Автор: Рябкова Татьяна Александровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ ВМР Первомайская средняя школа
Населённый пункт: Уткино
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
К младшему школьному возрасту относятся обучающиеся 1-4 классов,
как правило, это дети 6-11 лет. Возрастные границы могут быть подвижны в
связи ряда причин, среди которых могут быть требования окружающих, тип
преобладающей культуры, половая принадлежность и индивидуальные
особенности ребенка.
Л.С. Выготский считал, что младший школьный возраст - возраст
формирования личности. Для данного возраста характерны новые отношения
с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов,
включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд
серьёзных требований к ученику. Всё это формирует у младшего школьника
волю, характер, развивает способности и расширяет круг интересов .
Младший школьный возраст принято считать вершиной детства. В этот
период дети сохраняют многие детский качества, такие как наивность и
легкомыслие. У обучающихся в данном возрасте происходит смена
ценностей, интересов и появляется логика мышления. Рост тела в данный
период медленней, чем в предыдущий, всего лишь 2-3 см в год. Рост
увеличивается в основном за счет туловища, пропорции тела сохраняются.
В начальной школе ребенок усваивает специальные психические и
психофизические действия, которые должны обслуживать чтение, письмо,
труд,
рисование,
арифметические
действия
и
другие
виды
учебной
деятельности.
Ведущим типом деятельности в младшем школьном возрасте является
учебная. Ее необходимо формировать, так как она не дана в готовой форме.
Задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.
Д.Б. Эльконин выделил пять компонентов в структуре учебной
деятельности, они представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Структура учебной деятельности
№
Компонент
Определение
1
Мотивация учения
Это система побуждений,
которые заставляют ребенка
учиться. В данную систему
входят познавательные и
социальные мотивы.
2
Учебная задача
Это то, что ученик должен
освоить.
3
Учебное действие
Это то, что ученик должен
сделать при изучении
предмета
4
Действие контроля
Это указания, которые
указывают на правильность
выполнения действия.
5
Действие оценка
Определение того, достиг или
нет обучающийся результата.
В начальной школе у обучающихся меняются потребности и мотивы. С
самого начала дети нуждаются в хорошей оценке и одобрении учителя. В
начале учебной деятельности духовные потребности начинают доминировать
над материальными.
В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие
как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, развиваются
навыки переключения и распределения, повышается объем и устойчивость
внимания. В начальной школе стоит главная задача научить ребенка учиться.
Учебную деятельность необходимо формировать, она не дается в готовой
форме.
Особенности младших школьников – детей 7-9 лет состоят в том, что
они нуждаются в опеке взрослых, поэтому для них вполне естественно
следовать указаниям учительницы. Важные предпосылками обучения в
начальной
школе
являются
особенности
детей
(доверчивость,
исполнительность, подражание). Деятельность младшего школьника во
многом связана с тем, что в большинстве случаев ребенок любит посещать
школу. Привлекает ребенка сам процесс обучения и новая социальная роль
ученика.
В процессе освоения нового вида деятельности младший школьник
помимо учителя вступает в функциональные, деловые и ролевые отношения
с родителями и взрослыми. Появляется новая социальная роль в качестве
ученика .
Изменения происходят и в нравственном развитии. Поступки, которые
совершаются ребенком, определяются внешними обстоятельствами, а не
мнением других людей. Н.В. Лещенко писал, что поступки младшего
школьника направлены на поощрение. Ребенок в первую очередь думает о
выгоде и пользе, которую он может получить, совершая этот поступок. Для
ребенка характерно конформное поведение, направленное на получение в
результате одобрение.
У младшего школьника закладывается фундамент нравственного
поведения,
усваиваются
правила
поведения
и
моральные
нормы.
Некоторыми особенностями отличается и характер младших школьников.
Дети
в
этом
возрасте,
прежде
всего,
импульсивны
–
склонны
незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов,
побуждений, не думая и не взвесив всех. Причина – потребность в активной
внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Эмоциональность у детей сказывается в том, что их психическая
деятельность обычно окрашена эмоциями. Все чем дети занимаются, о чем
думают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Младшие
школьники, так же, не умеют сдерживать и контролировать свои эмоции.
Ребенок откровенен и открыт в
выражениях горя, печали, страха,
удовольствия или неудовольствия. Эмоциональность выражается, так же, в
их высокой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений,
склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости,
горя, гнева, страха.
В
процессе
обучения
происходит
перестройка
восприятия,
оно
поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения
восприятие
углубляется,
становится
более
дифференцирующим,
анализирующим,
принимает
характер
организованного
наблюдения.
Учащимся начальной школы присуще такая возрастная особенность, как
слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования
внимания,
управления
им
в
начале
младшего
школьного
возраста
ограничены.
В
мозге,
так
же,
начинают
происходить
функциональное
совершенствование
– развивается аналитико-систематическая функция
коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и
торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-
прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в
высокой степени возбудимы и импульсивны.
