Автор: Тамара Емельяновна Козякова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Дружбинская СОШ
Населённый пункт: Брянская область Карачевский район д.Мазнева
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по геометрии 8 класс
Раздел: среднее образование
Предмет «Геометрия»
Класс 8
Рабочая программа по геометрии 8кл составлена на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования
Примерной программы по геометрии основного общего
образования и авторской программы
Л.С.Атанасяна,В.Ф.Бутузова,С.Б.Кадомцева,Э.Г.Позняка,И.И.Юди-
ной. М.: Просвещение, 2016.
Согласно учебному плану МБОУ Дружбинская СОШ изучение геометрии в 8
классе отводится 70 часов из расчета 2ч в неделю, (распределены в течение
учебного
года).
Промежуточная
аттестация
предусмотрена
в
виде
контрольной работы.
Программа соответствует учебнику : Геометрия . 7-9 классы:учеб.
Для
общеобразоват.
Организаций
с
прил.
На
электрон.
Носителе/(Атанасян.В.Ф., Бутузов.С.Б. и др.)-М.: Просвещение,2017
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
результатов
освоения
образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1)
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных
интересов;
2)
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
3)
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4)
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
5)
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6)
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
7)
креативность
мышления,
инициатива,
находчивость,
активность
при
решении
алгебраических задач;
8)
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9)
способность
к
эмоциональному
восприятию
математических
объектов,
задач,
решений, рассуждений.
метапредметные:
1)
умение
самостоятельно
планировать
альтернативные
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач;
2)
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3)
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4)
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований
и критериев, установления родовидовых связей;
5)
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6)
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей
участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
8)
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ-
компетентности);
9)
первоначальные
представления
об
идеях
и
о
методах
математики
как
об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и
процессов;
10)
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
11)
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12)
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,
чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13)
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость
их проверки;
14)
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
15)
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
16)
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
17)
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
•
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
осуществлять преобразования фигур;
•
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные
пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол
между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в
том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических
функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических
функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади
треугольников,
длины
ломаных,
дуг
окружности,
площадей
основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между
ними,
применяя
дополнительные
построения,
алгебраический
и
тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные
теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельностии
повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийсянаучится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой
фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийсяполучит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из
прямоугольных параллелепипедов;
6)
углубить и развить представления о пространственных геометрических
фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их
взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную
меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их
элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный
перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и
отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы
построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом
от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометри-
ческих мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата
и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью
циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места
точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью
компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийсянаучится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры
угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы
длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3)
вычислять
площади
треугольников,
прямоугольников,
параллелограммов,
трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и
длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийсяполучит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников,
параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и
равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата
и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 5.Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм,
его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства.
Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм,
прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих
осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся
с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в
начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как
свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих
понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся
об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем
геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые
принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад-
рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей
треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое
доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из
преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство
теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей
квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме
Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники (19часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия
к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла
прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия
треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися
тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а
через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении
площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника,
утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается
представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс
острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее
свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки
треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе;
изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с
четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений,
связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание
решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения
серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из
теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается
с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около
него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство
углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (6 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс
геометрии 8 класса.
3.Тематическое планирование
№
§
Содержание материала
Кол-во
час
Глава V. Четырехугольники (14ч)
1
Многоугольники
2
2
Параллелограмм и трапеция
6
3
Прямоугольник. Ромб. Квадрат
4
4
Решение задач
1
Контрольная работа №1
1
Глава VI. Площадь (14 ч)
1
Площадь многоугольника
2
2
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции
6
3
Теорема Пифагора
3
4
Решение задач
2
Контрольная работа №2
1
Глава VII. Подобные треугольники (19 ч)
1
Определение подобных треугольников
2
2
Признаки подобия треугольников
5
Контрольная работа №3
1
3
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
7
4
Соотношения между сторонамии углами прямоугольного треугольника
3
Контрольная работа №4
1
Глава VIII. Окружность (17 ч)
1
Касательная к окружности
3
2
Центральные и вписанные углы
4
3
Четыре замечательные точкитреугольника
3
4
Вписанная и описанная окружности
4
Решение задач
2
Контрольная работа № 5
1
Повторение. Решение задач
6
ИТОГО
70
Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма
углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные
многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат,
ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная
трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Площадь.
Понятие
площади
многоугольника.
Площади
прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс
острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности,
ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух
окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические
соотношения в
окружности: свойства секущих,
касательных,
хорд.
Окружность,
вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и
описанные
четырехугольники.
