Автор: Глебова Ольга Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ № 24
Населённый пункт: г. Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОО в процессе музыкального развития»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников
ДОО в процессе музыкального развития»
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский.
Музыка одно из богатейших и действенных средств нравственно -
патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального
воздействия, воспитывает чувства и учит детей сопереживать другому через
музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую
боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих
духовных ценностей.
На выбор темы «Формирование нравственности и основ патриотизма
воспитанников ДОО в процессе музыкального развития» оказали влияние
следующие факторы:
- изучение и анализ методической литературы по данной теме;
- наблюдение за детьми в ходе музыкальных занятий и в свободной
деятельности;
- диагностика развития детей;
- включение пение песен в самостоятельную деятельность дошкольников;
- анкетирование, консультации, беседы с родителями,
- проведение праздников.
Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания
детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего
личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих
возрасту, видов деятельности.
Для исследования этого компонента был сформулирован ряд определенных
задач:
1. Развитие эстетического восприятия музыки.
2. Воспитание доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к
близким людям через певческую деятельность, музыкально-театральную
деятельность, слушание музыкальных произведений.
3. Воспитание патриотических качеств через слушание музыкальных
произведений и певческую деятельность.
4. Формирование первичных представлений о культурных и нравственных
ценностях в музыке через слушание музыкальных произведений,
музыкально- театральную деятельность, беседы, праздники.
Пробуждение у детей любви к родному городу наиболее успешно
осуществляю при комплексном подходе к решению этой проблемы: при
организации образовательной деятельности, наблюдений, самостоятельного
продуктивного творчества, бесед, проблемных ситуаций, индивидуальной
работы, труда, игр; участия в праздниках; просмотра иллюстраций и
слушания музыки; экскурсий.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для
разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и
т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений
на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование
мной музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Знакомство с
родным краем я начала с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет и где
находится его детский сад. Постепенно расширяя кругозор старших
дошкольников, знакомлю с историей города – с его
достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край,
с особенностями животного и растительного мира, с памятниками, с местом
нахождения Мурманской области на карте России.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет
тема “Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя
оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрываю
детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен
и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на
знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на
впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Одним из
наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей
является проведение ООД. Она с точки зрения нравственного развития
способствует становлению характера, норм поведения; формируют
нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека
яркими переживаниями.
Музыкальная деятельность проявляется и в театрализации, особенно
активно играя связующую роль в сценическом действии.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа
позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух,
знать историю своей Малой родины.
Анализ результатов мониторинга качеств нравственно- патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста показывает:
- Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного
отношения к миру, стране у дошкольников.
- У детей появился интерес к национальной культуре и музыке и к музыке
композиторов.
- Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее.
- У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям.
- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более
существенными.
- Выросло количество участников в проводимых в детском саду конкурсов и
акций нравственно-тематической тематики, направленных на развитие
творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой
родине.
Но главный результат моей работы заключается в усвоении ребенком
вечных ценностей, милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его
к добру и неприятию зла. Наблюдения за детьми показали, что у детей
формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной
семье, родному дому, краю, городу, Родине. Наблюдения также показали, что
характерной чертой наших детей является оптимизм. В музыкальном
развитии внешне это выражается в выразительном исполнении детских,
фольклорных и духовных песен, желание слушать и анализировать
классическую музыку, передаче в движении эмоционально – образного
содержания, творческой активности и самостоятельности.