В младшем школьном возрасте намного лучше развито непроизвольное
внимание. Внимание учеников привлекает все новое, яркое, неожиданное.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются
под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-
логического,
смыслового
запоминания
и
развивается
возможность
сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи
с
возрастным
относительным
преобладанием
деятельности
первой
сигнальной системы у младших школьников наиболее развита наглядно-
образная память, чем словесно-логическая. Обучающиеся лучше и быстрее
запоминают конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем
объяснения, определения и описания. Младшие школьники склонны к
механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри
запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном
возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Связано оно
с представлением уже ранее воспринятой информации либо созданием
образов в соответствии с описанием, схемой, рисунком и так далее. Так же
развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное
с
преобразованием,
переработкой
впечатлений
прошлого
опыта,
соединением их в комбинации и новые сочетания .
Большие изменения происходят в познавательной сфере младшего
школьника. На задний план отходит механическая память отходит и ребенок
учится запоминать информацию различными способами (делить текст на
части, составлять план). Память приобретает более познавательный характер.
Восприятие переходит от непроизвольного к произвольному. Дети
начинают воспринимать объекты с разных сторон, выделять главное, не
отвлекаться на яркие признаки. Начинает формироваться произвольное
внимание.
Вне зависимости от интереса к предмету, ребенок учится
сосредотачивать на нем внимание. Непроизвольное внимание так же
развивается, но направлено оно на интересы ребенка, которые возникают в
процессе учебной деятельности.
Воображение ребенка становится более управляемым процессом.
Поначалу образы неясные и расплывчаты, далее становятся более точными и
начинают
преобладать
несущественные
признаки.
Образы
становятся
обобщённые и яркие.
Значительные изменения происходят в мышлении ребенка. Оно
приобретает абстрактный и обобщенный характер.
Доминирующим познавательным процессом у обучающихся начальных
классов становится мышление, так как от интеллекта зависит развитие
других психический функций. В первые три-четыре года обучения в школе
прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От
наглядно-образного мышления в начальных классах, которое является
преимущественно
конкретным,
опирается
на
наглядные
образы
и
представления, школьник поднимается до словесно-логического мышления.
Оно формируется постепенно, благодаря учебной деятельности .
Правильное отношение к учебе у младших школьников формируется не
сразу. Они не до конца понимают, зачем им нужно учиться. Вскоре
оказывается, что учение это огромный труд, требующий волевых усилий,
интеллектуальной активности, самоограничения. Если ребенок не привык к
этому, то возникает разочарование в учебе. Для избегания этой проблемы
учитель должен внушить ребенку, что учение это не праздник, не игра, а
серьезная работа, которая позволит узнать много интересного и нужного.
Важно, чтобы организация учебной работы подкрепляла слова
учителя. Вначале ребенок не осознает серьезность учебы, но не смотря на это
заинтересованность у ребенка формируется. Только после интереса к
результатам
своей
деятельности
у
ребенка
формируется
интерес
к
содержанию
и
приобретению
знаний.
Вот
эта
основа
и
является
благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов
учения. Формирование интереса связано с переживанием школьника чувств
удовлетворения
от
своих
достижений,
а
подкрепляется
это
чувство
одобрением
и
похвалой
учителя.
Когда
педагог
хвалит
детей,
они
испытывают особый подъем сил и чувство гордости. Учитель с первого
класса для ребенка становиться авторитетом и
имеет
воспитательное
воздействие. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и
воспитания в младших классах.
Таким образом, младший школьный возраст является ответственным
этапом в психологии развития ребенка. Полноценное проживание этого
возраста,
его
позитивные
приобретения
способствуют
дальнейшему
успешному развитию личности школьника и его учебной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: учебное пособие / П. П.
Блонский, А. И. Липкина. – Москва: МОДЭК, 1997. – 369 с.
2. Гомезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие /
М.В. Гомезо, Е. А. Петрова, М. Л. Орлова. – Москва : Педагогическое
общество России, 2003. – 512 с.
3. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник / В. В.
Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон. – Москва: Просвещение, 1979. –
287 с.
4. Лещенко, Н. В. Особенности нравственного развития младших
школьников / Н. В. Лещенко // Интеграция образования. – 2007. – №3. – С.
119–122.
5. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников:
методическое пособие для учителя / В. И. Максакова. – Москва:
Просвещение, 2003. – 254 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник / В. С. Мухина. – Москва:
ACADEMIA, 1999. – 456 с.
7. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития: учебное пособие / Д. Б.
Эльконин. – Москва: Тривола, 1994. – 168 с.
8. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии младших школьников: учебное
пособие
/
Д.
Б.
Эльконин,
В.
В.
Давыдов.
–
Москва:
Академия
педагогических наук РСФСР, 1962. – 286 с.
9. Яковлева, Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников: учебное
пособие / Е. Л. Яковлева. – Москва: Международная педагогическая
академия, 1995. – 123 с.