Напоминание

«Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития»


Автор: Глебова Ольга Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ № 24
Населённый пункт: г. Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников

ДОО в процессе музыкального развития»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет

тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Музыка одно из богатейших и действенных средств нравственно -

патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального

воздействия, воспитывает чувства и учит детей сопереживать другому через

музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую

боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих

духовных ценностей.

На выбор темы «Формирование нравственности и основ патриотизма

воспитанников ДОО в процессе музыкального развития» оказали влияние

следующие факторы:

- изучение и анализ методической литературы по данной теме;

- наблюдение за детьми в ходе музыкальных занятий и в свободной

деятельности;

- диагностика развития детей;

- включение пение песен в самостоятельную деятельность дошкольников;

- анкетирование, консультации, беседы с родителями,

- проведение праздников.

Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания

детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего

личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития

инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих

возрасту, видов деятельности.

Для исследования этого компонента был сформулирован ряд определенных

задач:

1. Развитие эстетического восприятия музыки.

2. Воспитание доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к

близким людям через певческую деятельность, музыкально-театральную

деятельность, слушание музыкальных произведений.

3. Воспитание патриотических качеств через слушание музыкальных

произведений и певческую деятельность.

4. Формирование первичных представлений о культурных и нравственных

ценностях в музыке через слушание музыкальных произведений,

музыкально- театральную деятельность, беседы, праздники.

Пробуждение у детей любви к родному городу наиболее успешно

осуществляю при комплексном подходе к решению этой проблемы: при

организации образовательной деятельности, наблюдений, самостоятельного

продуктивного творчества, бесед, проблемных ситуаций, индивидуальной

работы, труда, игр; участия в праздниках; просмотра иллюстраций и

слушания музыки; экскурсий.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для

разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и

т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений

на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование

мной музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Знакомство с

родным краем я начала с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет и где

находится его детский сад. Постепенно расширяя кругозор старших

дошкольников, знакомлю с историей города – с его

достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край,

с особенностями животного и растительного мира, с памятниками, с местом

нахождения Мурманской области на карте России.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет

тема “Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя

оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрываю

детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен

и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на

знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на

впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Одним из

наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей

является проведение ООД. Она с точки зрения нравственного развития

способствует становлению характера, норм поведения; формируют

нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека

яркими переживаниями.

Музыкальная деятельность проявляется и в театрализации, особенно

активно играя связующую роль в сценическом действии.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа

позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух,

знать историю своей Малой родины.

Анализ результатов мониторинга качеств нравственно- патриотического

воспитания детей старшего дошкольного возраста показывает:

- Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного

отношения к миру, стране у дошкольников.

- У детей появился интерес к национальной культуре и музыке и к музыке

композиторов.

- Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее.

- У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру,

другим людям.

- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более

существенными.

- Выросло количество участников в проводимых в детском саду конкурсов и

акций нравственно-тематической тематики, направленных на развитие

творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой

родине.

Но главный результат моей работы заключается в усвоении ребенком

вечных ценностей, милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его

к добру и неприятию зла. Наблюдения за детьми показали, что у детей

формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной

семье, родному дому, краю, городу, Родине. Наблюдения также показали, что

характерной чертой наших детей является оптимизм. В музыкальном

развитии внешне это выражается в выразительном исполнении детских,

фольклорных и духовных песен, желание слушать и анализировать

классическую музыку, передаче в движении эмоционально – образного

содержания, творческой активности и самостоятельности.



В раздел образования