Автор: Солод Елена Александровна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3
Населённый пункт: Краснодарский край, ст.Кущёвская
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: "Конфликты среди детей дошкольного возраста" (круглый стол, решение педагогических ситуаций)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3
Семинар - практикум
«
Конфликты среди детей дошкольного
»
возраста
(круглый стол, решение педагогических ситуаций).
Цель:
помочь
воспитателям
детского
сада
найти
способы
адекватного
регулирования
и
предотвращения
конфликтных
ситуаций
между
детьми
дошкольного возраста.
Задачи:
-Развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском
коллективе.
-Формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Материалы: 3 любых предмета (игрушки), верёвка, шарф, 2 мяча, 2 книги, 2
стула.
ХОД семинара.
Слайд 1
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он
является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время
в
общении
ребенка
со
сверстниками
возникают
довольно
сложные
взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в
ссоре, которой нельзя избежать.
Слайд2
Вопросы для педагогов:
Что такое конфликт?
Конфликт - противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-
за несовпадения их взглядов, интересов, установок стремлений.
Конфликт между детьми - следствие их неумения строить отношения
друг с другом в ходе совместной деятельности или игры.
Что такое конфликтность?
Конфликтность - вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность
вступить в конфликт, агрессивно-оборонительный стиль поведения.
Слайд3
Какие вы знаете разрушительные эмоции?
Разрушительные эмоции: гнев, злоба, агрессия - чувства разрушительные.
Разрушают и самого человека, и его психику, и здоровье, и взаимоотношения с
людьми.
Слайд 4
Вопросы педагогам:
Какие вы знаете способы решения конфликтных ситуаций?
Способы решения конфликтных ситуаций:
1 Конкуренция (соревнование) – предполагает сосредоточение внимания только на
своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
2 Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого
человека в ущерб собственным.
3 Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
4 Сотрудничество - удовлетворение интересов обоих сторон.
2
5 Избегание (уклонение)- человек уходит от конфликта без попытки решить его.
Слайд 5
Кто в детском коллективе часто провоцирует конфликтные ситуации?
Это трудные или конфликтные дети:
Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают.
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются.
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень
сложно.
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются.
Всезнайки – считают себя выше, умнее других.
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться.
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас.
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика.
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Слайд6
С какими причинами конфликтов вы сталкивались?
Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:
1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали
или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек,
игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за
того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.
3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто
именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.
4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу
разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную
или, наоборот, малопривлекательную роль.
5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками,
игровыми предметами и атрибутами.
6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким
образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи
и каковы будут действия тех или иных персонажей.
7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно
или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Какие вы знаете способы решения конфликтов детей?
3
Слайд 7
Игровые способы решения конфликтов:
Считалки.
Дразнилки.
Мирилки.
Шуточные стихи.
Игровые ситуации.
Игры примирения.
Игры с педагогами.
Игровые способы решения конфликтов:
«Мирилки»:
***
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
***
Солнце
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
«Считалки»:
Ссориться не будем
Ссориться не будем,
Будем мы дружить
Клятву не забудем,
Пока будем жить.
***
Хватит нам уже сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
«Отговорки на дразнилки»
Впрочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка:
*Обзывалки, словно галки,
Встрепенулись и к тебе вернулись!
*Обзывайся, обзывайся,
Без подружек оставайся!
*Обзывайся, хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет!
*Обзывайся, обзывайся,
Как лягушка раздувайся!
Ква-ква, ква-ква -
Вот и все твои слова!
«Минутки дружбы»
«Да – да- да, нет – нет - нет»:
4
Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают.
Сильные руки бросятся в драку? (Нет-нет-нет!)
Добрые руки погладят собаку? (Да-да-да!)
Умные руки умеют играть? (Да-да-да!)
Добрые руки будут обижать? (Нет-нет-нет!)
Ласковые руки умеют лечить? (Да-да-да!)
Сильные руки будут дразнить? (Нет-нет-нет!)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да!)
«Наши руки».
Дети стоят в кругу, воспитатель читает стихотворение.
Что за чудо - чудеса?
Раз - рука и два – рука!
Вот ладошка левая!
Вот ладошка правая!
И скажу вам, не тая:
Руки всем нужны друзья!
Если вы кого-то обидели и хотите извиниться, можете сказать:
«Не сердись, улыбнись,
Крепче за руки возьмись.
Ты меня извини
И обиды не держи!»
Упражнение «Слепой, и поводыри»
Цель: показать, что для эффективного разрешения конфликтных ситуаций между
детьми, необходима поддерживающая помощь взрослого.
Содержание. К одному участнику привязываем 4 нитки и 4 участника за них
берутся. Центральному участнику завязываем глаза. В помещении прячем 3
предмета, участникам игры нужно их найти (любыми способами договариваясь
куда пойдут).
