Автор: Лимонова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №12
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему:
«Театрализованная деятельность с детьми
старшей группы»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем
помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить
театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в
детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или
литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют
нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря
театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Театральная деятельность и
развитие творческих способностей человека составная часть социально –
экономических и духовных направлений современного общественного
устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать,
изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте,
индивидуальном и общественном.Театрализованная деятельность помогает
ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в
детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр
помогает ребенку развиваться всесторонне.
Основная часть
При систематическом проведении игры драматизация и обеспечении ее
целенаправленным руководством у детей старше – подготовительной группы
сформируется интерес к игре драматизации, общению со сверстниками и
взрослыми.
Цель:
- формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать
развитию творческих качеств детей старше – подготовительной группы
средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности. Содействовать
гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Задачи:
- развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со
взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения.
- формировать у детей театрально-творческие способности, навыки
театральной культуры;
- создать условия для развития творческой активности детей;
- пополнить и активизировать словарь детей;
- заинтересовать детей в изготовлении атрибутов (маска) к спектаклю.
- повышение доверия к педагогам.
Формы организации детей по ознакомлению со сказкой:
• включение сказочного материала в занятия по изобразительной
деятельности детей в качестве художественного слова;
• использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего
мира в качестве иллюстративного материала;
• включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в
физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки,
физкультурные досуги и праздники.
• использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной
деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной
художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом
деятельности;
• организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий,
занятий праздников на материале сказок;
• широкое использование произведений сказочного жанра в процессе
ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной
жизни и на специально организованных занятиях;
Оборудование: шапочки/маски: мышки, лягушки, зайца, лисички, волка,
медведя.
Роли: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-
сестричка, волчок-серый бочек, медведь-косолапый.
Предварительный этап: Чтение сказки «Теремок». Рассматривание
иллюстраций, изготовление шапочек, декораций.
Ход игры: - Дети, давайте вспомним сказку «Теремок». Какие герои жили в
этой сказке? -Посмотрите у меня в руках герой из этой сказки. -Кто это? -Кто
подбегал к теремку?
Воспитатель берет на себя роль автора.
- Дети, я буду рассказывать сказку, а вы показывать.
Распределение ролей. Обыгрывание сказки.
- Кто у нас будут мышкой, надеваю шапочку. Обозначаю роль словом.
-… у нас мышка. - Кто у нас будет лягушкой? - Лягушкой у нас …. (надеваю
шапочку). Так распределяю все роли.
В: - Сказка начинается!
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок,
остановилась и спрашивает:
М: – Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла
мышка в теремок и стала там жить.
В: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Л: – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
М: – Я, мышка-норушка! А ты кто?
Л: – А я лягушка-квакушка.
М: – Иди ко мне жить!
В: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
В: Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
З: – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
М: – Я, мышка-норушка!
Л: – Я, лягушка-квакушка!
М.Л: – А ты кто?
З: – А я зайчик-побегайчик.
М.Л: – Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
В: Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Лис.: – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
М: – Я, мышка-норушка.
Л: – Я, лягушка-квакушка.
З: – Я, зайчик-побегайчик.
Вместе: – А ты кто?
Лиса.: – А я лисичка-сестричка.
Вместе: – Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они
вчетвером жить.
В: Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
В-к. – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
М: – Я, мышка-норушка.
Л: – Я, лягушка-квакушка.
З: – Я, зайчик-побегайчик.
Лиса: – Я, лисичка-сестричка.
Вместе: – А ты кто?
В-к.: – А я волчок-серый бочок.
Вместе. – Иди к нам жить!
В: Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут,
песни поют. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок,
услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
М: – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
М: – Я, мышка-норушка.
Л: – Я, лягушка-квакушка.
З: – Я, зайчик-побегайчик.
Лиса.: – Я, лисичка-сестричка.
В-к.: – Я, волчок-серый бочок.
Вместе.: – А ты кто?
М: – А я медведь косолапый.
Вместе: – Иди к нам жить!
В:Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и
говорит:
М: – А я лучше у вас на крыше буду жить.
Вместе: – Да ты нас раздавишь.
М: – Нет, не раздавлю.
Вместе: – Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся – трах! –
развалился теремок.
В: Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него
выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-
сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы.
Заключение
Вывод:
Ожидаемые результаты:
- дети научатся инсценировать с помощью педагога знакомую сказку;
- дошкольники получат представление о театре и театральной культуре;
- у детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой
деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
- научатся импровизировать образы сказочных героев, используя различные
средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими
детьми в ходе спектакля;
- умение свободно держаться на сцене;
- дети станут дружнее, зародится чувство партнерства;
- повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся
сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!