Напоминание

Создание условий для формирования предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ соответствующей ФГОС


Автор: Савинская Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2044
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для формирования предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ соответствующей ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий для формирования предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ соответствующей ФГОС.
Современная ситуация в сфере дошкольного образования ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерна регламентация деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. Оценочная деятельность воспитателя ДОУ является одним из современных направлений его педагогической деятельности и в современной психолого-педагогической литературе изучена недостаточно, необоснованны основные компоненты, нет глубокого теоретического основания. Формирование предметно-развивающей среды является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей дошкольного возраста, в особенности в старшем дошкольном возрасте. В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно - пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитываются возрастные особенности и специфика обучающихся детей, так как современные ДОУ располагают разными возможностями для организации предметно – пространственной среды. Во-первых, это характер самих помещений (типовые здания детских садов или приспособленные помещения), их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Во-вторых, это возрастные группы, которые различаются по составу детей, их количеству, уровню развития, преобладанию мальчиков и девочек, интересы которых должны быть учтены. Таким образом, предметно – пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Прежде всего, это «среда обитания» дошкольника, то есть группа, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду, где можно реализовать собственные потребности и интересы.
Можно выделить три основные группы требований, которые

учитываются при организации предметно-пространственной среды:
 Нормативно и программно-методические требования.
 Психолого-педагогические требования, исходящие из общих возрастно- психологических тенденций развития и учитывающие современное движение к гуманизации (личностно ориентированного) образовательного процесса и самоценности дошкольного детства.  Соответствие нормам СанПиН для дошкольных образовательных организаций.
В ФГОС ДО перечислены требования к условиям реализации

основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

определены требовании к предметно-развивающей среде

образовательного учреждения (группы), которая должна быть:
 Содержательно-насыщенной, соответствующей возрастным возможностям детей, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением (в соответствие с программными требованиями)  Трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства  Полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды  Вариативной, предполагающей наличие в группе различных пространств для специфических видов детской деятельности и разнообразие игрового оборудования и материалов, обеспечивающее игровой замысел детей, периодическую сменяемость и появление новых предметов  Доступной, предполагающей в том числе нахождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов  Безопасной, предполагающей соответствие предметно- пространственной среды всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности ее использования Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплементарность и взаимообогащение видов деятельности. Мы предлагаем организовать центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок, игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр познания, куда
входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответсвующим оборудованием и материалами, центр строительно – конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно – оздоровительный центр. В ряде случаев, в зависимости от возраста детей и вида учреждения, можно оформить центр кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр , в рамках которого происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов, центры развития моторики и сенсорного развития. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к

исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При

этом воспитатели:
 Ориентируются на зону актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка  Формулируют обстановку и предоставляют материалы для развития  Ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого  Поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активности и освоение окружающей действительности Полноценное развитие дошкольника возможно только в том случае, если все виды его деятельности осуществляются не на вербальном уровне, а с использованием предметной среды. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные есть практически везде, в каждом из них содержится достаточное количество материалов и оборудования для исследования и игры. Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:  Для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребностей в активном движении  Для детей четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами  Для детей пятого года жизни необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться
 Для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Использование интегративной предметно-развивающей среды в работе

педагога по реализации проекта «Пернатые – наши друзья»

Виды деятельности

(согласно ФГОС)

Центры активности

Элементы предметной

среды
Игровая Центр сенсорного развития Центр «Мы познаем мир» Мини-музей «Мир птиц» Центр сюжетных игр Центр настольных игр «Любознайка» Наборы для сюжетно- ролевых игр: «У бабушки в деревне», «Птичий двор», «Зоопарк», «Птицеферма» и т.д. Дидактические и настольно-печатные игры: «Что за птица?», «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Зоологическое лото», «Кто где живет?», «Что будет, если?..», «Где чей дом?» и др. Коммуникативная Центр сенсорного развития Центр речи и грамотности «Юный оратор» Мини-музей «Мир птиц» Наборы предметных и сюжетных картинок о птицах, иллюстрации, репродукции художников, альбомы «Птицы России», «Перелетные птицы» Мини-скульптуры птиц, экологическая карта «Птицы нашей Земли» Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Центр творчества «Мастерская Самоделкина» Наборы для творчества: «Экзотический базар», «Скульптор» Познавательно- Центр науки Наборы: «Пазлы»,
исследовательская «Лаборатория исследователя» Коллекционерная Мини-музей «Мир птиц» Центр настольных игр «Любознайка» «Фотогалерея о птицах», «Яйцо- растущий птенец», «Игрушки-птицы для игр с водой», «Коллекции перьев, яиц, птичьих следов», «Пиктограммы- строение птицы», «Микроскоп, лупа» Изобразительная Центр творчества «Мастерская Самоделкина» Наборы для детского творчества: глина, песок, краски, бросовый и природный материал, трафареты, раскраски, пластилин, тесто и др. Музыкальная Центр музыки «Музыкальный салон» «Страна Театралия» Центр литературы «Мини-библиотека» Игрушечные музыкальные инструменты, свистульки-птички, аудиозаписи «Голоса птиц в лесу, на закате, в джунглях», произведения композиторов- классиков, о птицах, атрибуты и декорации к театральным спектаклям по сказкам о птицах.. Восприятие художественной литературы и фольклора Центр литературы «Мини-библиотека» Сборники стихов поэтов о птицах, сказки, рассказы, Библиотека «Наши пернатые друзья» Конструирование из разного материала включая конструкторы , модули, бумагу, природный и иной материал Центр строительно- конструктивных игр Бросовый и природный материал, наборы Лего, крупный и мелкий конструктор. Набор по методике Урадовских. Двигательная Центр движения Наборы, атрибуты для подвижных игр
«Воробушки и автомобиль», «Птицы птенчики», «Коршун и наседка» и др. Таблица наглядно демонстрирует использование интегративного подхода и его применение в практике работы воспитателя по формированию предметно-развивающей образовательной среды. Согласно ФГОС выделены основные виды деятельности дошкольника (графа 1); определены центры активности с учетом деятельностного подхода к организации образовательного процесса (графа 2); конкретизированы элементы предметной среды (графа 3). Достижение поставленных целей происходит через освоение различных образовательных областей и смену видов деятельности, реализованных в разных центрах активности детей. Таким образом, формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом интеграции обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые функции и осуществлять взаимодействия педагога, ребенка, родителей. Интеграция позволяет раскрыться каждому ребенку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.


В раздел образования