Напоминание

Слагаемые Победы


Автор: Стельмах Людмила Хамитовна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: Аргаяшский аграрный техникум
Населённый пункт: Челяб.область Сосновский район с.Долгодеревенское
Наименование материала: Урок Мужества
Тема: Слагаемые Победы
Дата публикации: 03.11.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Урок Мужества:

Слагаемые Победы

Подготовительная работа: подбор литературы по теме, подготовка слайдов,

картин по теме, их размещение, раздача заданий, консультирование чтецов,

приглашение гостей, подготовка сувениров, средства ТСО.

Участники:

Классный руководитель, учащиеся, приглашенные гости,

лаборант ТСО.

План мероприятия

1.

Что в имени для нас твоем?

2.

Суровая реальность.

3.

Шагал фашизм по стране.

4.

О войне написано немало…

5.

Слагаемые Победы.

6.

Это нужно живым.

Ход мероприятия

Прошлое всегда с нами,

и все что мы собой представляем,

все, что мы имеем,

исходит из прошлого.

Мы его творение,

и мы живем, погруженные в него.

Не понимать этого

и не ощущать прошлое,

значит, не понимать настоящее.

Классный руководитель.

Войн в истории России было много. И побед в этих войнах было много. Но

есть в нашем календаре один праздник Победы, который мы празднуем особенно

торжественно. Этот праздник не удалось испортить и подчинить себе ни одной

власти. Это победа над Германией в Великой Отечественной войне или второй

мировой войне.

- Почему «вторая»?

- Почему «мировая»?

- Почему Отечественная?

- Почему Великая?

Учащиеся. Отвечают на вопросы, используя знания из истории. Классный

руководитель направляет, координирует.

- Вторая, потому что была первая мировая.

- Мировая, потому что были задействованы все развитые страны, и от исхода

той войны зависела и их судьба.

- Отечественная война, потому что защищали родину, отечество, свою страну,

свой родной край.

Классный руководитель.

Она на самом деле, вопреки всему, была Великой. Даже уже потому, что

любые значения этой войны были великими. Не большими, не огромными, а

именно великими. Любые события, любые цифры, относящиеся к этой войне,

такие как количество жертв, количество воевавших, количество переселений,

количество захваченных территорий, количество боевых и трудовых подвигов,

длительность войны, были несравнимо высокими. Это одна из трагических и

героических войн двадцатого столетия, которой мы, как нация, имеем безусловное

моральное право, гордиться. Но Великой она стала, прежде всего, по своей сути,

благодаря основному всеобщему подвигу, когда люди сумели не только выстоять

и выжить, но и победить в войне, в которой с самого начала все было обречено на

провал. Почему?

Учащиеся (представляют свои варианты ответов).

Классный руководитель.

Наша страна не была готова к войне, она только вставала на ноги, едва

начиная восстанавливаться после предыдущей разрушительной гражданской

войны. Она не хотела и не собиралась ни с кем воевать. С Германией, тем более, у

нее был договор о ненападении, который эта страна нарушила. Нарушила подло,

низко, просчитав все до мелочей, чтобы застать нас в самый неподходящий

момент. Хотя сама она готовилась к войне очень долго, тщательно, соблюдая

строгую секретность. Такой военной техники, как у Германии в то время, почти не

у кого не было. Такой подготовленной, сытой и одетой, армией мало кто мог

похвастать. Дороги, коммуникации, связь, военная техника, все было на голову

выше многих стран, тем более России. Но, тем не менее, она не объявила нам

войну открыто, а напала так, как нападают трусы, сзади из-за спины.

(Включается запись песни)

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна,

Идет война народная,

Священная война!

Эта песня появилась в самом начале войны.

Надо полагать, как велико было возмущение нашего народа в ответ на такое

вероломство. И потянулись вереницей мужчины и юноши в военкомат,

возмущенные таким предательством, наивно надеясь, очень быстро одолеть врага.

Они тогда и не предполагали, с какой военной машиной встретятся, и что воевать

против этой силы придется часто простым штыком времен гражданской войны,

так как винтовок на всех призывников и добровольцев не хватало. Их в бой

поднимало одно отчаянное желание – остановить врага любой ценой!

