Создание условий для формирования предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ соответствующей ФГОС
Автор: Савинская Светлана Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2044 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Статья Тема: Создание условий для формирования предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ соответствующей ФГОС Раздел: дошкольное образование
Создание условий для формирования предметно-
пространственной развивающей среды в ДОУ
соответствующей ФГОС.
Современная ситуация в сфере дошкольного образования ставит
педагога в принципиально новые условия, для которых характерна
регламентация деятельности, значительное расширение информационного
поля, модернизация социальных функций педагога, развитие
индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность
применения профессиональных качеств.
Оценочная деятельность воспитателя ДОУ является одним из
современных направлений его педагогической деятельности и в современной
психолого-педагогической литературе изучена недостаточно, необоснованны
основные компоненты, нет глубокого теоретического основания.
Формирование предметно-развивающей среды является одним из
важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного
пространства для детей дошкольного возраста, в особенности в старшем
дошкольном возрасте.
В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и
содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве
предметно - пространственной среды. Возможны разные конкретные
варианты при условии, что учитываются возрастные особенности и
специфика обучающихся детей, так как современные ДОУ располагают
разными возможностями для организации предметно – пространственной
среды.
Во-первых, это характер самих помещений (типовые здания детских
садов или приспособленные помещения), их площадь, комплектующее
оборудование, материалы. Во-вторых, это возрастные группы, которые
различаются по составу детей, их количеству, уровню развития,
преобладанию мальчиков и девочек, интересы которых должны быть учтены.
Таким образом, предметно – пространственная среда – составная часть
развивающей среды дошкольного детства. Прежде всего, это «среда
обитания» дошкольника, то есть группа, в которой он находится большую
часть времени пребывания в детском саду, где можно реализовать
собственные потребности и интересы.
Можно выделить три основные группы требований, которые
учитываются при организации предметно-пространственной среды:
Нормативно и программно-методические требования.
Психолого-педагогические требования, исходящие из общих возрастно-
психологических тенденций развития и учитывающие современное
движение к гуманизации (личностно ориентированного)
образовательного процесса и самоценности дошкольного детства.
Соответствие нормам СанПиН для дошкольных образовательных
организаций.
В ФГОС ДО перечислены требования к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
определены требовании к предметно-развивающей среде
образовательного учреждения (группы), которая должна быть:
Содержательно-насыщенной, соответствующей возрастным
возможностям детей, предусматривающей разнообразие тематики
материалов и оборудования и активности воспитанников во
взаимодействии с предметным окружением (в соответствие с
программными требованиями)
Трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений
предметно-пространственной среды, позволяющих по ситуации
вынести на первый план ту или иную функцию пространства
Полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех
составляющих воспитательно-образовательного процесса и
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметно-пространственной среды
Вариативной, предполагающей наличие в группе различных
пространств для специфических видов детской деятельности и
разнообразие игрового оборудования и материалов, обеспечивающее
игровой замысел детей, периодическую сменяемость и появление
новых предметов
Доступной, предполагающей в том числе нахождение детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Безопасной, предполагающей соответствие предметно-
пространственной среды всем требованиям по обеспечению
надежности и безопасности ее использования
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения
центров в группе детского сада. При этом следует учитывать
комплементарность и взаимообогащение видов деятельности. Мы предлагаем
организовать центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности,
включающий в себя книжный уголок, игры и оборудование для развития речи
и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр познания, куда
входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с
соответсвующим оборудованием и материалами, центр строительно –
конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно –
оздоровительный центр. В ряде случаев, в зависимости от возраста детей и
вида учреждения, можно оформить центр кулинарии и ручного труда,
манипулятивный центр , в рамках которого происходит овладение культурно
фиксированными способами употребления предметов, центры развития
моторики и сенсорного развития. Важно, чтобы создаваемые центры
строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к
исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При
этом воспитатели:
Ориентируются на зону актуального развития и проектируют
зону ближайшего развития каждого ребенка
Формулируют обстановку и предоставляют материалы для
развития
Ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели
развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности
каждого
Поддерживают в детях самостоятельность, естественную
любознательность, инициативу, активности и освоение окружающей
действительности
Полноценное развитие дошкольника возможно только в том случае,
если все виды его деятельности осуществляются не на вербальном уровне, а с
использованием предметной среды. В разных группах наборы центров могут
быть различными, однако основные есть практически везде, в каждом из них
содержится достаточное количество материалов и оборудования для
исследования и игры.