Вписанные
и
описанные
окружности
правильного
многоугольника.
4.Календарно-тематическое планирование
№
урока
№ в
теме
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
– 14 часов
1
1
Многоугольник. Выпуклый многоугольник
1
2
2
Четырехугольник
1
3
3
Параллелограмм
1
4
4
Свойства и признаки параллелограмма
1
5
5
Решение задач на свойства и признаки
параллелограмма.
1
6
6
Трапеция
1
7
7
Теорема Фалеса.
1
8
8
Задачи на построение циркулем и линейкой.
1
9
9
Прямоугольник
1
10
10
Ромб и квадрат
1
11
11
Осевая и центральная симметрии
1
12
12
Решение задач.
1
13
13
Решение задач.
1
14
14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
«Четырехугольники»
1
ПЛОЩАДЬ – 14 часов
15
1
Анализ контрольной работы. Понятие
площади многоугольника. Площадь
квадрата
1
16
2
Площадь прямоугольника
1
17
3
Площадь параллелограмма
1
18
4
Площадь треугольника
1
19
5
Площадь трапеции
1
20
6
Решение задач по теме «Площадь
треугольника»
1
21
7
Решение задач «Площадь многоугольника»
1
22
8
Тестирование по теме «Решение задач на
нахождение площади»
1
23
9
Теорема Пифагора
1
24
10
Теорема, обратная теореме Пифагора
1
25
11
Решение задач на применение теоремы
Пифагора и обратной ей теоремы.
1
26
12
Решение задач.
1
27
13
Решение задач.
1
28
14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Площадь»
1
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ-19ч
29
1
Анализ контрольной работы. Определение
подобных треугольников, п.56, 57.
1
30
2
Отношение площадей подобных
треугольников, п.58.
1
31
3
Первый признак подобия треугольников,
п.59.
1
32
4
Решение задач на применение первого
признак подобия треугольников,
1
33
5
Второй и третий признаки подобия
треугольников, п.60, 61.
1
34
6
Решение задач.
1
35
7
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки
подобия треугольников»
1
36
8
Анализ контрольной работы. Средняя
линия треугольника
1
37
9
Свойство медианы треугольника.
1
38
10
Пропорциональные отрезки в
прямоугольном треугольнике
1
39
11
Решение задач по теме «Пропорциональные
отрезки в прямоугольном треугольнике»
1
40
12
Измерительные работы на местности.
1
41
13
Задачи на построение.
1
42
14
Задачи на построение методом подобных
треугольников.
1
43
15
Синус, косинус и тангенс острого угла
прямоугольного треугольника
1
44
16
Значения синуса, косинуса и тангенса для
углов 30
, 45
и 60
1
45
17
Соотношение между сторонами и углами
прямоугольного треугольника. Решение
задач.
1
46
18
Решение задач по теме «Подобные
треугольники»
1
47
19
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
«Применение подобия к решению задач»
1
ОКРУЖНОСТЬ-17ч
48
1
Анализ контрольной работы. Взаимное
расположение прямой и окружности, п.68.
1
49
2
Касательная к окружности, п.69.
1
50
3
Касательная к окружности,. Решение
задач.п.69.
1
51
4
Градусная мера дуги окружности, п.70.
1
52
5
Теорема о вписанном угле, п.71.
1
53
6
Теорема об отрезках пересекающихся
хорд.п.71.
1
54
7
Решение задач по теме «Центральные и
вписанные углы».п.71.
1
55
8
Свойства биссектрисы угла п.72.
1
56
9
Серединный перпендикуляр. П.72.
1
57
10
Теорема о точке пересечении высот
треугольника, п.73.
1
58
11
Вписанная окружность, п.74.
1
59
12
Свойство описанного
четырёхугольника.п.74.
1
60
13
Описанная окружность, п.75.
1
61
14
Свойство вписанного
четырёхугольника.п.75.
1
62
15
Решение задач.п.68-75.
1
63
16
Тестирование по теме «Окружность» п.68-
75.
1
64
17
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
«Окружность», п.68-75.
1
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ-6ч
65
Четырехугольники.
Площадь.
1
66
Четырехугольники.
1
Площадь
67
Подобные треугольники.
1
68
Окружность.
1
69
Промежуточная аттестация
1
70
Итоговый урок
1
№
п\п
Тема урока
Дата
План
Факт
1
Контрольная работа №1 по теме:
«Четырёхугольники»
2
Контрольная работа №2 по теме:
«Площади»
3
Контрольная работа № 3 по теме
«Подобные треугольники»
4
Контрольная работа №4 по теме:
«Соотношения между сторонами и
углами прямоугольного треугольника»
5
Контрольная работа № 5 по теме:
«Окружность»
6
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