Во
второй
раз
у
центрального
участника
глаза
открыты,
и
он
самостоятельно ищет предметы вместе с другими 4-мя участниками.
Обсуждение. После успешного завершения игры слушатели обсуждают по кругу,
легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему, был ли в команде
человек, который взял на себя ответственность за всех? Каждая группа описывает
свои ощущения.
Затем тренер объясняет участникам, что им была смоделирована ситуация,
напоминающая процесс обучения разрешению конфликтной ситуации.
Упражнение «Взрослые и дети»
Цель: показать, что для эффективного разрешения конфликтных ситуаций между
детьми, необходима поддерживающая помощь взрослого.
Содержание. Для проведения этого упражнения тренер должен подготовиться –
подобрать книги и мячи. Участникам желательно разбиться по 3 человека.
Каждый участник берется рукой за угол книги. Тренер кладет мячик на книгу и
просит всех участников донести мяч, не уронив его, до стула у противоположной
5
стены. Участвуют все, нельзя бросить книгу и выйти из игры по своему
усмотрению. Если мяч падает, группа начинает передвижение из исходной точки.
Обсуждение. После успешного завершения игры слушатели обсуждают по кругу,
легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему, был ли в команде
человек, который взял на себя ответственность за всех? Каждая группа описывает
свои ощущения.
Затем тренер объясняет участникам, что им была смоделирована ситуация,
напоминающая процесс разрешения конфликтной ситуации.
Упражнение «Два барана», направленное на снижение агрессивности.
Помните: «Рано – рано два барана повстречались на мосту?» Разбейтесь на
пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упирайтесь
ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не
сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – проиграл. Можно издавать звуки
«Бе – е – е». Во время игр с детьми следите, чтобы «бараны» не расшибли
себе лбы.
Упражнение «Возьмите себя в руки» на снятие психоэмоционального
напряжения.
Когда вы будете проводить это упражнение с детьми, им нужно сказать:
«Как
только ты почувствуешь, что хочется кого – то стукнуть, что – то кинуть,
есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти
и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». А теперь
давайте попробуем и мы выполнить это упражнение. Представьте себе, что
вас обидели и вам хочется сделать что – то неприятное обидчику или еще
кому – нибудь. Примите позу выдержанного человека. Что вы чувствуете?
Идет обсуждение.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации
в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.
Ситуация 1
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро
реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже
драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу? Воспитатель рассказывает, как пользоваться
чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде
чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно
предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее
оговоренное количество времени. Детей нужно поддержать, если они переживают
отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также
нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто
не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него
6
сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки,
которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.
Ситуация 2 Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно
отреагировать при возникновении конфликтной ситуации.
Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт из-за
домашних игрушек. «Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут
потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать
перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно
обеспечить соблюдение режима дня. «Ты плохо себя ведешь — отнеси игрушки
в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка. «Отдай игрушку,
Дима — твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует
к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт. Во всех приведенных
ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка.
Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.
Как
вести
себя
педагогу?
Нужно
акцентировать
внимание
детей
на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед
уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует
проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при
потере игрушки. Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они
вкладывают в эти понятия. При появлении нежелательных реакций нужно
разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или
опыта, то можно обратиться к другому педагогу, педагогу-психологу, пройти
курсы повышения квалификации.
Ситуация 3 Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда
потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или
подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти
игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны
собираться на прогулку.
Как вести себя педагогу? Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше
обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить
у родителей,
как
они
организовывают
обхождение
с домашней
игрушкой
на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский
сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что
педагог
не может
отвечать
за сохранность
игрушки.
Важно
сохранять
доброжелательность
и корректно
объяснить
пределы
ответственности
воспитателя.
Ситуация 4
Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют
возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор?
7
Рекомендую при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне
садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может
быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.
Слайд 8
Успешность ребёнка в общении со сверстниками – важный фактор его
социализации,
который
оказывает
влияние
на
развитие
личности,
результативность обучения, на психологическое здоровье в целом.
Слайд 9
Необходимо
обсуждать
с
детьми
реальные
конфликтные
ситуации.
Совместное с детьми обсуждение конфликтных проблем способствует выработке
у них умения самостоятельно налаживать взаимоотношения со сверстниками,
даёт чувство уверенности, формирует положительную самооценку и уважение к
другому человеку.
Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Обсуждая ситуацию
конфликта, взрослый должен вести себя не как судья, а как помощник. Помогая
детям увидеть в сверстниках не противников, а партнеров по игре, обучит
оказывать и принимать поддержку сверстников.
Таким образом дети научатся выстраивать устойчивые, продуктивные
взаимоотношения со сверстниками. Научатся не доводить свои взаимоотношения
до конфликта. А если уж случится - научить выходить из него с минимальными
потерями.
Слайд 10
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
Любите себя и не позволяйте злости вырываться наружу!
Спасибо за внимание!
8