Напоминание

"Умники и умницы"


Автор: Сержантова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Тосно, Ленинградская область
Наименование материала: учебная программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Умники и умницы"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности:

«Умники и умницы»

по направлению: общеинтеллектуальное

для 1 – 4 классов

Составлено: учителем начальных классов

Сержантовой Галиной Анатольевной

2020 – 2021 учебный год

Рабочая

программа

разработана

на основе следующих нормативных

документов:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года

N 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года)

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования» (с изменениями)

Примерная программа по внеурочной деятельности Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования «СОШ № 3 г.

Тосно»

Программа курса «Юным умникам и умницам», автор О.А. Холодова

Программа разработана для обучающихся 1 - 4 классов Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Тосненская средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза С.П. Тимофеева».

На развитие познавательных способностей в рамках курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.

В основе курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» лежит программа «Юным

умникам и умницам» (автор О.А. Холодова).

В состав комплекта входят:

Методическое пособие «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей», 1 класс, Холодова О., Москва: РОСТ книга.

Методическое пособие «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей», 2 класс, Холодова О., Москва: РОСТ книга.

Методическое пособие «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей», 3 класс, Холодова О., Москва: РОСТ книга.

Методическое пособие «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей», 4 класс, Холодова О., Москва: РОСТ книга.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для

всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников

группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий .

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

рабочей тетради.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

2

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя.

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

(на развороте, в оглавлении, в словаре).

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

перерабатывать полученную информацию:

делать выводы

в результате совместной

работы всего класса.

перерабатывать

полученную

информацию:

сравнивать

и

группировать

такие

математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,

плоские геометрические фигуры.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические

рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с

помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

(на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

читать и пересказывать текст.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2. Содержание курса внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по

сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и

развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве

листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,

движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

Тренировочные

упражнения

и

дидактические

игры

по

развитию

восприятия

и

наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,

смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты

запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения

на

развитие

способности

переключать,

распределять

внимание,

увеличение

объёма

устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных

предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений

в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,

умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.

Формирование

основных

мыслительных

операций:

анализа,

синтеза,

сравнения,

классификации,

обобщения,

умения

выделять

главное

и

существенное

на

основе

3

развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения

дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с

помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения

составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения

давать несложные определения понятиям.

Содержание

(разделы)

Формы организации внеурочной

деятельности

Виды внеурочной

деятельности

Развитие восприятия

Самостоятельное решение поисковых

задач.

Коллективное обсуждение решения

задач.

Коллективная проверка решения

задач.

Познавательная

Игровая

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование для 1 класса

Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов

1

Выполнение

заданий

на

определение

уровня

концентрированности внимания, его устойчивости,

яркости и силы воображения, полноты восприятия,

развития зрительной и слуховой памяти, точности

восприятия.

Развитие концентрации

внимания

10

Демонстрация

способности

переключать,

распределять

внимание.

Описание

предметов,

явлений в соответствии с их признаками.

Формулировка несложных определений.

Нахождение лишнего по разным признакам.

Ориентирование в пространстве листа.

Развитие логического

мышления

8

Выделение и объяснение закономерности.

Выделение черт различия. Формулировка логических

цепочек. Анализ и образование слов. Установление

цепочки

логических

рассуждений,

отгадывание

ребусов.

Классификация

фигур.

Ориентирование

в

пространстве листа.

Тренировка внимания

10

Различение

главного и существенного на основе

развивающих заданий, и упражнений, сравнение

предметов.

Различение

предметов по форме,

размеру.

Различие

в

расположении

фигур.

Установление

сходства и различия.

Исправление

ошибок в высказываниях.

Работа

с таблицей.

Нахождение лишнего слова. Анализ и образование

слов. Ориентирование в пространстве листа.

Тренировка слуховой

памяти

10

Выполнение

заданий на развитие зрительной и

слуховой памяти, точности восприятия. Выявление

закономерностей в парах слов.

