Автор: Радюк Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОГКУСО "Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей г.Ангарска" Населённый пункт: Иркутская область, г. Ангарск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Гармония человека и природы" Раздел: среднее профессиональное
Воспитательный час на тему:
«Гармония человека и природы»
Цель : Дать представление о том, что человек часть природы, что и
природа,
и
человек
имеют
внутреннюю
и
внешнюю
гармонию;
взаимоотношения с природой — это отношения живого с живым.
Ход занятия
1)
Организационный момент
а) Вступительное слово воспитателя
-Сегодня мы с вами познакомимся с тем, что нас окружает, что дают
нам наши возможности; откуда в нас такие прекрасные дары: ум, сила,
чувства, любовь, доброта. И для чего мы всем этим владеем. Я хочу спросить
вас: «Где мы берем свои возможности, откуда мы берем их?»
-Дети: «Мы такие рождаемся, потому что мы люди, человек умнее всех
на свете от природы и т.д.»
2)
Человек только часть природы
а) беседа о том, что такое природа
-Дети: «Природа это деревья, цветы, кошки и собаки, трава и снег, и все
то, что нас окружает»
-Да, ребята, вы правильно перечислили что входит в понятие природа.
А человек только часть природы. А как ВЫ это понимаете?
-Дети: «Природа была и может быть без человека, человек же без
природы не может и т.д.»
-Да, все то, что нас окружает: и мы с вами все подчинено природе. А
как одним словом можно назвать то, что снами происходит в природе?
-Дети: «Изменения, рост, красота, жизнь»
-Да, это все можно назвать одним простым словом – ЖИЗНЬ! Все, что
живое от него исходит тепло.
б) Ознакомление с «живым теплом»
1
-Сейчас вы сможете сами убедиться в том, как наша жизнь проявляется
в тепле.
Согните обе руки в локтях и поставьте их на уровне груди. А теперь
медленно, медленно сведите руки навстречу друг другу так, чтобы открытые
ладошки двигались навстречу. Продолжайте соединять руки до тех пор, пока
не
ощутите,
как
между
ладошками
струится
тепло.
А
теперь
соедините
ладошки вместе. Ощущение тепла усилилось?
3)
Релаксационная пауза
Игра «На какое дерево я похож?»
Воспитатель обучает нескольких детей движениям, которыми можно
изобразить деревья.
Опущенные вниз, повисшие плетьми руки, склоненная набок и
вниз голова это плакучая ива.
Стоящий
на
носках
ребенок
с
поднятыми
вверх
руками,
тянущимися выше и выше это тополь.
Плавно
переступающие,
медленно
«плывущие»
под
мелодию
известной песни «Во поле березка стояла» это берёза.
Дети отгадывают, какое дерево показывают.
-А
теперь
каждый
из
вас
загадает
какое
он
дерево,
которое
соответствует его характеру.
В
это
время
включить
музыку
с
нежными
звуками.
А
теперь
представим, что подул очень сильный ветер: он гудит, он свистит, он летит.
Что будет происходить с нашими деревьями? Как они будут двигаться на
веру?
-А теперь не только ветер дует, но еще идет, очень сильный дождь. Что
происходить с вашими листиками? Как вы чувствуете себя под дождем?
-А теперь выглянуло солнышко, ветер утих, капли дождя высохли.
4)
Развитие
наблюдательности
и
способности
созерцать
прекрасное.
2
Воспитатель
размещает
в
комнате
фотографии
природы:
пейзажи,
различные времена года, животных и птиц.
Дети рассказывают о том, что изображено.
Образ луга, его просторы создает ощущение своих возможностей,
чувства свободы и внутреннего простора.
Путешествие вдоль ручья ведет к поиску, к открытию чего-то
нового и выявляет стремление к переменам.
Подъем
вверх
в
гору
-
эти
образы
приносят
просветление,
освобождают от трудных чувств и переживаний.
5)
Беседа о живом дыхании природы
Ребята, а еще все живое дышит. Когда мы с вами дышим, мы обычно не
замечаем как это происходит. Сейчас мы попробуем ощутить свое дыхание.
Для этого сядьте поудобнее, положите руки на колени ладошками вверх.
Представьте, что на ваши ладошки дует приятный ветерок и его легкое
дыхание медленно, медленно входит в вас… этот ветерок – ветерок свежести
и бодрости, он несет
дыхание жизни … и вам нравится его ощущать.
Почувствуйте его.
-Теперь ваше дыхание становится таким же как этот легкий ветерок и
вместе с ним входят силы, здоровье. И вы наполняетесь жизнью, а теперь
выдохните воздух медленно, медленно
из вас выходят усталость, заботы,
трудности.
6) Итог
Заключительно слово воспитателя.
-Природа дает нам силы, создает настроение и помогает чувствовать
себя на земле, как дома. Меняется природа, погода - и человек, дитя природы,
тоже
меняется
и
чувствует
эти
изменения.
Особенно
хорошо
чувствуют
природу животные. Они никогда не вредят ей. Они живут с ней в гармонии.
3
Вот и мы с вами-люди-тоже должны жить с природой в гармонии. Нам
этому нужно учиться, и помогать природе.
4