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой
возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь
отличительные признаки, а именно:
Для детей третьего года жизни – это достаточно большое
пространство для удовлетворения потребностей в активном движении
Для детей четвертого года жизни – это насыщенный центр
сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами
Для детей пятого года жизни необходимо учесть их потребность
в игре со сверстниками и особенность уединяться
Для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить
детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей
предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с
учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она
организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и
изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Использование интегративной предметно-развивающей среды в работе
педагога по реализации проекта «Пернатые – наши друзья»
Виды деятельности
(согласно ФГОС)
Центры активности
Элементы предметной
среды
Игровая
Центр сенсорного
развития
Центр «Мы познаем
мир»
Мини-музей «Мир
птиц»
Центр сюжетных игр
Центр настольных игр
«Любознайка»
Наборы для сюжетно-
ролевых игр: «У
бабушки в деревне»,
«Птичий двор»,
«Зоопарк»,
«Птицеферма» и т.д.
Дидактические и
настольно-печатные
игры: «Что за птица?»,
«Четвертый лишний»,
«Узнай по голосу»,
«Зоологическое лото»,
«Кто где живет?», «Что
будет, если?..», «Где чей
дом?» и др.
Коммуникативная
Центр сенсорного
развития
Центр речи и
грамотности
«Юный оратор»
Мини-музей «Мир
птиц»
Наборы предметных и
сюжетных картинок о
птицах, иллюстрации,
репродукции
художников, альбомы
«Птицы России»,
«Перелетные птицы»
Мини-скульптуры птиц,
экологическая карта
«Птицы нашей Земли»
Самообслуживание и
элементарный бытовой
труд (в помещении и на
улице)
Центр творчества
«Мастерская
Самоделкина»
Наборы для творчества:
«Экзотический базар»,
«Скульптор»
Познавательно-
Центр науки
Наборы: «Пазлы»,
исследовательская
«Лаборатория
исследователя»
Коллекционерная
Мини-музей «Мир
птиц»
Центр настольных игр
«Любознайка»
«Фотогалерея о
птицах», «Яйцо-
растущий птенец»,
«Игрушки-птицы для
игр с водой»,
«Коллекции перьев, яиц,
птичьих следов»,
«Пиктограммы-
строение птицы»,
«Микроскоп, лупа»
Изобразительная
Центр творчества
«Мастерская
Самоделкина»
Наборы для детского
творчества: глина,
песок, краски, бросовый
и природный материал,
трафареты, раскраски,
пластилин, тесто и др.
Музыкальная
Центр музыки
«Музыкальный салон»
«Страна Театралия»
Центр литературы
«Мини-библиотека»
Игрушечные
музыкальные
инструменты,
свистульки-птички,
аудиозаписи «Голоса
птиц в лесу, на закате, в
джунглях»,
произведения
композиторов-
классиков, о птицах,
атрибуты и декорации к
театральным
спектаклям по сказкам о
птицах..
Восприятие
художественной
литературы и фольклора
Центр литературы
«Мини-библиотека»
Сборники стихов поэтов
о птицах, сказки,
рассказы, Библиотека
«Наши пернатые
друзья»
Конструирование из
разного материала
включая конструкторы ,
модули, бумагу,
природный и иной
материал
Центр строительно-
конструктивных игр
Бросовый и природный
материал, наборы Лего,
крупный и мелкий
конструктор. Набор по
методике Урадовских.
Двигательная
Центр движения
Наборы, атрибуты для
подвижных игр
«Воробушки и
автомобиль», «Птицы
птенчики», «Коршун и
наседка» и др.
Таблица наглядно демонстрирует использование интегративного
подхода и его применение в практике работы воспитателя по формированию
предметно-развивающей образовательной среды. Согласно ФГОС выделены
основные виды деятельности дошкольника (графа 1); определены центры
активности с учетом деятельностного подхода к организации
образовательного процесса (графа 2); конкретизированы элементы
предметной среды (графа 3). Достижение поставленных целей происходит
через освоение различных образовательных областей и смену видов
деятельности, реализованных в разных центрах активности детей.
Таким образом, формирование предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении с учетом интеграции обеспечивает
синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и
формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе
воспитания и непосредственно образовательной деятельности в условиях
ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые
функции и осуществлять взаимодействия педагога, ребенка, родителей.
Интеграция позволяет раскрыться каждому ребенку в совместной
деятельности, найти применение своих способностей в создании
коллективного и индивидуального творческого продукта.