Установление

и

4

воспроизведение

закономерностей в группах слов.

Формирование

умений

работать

с

таблицей.

Отгадывание

кроссвордов.

Преобразование

информации.

Развитие

речи.

Ориентирование

в

пространстве листа.

Тренировка зрительной

памяти

10

Выполнение

заданий на развитие зрительной и

слуховой памяти, точности восприятия. Тренировка

в развитии точности и быстроты запоминания,

качества воспроизведения материала.

Выделение

закономерности, завершение рисунка.

Выявление

нарушений закономерностей, нахождение лишнего.

Отгадывание

ребусов.

Установление

цепочки

рассуждений.

Анализ

слов

и

обобщение

их

признаков. Ориентирование в пространстве листа.

Поиск закономерностей

8

Демонстрация целенаправленного и осмысленного

наблюдения. Узнавание предметов по их признакам.

Формулировка

несложных определений понятиям.

Анализ

и

подбор

рифмующихся

слов.

Поиск

закономерностей по форме и размеру фигур. Анализ

и

образование

слов.

Установление

цепочки

рассуждений.

Ориентирование

в

пространстве

листа.

Совершенствование

воображения

8

Описание предметов, явлений в соответствии с их

признаками. Узнавание предметов по их признакам.

Описание того, что было обнаружено с помощью

органов

чувств.

Формулировка

несложных

определений понятиям.

Описание того, что было

обнаружено с помощью органов чувств. Описание

признаков геометрических фигур.

Преобразование

информации.

Сравнение

по

существенным

признакам. Ориентирование в пространстве листа.

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов в конце года.

1

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Итого:

66

Тематическое планирование для 2 класса

Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов.

1

Выполнение заданий на развитие внимания,

восприятия, воображения, зрительной памяти,

логического мышления.

Развитие концентрации

внимания.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Тренировка внимания.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти.

Тренировка слуховой

памяти.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, логического мышления.

Тренировка зрительной

памяти.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

5

Поиск закономерностей.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Развитие логического

мышления.

8

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Совершенствование

воображения.

8

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Решение

логических

задач

на

развитие

аналитических способностей.

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов в конце года.

1

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Итого:

68

Тематическое планирование для 3 класса

Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов.

1

Выполнение заданий на развитие внимания,

восприятия, воображения, зрительной памяти,

логического мышления.

Развитие концентрации

внимания.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Тренировка внимания

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти.

Развитие быстроты реакции

8

Выполнение заданий на концентрацию внимания,

развитие зрительной памяти.

Тренировка слуховой

памяти.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, логического мышления.

Тренировка зрительной

памяти.

8

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Поиск закономерностей.

4

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Совершенствование

воображения.

8

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Решение

логических

задач

на

развитие

аналитических способностей.

Развитие логического

мышления.

8

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции,

развитие навыка устного счета. Решение логических

задач на развитие быстроты реакции и мышления.

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов в конце года.

1

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Итого:

68

Тематическое планирование для 4 класса

Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов.

1

Выполнение заданий на развитие внимания,

восприятия, воображения, зрительной памяти,

логического мышления.

6

Развитие концентрации

внимания.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Тренировка внимания

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти.

Развитие быстроты реакции

8

Выполнение заданий на концентрацию внимания,

развитие зрительной памяти.

Тренировка слуховой

памяти.

10

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, логического мышления.

Тренировка зрительной

памяти.

8

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Поиск закономерностей.

4

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

зрительной памяти, развитие слуховой памяти.

Совершенствование

воображения.

8

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

Решение

логических

задач

на

развитие

аналитических способностей.

Развитие логического

мышления.

8

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции,

развитие навыка устного счета. Решение логических

задач на развитие быстроты реакции и мышления.

Диагностика уровня

развития познавательных

процессов в конце года.

1

Выполнение заданий на развитие внимания, развитие

слуховой памяти, развитие логического мышления.

7



В раздел образования