Напоминание

«Играем — речь развиваем»


Автор: Ахмадеева Минигуль Максютовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Сургутский район, г. Лянтор
Наименование материала: Игровой практикум для родителей
Тема: «Играем — речь развиваем»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ ЦРР -детский сад "Сибирячок"

«Играем – речь развиваем»

практикум для родителей

Воспитатель: Ахмадеева М.М.

г. Лянтор.

Игровой практикум для родителей

«Играем — речь развиваем»

Тема: "Играем - речь развиваем".

Форма проведения: игровой практикум

Аудитория: родители.

Задачи:

1. Обучение

родителей

навыкам

правильной

организации

совместных

речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе

игры с ребенком.

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.

2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.

Информационно-техническое оборудование:

Проектор, экран.

Видеозапись речевых игр детей с педагогом.

Материал и оборудование:

Мяч.

Картотека предлагаемых игр для развития речи детей дома.

Памятки с описанием игр, в которые могут играть родители с детьми.

Логика проведения:

I этап. Предварительная работа.

Разместить

в

информационном

блоке

для

родителей

яркую

афишу

(объявление) о предстоящем практикуме. Озвучить тему практикума.

Акцентировать значимость данного мероприятия.

II этап. Основной.

Доброжелательная

встреча

педагога

и

родителей

в

эмоционально-

комфортном зале (кабинете, группе).

III этап. Подведение итогов.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на

наше мероприятие.

Практикум «Играем-речь развиваем».

Хотелось бы обозначить актуальность выбранной нами темы (развитие речи

детей).

По результатам анализа логопедического обследования нашей группы мы

имеем следующие данные в процентном соотношении: 8% это дети не

имеющие речевых нарушений, и 92% дети имеющие речевые нарушения.

1. Беседа с родителями.

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольника.

Известно, что недостатки произношения приносят детям немало огорчений.

Когда малыш картавит или шепелявит, взрослые не придают этому значения,

хотя ребёнок может часто переживать по этому поводу.

Правильное звукопроизношение – одна из важных сторон речевого развития

дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Неправильное

звукопроизношение

вызывает

насмешки

товарищей

и

недовольство

педагогов, травмируя детей, оставляя постоянное чувство огорчения.

Сознавая свои недостатки, многие дети начинают избегать общения со

сверстниками,

стесняются

говорить,

иногда

отказываются

отвечать,

нервничают, становятся не разговорчивыми, замкнутыми.

Обратите внимание на речевое развитие своего ребенка, соответствует ли оно

его возрасту.

Наша задача: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении

продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать

умение различать и называть существенные детали и части предметов

(у платья рукава, воротник…)особенности поверхности(гладкая, пушистая…)

Развивать умение понимать обобщающие слова. Совершенствовать умение

детей

внятно

произносить

в

словах

гласные,

развивать

моторику

речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, речевое

дыхание. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с

существительным в роде, числе, падеже. Развивать дилогическую форму

речи.

Проверьте, обладает ли необходимыми речевыми умениями ваш ребёнок,

прежде всего правильно ли он произносит звуки.

Помните: недостатки речи могут отражаться не только на общем развитии

ребенка, но и затруднять процесс обучения и познавания.

Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему

необходимо помочь научить управлять своими органами речи.

Уважаемые родители, вспомните, какие вы можете назвать органы речи

человека?

Наша задача (педагогов и родителей) вместе помочь ребёнку вовремя

справиться с «непослушными» звуками, терпеливо, настойчиво тренировать

слух, язык, губы, что бы они были достаточно подвижными.

Поэтому

существует

артикуляционная

гимнастика-это

специальные

упражнения для губ, щёк, языка, уздечки, малый язычок, верхнее нёбо,

нижнее небо.

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой

мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы

звук «родился».

Предлагаю стать вашему ребёнку «домашним логопедом» и совместными

усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами

артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует

предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя

игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,

плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к

другому.

Моляр, Чистим зубки, Грибок, качели.

Игры на-Развитие активного словаря.

2."Только веселые слова".

Играть лучше в кругу. Нужно назвать по очереди только веселые слова.

Первый игрок произносит: "Клоун", Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т.

д. Игра движется по кругу пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только "зеленые" слова (огурец, елка и т. д.,

только "круглые" (Колобок, колесо и т. д.) .

3. "Кто что умеет делать? ".

Родителю предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше

слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать

спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.).

4. "Подбери слово".

Родителям предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова

обозначающие его признаки, качества. Например, зима какая? (холодная,

снежная, морозная.). Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.)

Игры на-Развитие слоговой структуры речи.

5. "Веселые рифмы".

Играющие должны подобрать к словам рифмы:

свечка - печка

трубы - губы

ракетка - пипетка и т. д.

Игры на-Развитие связной речи, фантазии, мышления.

6. "Если вдруг".

" Родителю предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он

должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например. Если вдруг на Земле исчезнут:

все пуговицы

все учебники и книги

все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Можно предложить ребенку и другие ситуации, например, если бы у тебя

была:

живая вода

цветик - семецветик

сапоги-скороходы

Ковер-самолет и т. д.

Игры на-Развитие речевого дыхания.

7. «Птицеферма»

Взрослый показывает родителям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд

их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на

птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она

поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?»

Родители: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся

игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно

спросить трех-четырех родителей по одному. Следить, чтобы

звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-

кря) родители произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить

2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.

Игры на-развитие силы голоса.

8. Игра «Дует ветер»

Родители сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом

на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и

колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-

у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цве-

тов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает

картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот

звук). Родители повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит

сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а родители

подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, чтобы родители, повторяя за ним,

соблюдали ту же силу голоса.

9. Просмотр видеофильма.

Педагоги предлагают родителям посмотреть небольшие видеоролики, как

играют их дети с педагогом в речевые игры.

III этап. Подведение итогов.

Благодаря

речевым

играм,

у

ребёнка

развивается

воображение,

мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь,

автоматизируются поставленные звуки.

Педагоги раздают родителям памятки (брошюры) с описанием речевых игр, в

которые могут играть вместе с детьми самостоятельно.

Благодарит родителей за активное участие в практикуме.

Наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с основными

специальными упражнениями для постановки звуков, с играми для развития

связной речи и обогащения словаря детей.

Подведём итоги. Нам поможет в этом «волшебный клубочек»

-Что было полезным?

-Что не понравилось?

-Ваши предложения и пожелания на будущее?

С вашими детьми заниматься одно удовольствие благодаря интересу и

желанию. Спасибо за внимание и помощь.

Надеемся и в дальнейшем на тесное сотруднечество!

До новых встреч!



В раздел образования