Но враг был не прост. Не для того он так долго готовился к войне и строил

грандиозные планы. И, в итоге, практически весь первый призыв и те, кто были в

то время в армии, погибли. Наша армия стала нести колоссальные потери и

отступать, отступать, отступать. Сколько молодых жизней осталось лежать на

земле! Они не только пожить, они и повоевать-то многие не успели! Не суждено

им было вернуться домой, чтобы спокойно жить, работать, учиться, строить дома,

растить детей, заботиться о родителях. Ведь ради этого они и пошли воевать. А в

итоге погибли. Погибли за Родину, за ее свободу, за то, чтобы кто-то смог

прожить так, как хотели и мечтали они.

Учащиеся (исполняют песню, зачитывают стихом или включают запись).

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю,

Что-то с памятью моей стало,

Все, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам впалым,

Для вселенной 20 лет мало,

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: «Я вернусь, мама!»

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены,

Просыпаемся мы, и грохочет над полночью,

Толи гроза, толи эхо прошедшей войны.

Обещает быть весна долгой,

Ждет отборного зерна пашня,

И живу я на земле доброй,

За себя и за того парня.

Я от тяжести такой горблюсь,

Но иначе жить нельзя, если:

Все звучит во мне его голос,

Все звучат во мне его песни.

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены,

Просыпаемся мы, и грохочет над полночью,

Толи гроза, толи эхо прошедшей войны.

Классный руководитель. (Обращается к учащимся за разъяснением смысла

песни).

Учащиеся. (Рассуждают, после чего, вместе с ведущим, рефлектируют итог)

Молодой человек, сумевший прочувствовать состояние погибших на войне

ровесников, проникается ответственностью за свою жизнь, которую просто не

имеет права прожить впустую.

Классный руководитель (продолжает).

В этой страшной войне люди гибли не только в военных действиях. У немцев

был свой, четко разработанный, план по уничтожению нашего народа. Они также

рассчитывали захватить нашу страну не более чем за месяц, и делали все для

этого: сжигали на своем пути целые деревни вместе с жителями, расстреливали

беженцев с самолетов, бомбили города и эшелоны с эвакуированными, угоняли

молодых девушек и детей в Германию для различных работ, а пленных и людей

еврейской национальности, увозили в концлагеря. Концлагеря или лагеря смерти –

это отдельная, жутко страшная, страница этой суровой войны. То, что делали там

с людьми, не укладывалось в сознании любого нормального человека. Там людей

морили голодом, использовали на тяжелых работах, душили в газовых камерах,

сжигали в специальных печах – и это не весь перечень зверств, которые там

существовали. Недаром весь мир до сих пор борется с проявлениями фашизма.

Тот, кто пережил концлагерь, считался живой легендой для всех, кто остался в

живых.

Учащийся (читает стих).

Наша разница в возрасте невелика,

Пол десятка не больше годов,

Но во мне ты не зря узрел старика,

Я с тобой согласиться готов,

И наивность суровой твоей правоты,

Я тебе не поставлю в вину,

Потому что действительно, старше, чем ты

На Отечественную войну!

Классный руководитель.

Так какой же он, человек, переживший Отечественную войну?

Что помогло ему не только выстоять, выжить, но и победить?

Чтобы узнать это, нужно спросить об этом еще живых ветеранов и очевидцев

войны. На сегодняшний день их осталось очень мало.

Попросите своих бабушек или прабабушек, если они еще живы, дедушек и

прадедушек рассказать вам об их войне, так как у каждого в то время была своя

история, своя трагедия, своя военная судьба. Про каждую из них можно написать

книгу, хоть и написано их уже немало. А если вам не у кого спросить, почитайте

написанные уже книги, и, уверяю вас, вы не останетесь равнодушными, так как

эти события не придуманы для развлечения. Посмотрите картины художников,

писавших о войне, представьте себя хоть на мгновение на месте тех людей,

которых видите, и вы почувствуете, уверяю вас,

военную атмосферу того

времени. А сколько фильмов создано об этой войне! Они будут идти на наших

экранах к 9 мая, посмотрите их, и вы поймете, как и чем люди жили в то недалекое

время. Это шедевры нашего кинематографа: «Белорусский вокзал», «В бой идут

одни старики», «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Семнадцать

мгновений весны»! Посмотрев их, вы и сами поймете, почему наш народ победил.

