Особенности модели личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Автор: Захарова Светлана Генриховна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 93 "Лесная сказка" Населённый пункт: город Миасс Челябинская область Наименование материала: статья Тема: Особенности модели личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Раздел: дошкольное образование
В соответствии с ФГОС ДО,
образовательный процесс в ДОУ
должен
строиться
на
принципе
личностно-ориентированного
взаимодействия
взрослых
с
детьми,
создавать
условия
для
развития
личности
ребенка,
способствовать развитию любознательности как основы познавательной
активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу
о его эмоциональном благополучии».
Для нас, педагогов дошкольного образования, очень важно, что данное
положение основано на особенностях психического развития дошкольников,
т.е. – ребенок дошкольного возраста наилучшим образом развивается тогда,
когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как
правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно.
Личностно-ориентированная модель (ЛОМ) образования основана на
гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный
путь развития.
Так называемые три «П»:
1.
«Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами,
увидеть побудительные мотивы его поведения.
2.
«Признать»
–
позитивное
отношение
к
индивидуальности
ребенка,
независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его
индивидуальность.
3.
«Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных
проблем.
В
чем
же
пре иму щ ес тво
л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о г о
взаимодействия ребенка и взрослого?
В
отличие
от
академической
модели
образования,
которая
предполагает
усвоение
детьми
большого
объема
информации
и
формирование
определенных
умений
и
навыков,
ЛИЧНОСТНО
ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:
- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости
существования (психологическое здоровье);
- формирует предпосылки личностной культуры;
1
- развивает индивидуальность каждого воспитанника.
При личностно - ориентированной модели образования
меняется
тактика общения с ребенком:
-
позиция
взрослого
исходит
из
интересов
ребенка
и
перспектив
его
дальнейшего развития;
- создаются
и используются ситуации, требующие от детей проявления
интеллектуальной и нравственной активности;
- в зависимости от ситуации меняется стиль общения.
Происходят позитивные
изменения
в
общении
с
родителями
воспитанников:
- обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная
поддержка родителей (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
-
родителям
дается
реальное
представление
о
характере
взаимодействия
ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития
- предоставляется возможность конструктивного разговора с родителями о
достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с
родителями динамики и тенденций его развития;
- создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних
условиях,
обе спечивается
содержательная
и
о р г а н и за ц и о н н а я
преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком
дома);
Давно
существует
уникальный
опыт
В.
А.
Сухомлинского,
Ш.А.Амонашвили, Б. и Л. Никитиных, авторов программы «Сообщество»,
многих педагогов-новаторов, в основе которых
лежит именно личностно-
ориентированная модель взаимодействия с воспитанниками.
Результаты
их
педагогической
деятельности
поразительны!
Они
доказали, что только, следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка
таких черт, как благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство,
интеллект,
образованность,
культура,
ответственность,
сопереживание,
справедливость, милосердие, трудолюбие.
2
Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.
Что же нужно сделать, прежде всего?
Одним
из
важнейших
условий
для
реализации
личностно-
ориентированной модели образования является личность самого педагога! С
одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу,
которого
ждет
от
него
ребенок,
то
есть
обладать
профессиональной
и
личностной
нравственностью,
а
с
другой
стороны,
он
должен
овладеть
такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью,
чтобы влиять на саморазвитие детей.
Самое главное, чтобы педагог
- любил детей
- заботился о развитии ребёнка
- уважал ребёнка
- верил в ребёнка
- знал ребёнка
- понимал ребёнка («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский)
-бережно относился к духовному миру и природе ребёнка - все дети разные
- берёг и развивал чувство собственного достоинства ребёнка.
– воспринимал ребёнка, как субъекта образования
Одним
из
основных
условий
реализации
ЛОМ
ДО
является
эффективная организация развивающей среды ДОУ (средовой подход).
При
этом
принципы
формирования
развивающей
среды
остаются
прежними:
-физическая и психологическая безопасность;
-возрастная ориентированность;
-доступность;
-динамичность;
-разноуровневость.
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях
ДОУ
развивающая
среда
служит, в
большей степени,
для
реализации
3
самостоятельных
замыслов
ребенка,
его
саморазвитию,
а
не обеспечению
деятельности
педагога
при
организации
им
непосредственно
образовательной деятельности.
Тщательно
продуманная
и
созданная
в
процессе
совместной
деятельности
взрослых
и
детей
развивающая
среда
должна
побуждать
ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Особое
внимание
уделяется
подбору
и
организации
игрового
и
дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал
каждого
ребенка,
изобретательность
детей
к
содержанию,
виду
и
форме
познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и
насыщенность
может
изменяться
в
зависимости
от
интересов
и
потребностей
детей,
продвижения
в
решении,
стоящих
перед
детьми
задач. То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что
привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в
любой другой день.
Это дает ряд преимуществ.
Прежде
всего,
детям
предоставляется
возможность
выбора
содержания
(образовательной
темы),
выбора
видов
деятельности,
выбора
способа
выполнения
деятельности,
последовательности
и
длительности
действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.
Педагог
строит
образовательную
работу
с
ребенком
на
основе
систематического наблюдения и анализа его развития.
Видение
особенностей,
перспектив
и
потребностей
развития
координируется и согласовывается с родителями ребенка.
Задачи, темы, содержание и виды деятельности должны планироваться
и реализовываться (комплексно-тематический подход), исходя из реальных
возможностей,
интересов
и
потребностей
детей,
при
непосредственном
активном участии детей и их родителей.
4
Планирование воспитательно-образовательной работы может осуществляется
педагогами вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических
мероприятий
Образование
детей
представляют
собой
интегрированный
процесс:
каждая область детского развития связана с другими. Кроме того, у разных
детей
разный
стиль
познания
-
кто-то
предпочитает
слушать
рассказы
взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир
через деятельность - рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.
Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы
познания
и
различные
виды
детской
деятельности,
дают
возможность
каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе
с тем, действуя каждый в своем направлении, все вместе получают максимум
сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с
разных сторон.
Темы,
основанные
на
интересах
и
потребностях
самих
детей,
обеспечивают
наилучшую
мотивацию
и
наиболее
успешное
обучение.
Интегративность
темы
дает
возможность
детям
найти
способы
для
реализации
своих
интересов,
для
приложения
своих
умений,
позволяет
каждому найти свое место в общем деле.
При
организации
образовательного
процесса,
педагог
должен
создать
условия
для свободы, самостоятельности и
совместной деятельности
детей. При этом детская
деятельность объединена общим содержанием
или общей задачей.
В результате комплексно-тематического подхода:
- дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;
- работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;
- принятая задача стимулирует работать целенаправленно;
- каждый ребенок знает, чего от него ожидают;
- дети учатся формулировать собственные задания;
5
- стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую
команду;
-приобретается
умение
планировать
собственную
учебную
деятельность.
Таким образом, при личностно-ориентированной модели образования
воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям
информационного общества, инновационной экономики, создаются условия
для становления нравственной и успешной личности.
Литература:
1.ФГОС
2.Б.С. Волков. Н.В. Волкова. Психология общения в детском возрасте.
3.Ш.А. Амонашвили. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
4.Е.О. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками.
5. М. Дрезина. Я – взрослый, ты – ребёнок.
6. И. Крынцылова. Развиваем способности ребёнка.
7. И.С. Якиманская. Развивающее обучение.
8. М.Д. Маханева. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ.
9. Н.А. Алексеев. Личностно-ориентированное обучение, вопросы теории и
практики.
6