Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать

индивидуальные,

групповые,

коллективные,

игровые

формы

работы,

выстраиваю

систему

уроков

таким

образом,

чтобы

учащиеся

могли

оригинально

мыслить,

многое

делать

своими

руками,

предлагать

нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться

нового и неожиданного.

Не

буду

останавливаться

на

важности

проведения

интегрированных

уроков,

хочется

только

отметить,

что

при

интеграции

уроков

ИЗО

происходит

использование

потенциала

нескольких

учебных

дисциплин,

открываются

дополнительные

возможности

для

решения

учебных

и

воспитательных

задач,

уплотнение

количества

информации

в

уроке

и

мыслительной

деятельности

учеников

по

усвоению

этой

информации.

Пример такого урока – «Русская матрешка» (изо + рус. язык), на котором

дети узнали об истории русской матрешки, выполнили рисунки и написали

мини-сочинения по теме.

Интересна

и,

на

мой

взгляд

актуальна,

такая

проблема

как

развитие

познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно –

коммуникационных

технологий.

Процесс

обучения

изобразительному

искусству

школьников

может

быть

эффективным,

познавательным

и

интересным

если

при

объяснении

определенных

тем

будет

использован

компьютер.

За

годы

работы

у

меня

накопилось

много

презентаций

по

различным

темам,

которые

я

создала

сама

или

мои

ученики.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения

мотивации к занятию творчеством обучающихся.

Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и

принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы

смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек

не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе

перед

низкой

оценкой.

Формирование

мотивации

-

это,

прежде

всего,

создание

условий

для

появления

внутренних

побуждений

к

учению,

осознания

их

самими

учащимися

и

дальнейшего

саморазвития

мотивационной сферы.



В раздел образования