Обращение к учащимся: Какие из этих фильмов вы уже видели? Какое они на

вас произвели впечатление? У кого в семьях есть ветераны? Что они рассказывают

о войне? (Варианты ответов).

Включается или читается фрагмент песни:

Летит и кружится ракета,

Наш пулемет неутомим,

А значит, нам нужна одна Победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Классный руководитель.

Эта песня написана уже после войны, но именно в ней дан ответ на вопрос,

почему наш народ победил в той войне? Потому что у всех живущих в то время

была одна цель, одно желание.

И эта цель объединяла всех людей потому, что не было в нашей огромной стране

ни одной семьи, ни одного человека, которого не обожгла война. Так или иначе,

война коснулась каждого. Это воевавшие или погибшие отцы, мужья, сыновья или

братья. Это разруха и голод, это потерянные дети, это искалеченные судьбы

угнанных в Германию или лагеря смерти, это разрушенные города, исковерканные

поля, сгоревшие дома людей. Но, несмотря на это, одного желания победить было

бы мало. Каждый живший в то время, делал все возможное и невозможное, чтобы

приблизить этот день победы. Те, кто не воевали по каким-то причинам на

фронтах, воевали в партизанах, женщины на долгие четыре года остались одни и

взвалили на свои плечи всю мужскую работу: валили лес, строили, садились за

трактора и машины, даже спускались в шахты. Подростки встали к станкам на

фабриках и заводах, выпуская военную продукцию. Они до этих станков еще не

доросли, и им приходилось подставлять ящики, чтобы на них работать, но это не

мешало им выпускать такую серьезную продукцию. Очень часто они там же и

ночевали, потому что работали весь световой день, и не было сил и смысла идти

домой. Девушки уходили на фронт медсестрами, связистами или работали в тылу

в госпиталях. Пожилые женщины вязали солдатам теплые вещи и отправляли их

на фронт. Каждый делал что-то для этой победы, каждый приближал ее по-своему.

Никто в той войне не бездействовал и не сидел, сложа руки, все понимали, что

усилия каждого приближает эту заветную Победу.

Но все-таки основной огонь войны приняли на себя наши солдаты. Они гибли на

полях сражений в таких количествах, что их если и хоронили, то чаще в Братских

могилах.

Обращение к учащимся: «Почему они так называются?»

(Варианты ответов)

Классный руководитель.

Практически в каждом городе России, в каждом, крупном населенном пункте есть

памятник нашим погибшим воинам. Это или обелиск, или вечный огонь, или

памятник на кургане. И повсеместно существует замечательная традиция в день

своей свадьбы, в свой светлый день, приезжать к этим местам с цветами, чтобы

возложить их к подножию. Тем самым мы выражаем благодарность и кланяемся

тем солдатам, которые не вернулись с войны, но подарили нам возможность,

ценой своей жизни, жить в свободной и мирной стране.

Включается запись песни (или читается стихом учащимися)

Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша,

Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат.

И сердцу по-прежнему больно, по-прежнему больно,

И сердцу по-прежнему больно, что после свинцовой пурги,

Из камня его гимнастерка, его гимнастерка

Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги.

Стоит он под солнцем объятый, под солнцем объятый,

Стоит он под солнцем объятый, ему не сойти с высоты,

Цветов он не дарит девчатам, девчатам, девчатам,

Цветов он не дарит девчатам, они ему дарят цветы.

Классный руководитель

Есть такой памятник и в нашем городе, и вы его все знаете.

К тому же, он не один (просит перечислить эти памятники), и наш гражданский

долг не разрушать, а только сохранять их, сохраняя, тем самым, память о Великой

войне, ее героях и передавая эту память своим детям. Так как без исторической

памяти, без исторического наследия, нет и народа. Как сказал наш поэт Роберт

Рождественский:

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!



В раздел образования