Автор: Шакуров Денис Александрович
Должность: учитель Изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ СОШ №74
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение мотивации на уроках ИЗО"
Раздел: начальное образование
Статья на тему «Повышение мотивации на уроках ИЗО»
Цель
учебного
предмета
«Изобразительное
искусство»
–
формирование
художественной
культуры
учащихся
как
неотъемлемой
части
культуры
духовной. Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики
имеет
благоприятную
почву
для
того,
чтобы
ребенок
мог
на
уроке
почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению
мотивации к познавательной деятельности в целом. К. Д. Ушинский писал,
что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд,
эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том
числе
и
к
изобразительной,
у
школьников
за
последнее
время
заметно
снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так
происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы
изображения
со
своими
рисунками.
Их
не
всегда
устраивает
конечный
результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность
своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути
–
отказу от изобразительной деятельности.
Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель
педагога – создать все условия для успешной деятельности.
Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки
изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы
дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с
другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль
(в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться
нового, неожиданного.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
·Повышение собственной значимости;
·Признание учителей и сверстников;
·Развитие творческих способностей;
·Гордость собой и своими успехами;
·Статус успешного человека.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать
то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной
жизни?
Уроки
изобразительного
искусства
должны
быть
наиболее
разнообразными
и
современно-технологичными,
а
не
представлять
собой
стандартный
школьный
урок.
Большое
значение
для
проведения
современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства
является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства
может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки,
урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или
ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки,
панорама.
На
уроках
вводится
игровая
драматургия
по
изучаемой
теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Примеры проведения уроков:
Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по
знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с
их
ландшафтами.
На
таком
уроке
учащиеся
знакомятся
с
культурным
наследием
своего
города,
страны,
других
стран,
через
архитектуру
и
скульптуру
они
узнают
новые
имена
архитекторов
и
скульпторов.
Примерами
таких
уроков
могут
быть
уроки
в
7
классе
по
темам
«Крупнейшие
музеи
изобразительного
искусства
и
их роль
в
культуре»,
«Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка»
.На уроках связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем
эскизы архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводится
беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты
построек. Здесь же проводится словарная работа.
Урок
–
репортаж
с
выставки.
Данный
урок
проводится
после
урока
–
виртуального
путешествия,
где
используется
предварительное
домашнее
задание.
Учащиеся
подготавливают
репортаж
в
форме
сообщения
или
презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками,
фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.
Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного
домашнего
задания
или
вместе
с
детьми
на
уроке,
по
заготовленным
учителем
репродукциям
картин
на
определенную
тему,
предметов
декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером
такого урока может быть урок по теме «Пейзаж – настроение. Природа и
художник»
в
6
классе,
на
котором
можно
раскрыть
образный
и
содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»
Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или
работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов,
стилей
изобразительного
искусства,
знание
художников
и
их
картин,
показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки,
литературы.
Ребята
отвечают
на
вопросы
подготовленные
учителем,
выполняют
определенные
задания,
а
для
командных
викторин
самостоятельно
заготавливают
вопросы.
Один
из
таких
уроков
можно
провести в 5 классе как итоговый урок «Народные промыслы».
Урока
-
игра.
Здесь
учащиеся
становятся
дизайнерами,
художниками
-
оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходил
урок
в
5
классе
«Русский
костюм
и
современная
мода».
Учащиеся
с
удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.
Уроки-конкурсы:
на
уроках
ведется
опрос
в
игровой
соревновательной
форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический,
практический. Пример такого урока – урок в 6 классе по теме «Жанры в
изобразительном искусстве».
Уроки-познания:
учащиеся
пополняют
свой
багаж
новыми
знаниями,
терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-знакомства
с
различными
техниками
рисования
(в
том
числе
нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование
пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и
прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя
фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям
познавать
окружающую
действительность,
развивать
наблюдательность,
научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие
возможности ребенка.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в
школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для
родителей, на праздники и т.д.
Периодическая
организация
выставок
дает
детям
возможность
заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и
друзей,
применяются
в
оформлении
школы
и
становятся
прекрасным
ее
украшением.
На
занятиях
ИЗО
происходит
освоение
учениками
различных
художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани,
пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых
художественных
материалов
для
обогащения
творческого
процесса:
разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной
структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить
диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная
смена
художественных
материалов,
овладение
их
выразительными
возможностями.
Многообразие
видов
деятельности
и
форм
работы
с
учениками
стимулирует
их
интерес
к
предмету,
изучению
искусства
и
является необходимым условием формирования личности ребенка.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в
жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он
должен
быть
каждый
раз
новым,
непохожим
на
предыдущий,
с
особой
эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого
слова,
ярких
диалогов
с
учениками,
музыки,
зрительных
образов,
поэтического
текста,
игровых
ситуаций,
использования
компьютерных
программ.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать
индивидуальные,
групповые,
коллективные,
игровые
формы
работы,
выстраиваю
систему
уроков
таким
образом,
чтобы
учащиеся
могли
оригинально
мыслить,
многое
делать
своими
руками,
предлагать
нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться
нового и неожиданного.
Не
буду
останавливаться
на
важности
проведения
интегрированных
уроков,
хочется
только
отметить,
что
при
интеграции
уроков
ИЗО
происходит
использование
потенциала
нескольких
учебных
дисциплин,
открываются
дополнительные
возможности
для
решения
учебных
и
воспитательных
задач,
уплотнение
количества
информации
в
уроке
и
мыслительной
деятельности
учеников
по
усвоению
этой
информации.
Пример такого урока – «Русская матрешка» (изо + рус. язык), на котором
дети узнали об истории русской матрешки, выполнили рисунки и написали
мини-сочинения по теме.
Интересна
и,
на
мой
взгляд
актуальна,
такая
проблема
как
развитие
познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно –
коммуникационных
технологий.
Процесс
обучения
изобразительному
искусству
школьников
может
быть
эффективным,
познавательным
и
интересным
если
при
объяснении
определенных
тем
будет
использован
компьютер.
За
годы
работы
у
меня
накопилось
много
презентаций
по
различным
темам,
которые
я
создала
сама
или
мои
ученики.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными
технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения
мотивации к занятию творчеством обучающихся.
Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и
принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы
смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек
не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе
перед
низкой
оценкой.
Формирование
мотивации
-
это,
прежде
всего,
создание
условий
для
появления
внутренних
побуждений
к
учению,
осознания
их
самими
учащимися
и
дальнейшего
саморазвития
мотивационной сферы.