Напоминание

Проектная деятельность учащихся


Автор: Туйгильдина Фания Фаатовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева
Населённый пункт: город Урай, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность учащихся

Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать

нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Быстро меняющиеся условия жизни и

труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности

выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить,

ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения,

прогнозировать результаты и достигать их. Наиболее перспективным методом развития

ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является проектная

деятельность. Проект – (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных

слов 1865 года издания определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для

достижения какой-нибудь цели. Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают

этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание. Метод проектов

используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать

задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности,

самоопределения, повседневной жизни.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на

творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его

интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в

процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной

(для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую

значимость. Данный метод опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь

искания, преодоления затруднений. Система образования должна подготовить людей,

приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий.

Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых

важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а

организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они

приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных

ситуаций, проектной деятельности. При работе над проектами у учеников формируются

навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными

источниками информации.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е. С.Полат - доктор

педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения выделяет

следующие виды проектов:

1. практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников

проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в

жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

2.

исследовательский проект

по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он

включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,

обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных

результатов;

3.

информационный проект

направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с

целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

4. творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к

оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,

произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

5. ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем,

проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных

героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Все проекты можно классифицировать по группам:

1. По времени выполнения.

2. Краткосрочные (урок, несколько уроков)

3. Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)

4. Долгосрочные

2. По предметной области

1. По одному предмету

2. Межпредметные

3. По преобладающей деятельности учеников

1. Исследовательские

2. Творческие

3. Ролевые, игровые

4. Практико-ориентированные

Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:

1.Макет географического объекта.

2.Путеводитель

3.Презентация

4.Наглядное пособие

5.Газета, журнал

6.Видеофильм и т.д.

Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются

индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное методическое различие

состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»),

другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся;

третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности. В процессе обучения – на

уроках географии и во внеурочное время – учащиеся выполняют различные виды проектов.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании условий для развития

целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности

учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные

дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или

социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/

или идеального продукта. Уроки географии, а также занятия во внеурочное время не

ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а

выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу,

благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению географии. Это даёт

возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а

значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию

учащихся.

Задачи проекта :

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность различных

методов: исследовательских, поисковых, творческих. Вот уже на протяжении нескольких лет на

уроках географии учителем используется проектный метод обучения. За это время сложилась

некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 6

классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Так как наша школа с 2015-

2016 учебного года реализует введение ФГОС, то ученики знакомятся с проектами уже 5

классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не

претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить

цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу,

отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает и в

старших классах учащиеся выполняют более сложные проекты. Например, по теме урока в 9

классе «Проблемы АПК и пути их решения» учащимся предложила проблему: «Вы решили

заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю на территории нашего округа (Ханты-

Мансийского округа). Выберите из предложенных с/х культур те, которые будете выращивать,

обоснуйте свой выбор. Составьте бизнес- план развития растениеводства». Предлагаю

учащимся разные информационные тексты, например, текст описание природной зоны тайги,

который как бы на первый взгляд, и не связаны с проблемой урока, но именно здесь указываю

причины формирования подзолистой почвы и предлагаю варианты её использования в с/х.

Учащимся эта информация необходима для письменного составления бизнес-плана развития

растениеводства.

Предлагаю информацию в виде готовой таблицы или дети составляют ее самостоятельно.

Например, мини- проект по теме «Электроэнергетика» в 9 классе, где показываю принципы

размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции

построить в Урае, учащиеся не только изучают принципы размещения всех типов

электростанций, отмечая преимущества и недостатки каждой, но и применяют новые знания в

нестандартной ситуации, находят аргументы в пользу той электростанции, размещение которой

наиболее целесообразно в городе. При прохождении темы «Население России» выполняли

исследовательские работы «Демографическая ситуация в округе и г. Урай» , «Миграционные

процессы в округе ХМАО-ЮГРА», в этих работах рассматриваем демографические процессы,

происходящие в округе и в городе, выявляем причины малого роста численности населения

( это и поздние браки, и экономическое положение жителей, и рост стоимости жизни,

численность пожилого населения), детям это интересно, они внимательно слушают

выступления детей, решают задачи на определение естественного и механического прироста,

лучше усваивают материал.

Работа «Мой город –Урай» - путеводитель, о городе, о его достопримечательностях, узнали

много нового, о нашем хоть и маленьком, но очень уютном городе, первооткрывателе нефти в

Западной Сибири (Шаим)

Мини –проекты, рассчитанные на один или два урока: «Австралийский Союз», « Города

Австралии», страны Африки и др

О проблемах, например, озера Байкал, учащиеся охотно готовят проекты, связанные с

экологией озера, рассматривают причины загрязнения и способы борьбы с ним.

Список литературы:

1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2009. - №6.

2Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное

образование 2016. - №9. - с. 177-180.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования.

Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2015

4.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2014.

5.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2013.



В раздел образования