Автор: Худякова Ирина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: технологическая карта урока русского языка
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс
Тема урока: «Три склонения имен существительных»
Учитель: Худякова Ирина Викторовна.
Цель: научиться определять склонение имен существительных.
Тип урока: ОНЗ
Технологии: проблемного диалога, оценивания учебных успехов.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять интерес к учебной деятельности; проявлять навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь
избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку; различать способ и результат
действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок; выполнять учебные действия в различных формах.
Познавательные УУД: познакомиться с тремя склонениями имен существительных,
учиться определять принадлежность сущ-х к 1-му, 2-му, 3-му склонению.
Коммуникативные УУД: воспринимать информацию с учетом поставленной учебной
задачи, сравнивать разные виды информации; оформлять диалогическое высказывание в
соответствии с требованиями речевого этикета, формулировать собственное мнение и
позицию.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников,
формирование
УУД
Контроль и
оценка
Мотивация к
учебной
деятельности
Приветствие учащихся:
Рады слышать мы звонок.
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Интересно нам писать,
Думать, спорить, размышлять!
Мотивация
( Повторение
изученного о
падежах)
Новый урок, как новый день
начнем с интеллектуальной
разминки.
1. ВОПРОСЫ:
- Вспомните, что такое
существительное?
- Какие постоянные признаки
имен сущ-х вы знаете?
- А какого рода бывают сущ-е?
- Приведите примеры имен сущ-х
в м. роде ( ж. р., ср. р.).
- Как определить род имен сущ-х
во множественном числе?
- Как определить падеж имен
сущ-х?
2. Спишите с доски предложение,
определите падеж и род имен
существительных.
( В солнечный день листва
поблескивала и лежала у
подножия деревьев золотистой
грудой.)
Вывод: как много мы знаем об
имени существительном.
Ответы детей.
Дети списывают
предложение,
самостоятельно
выполняют
задание, сверяют
правильность
выполнения с
доской, дают
самооценку,
используя
сигнальные
карточки.
Формулировка
темы и цели
занятия
Постановка
проблемы
Как вы думаете, а всё ли мы
знаем об имени
существительном?
Откройте в учебнике с.8,
прочитайте тему урока «ТРИ
СКЛОНЕНИЯ ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».
- Значение какого слова вам не
совсем понятно? (склонение)
- Подберите однокоренные слова.
(склониться,,поклон,,склоненный
)
- Судя по названию раздела,
имена сущ-ые склоняются. Что
это значит? Попробуем ответить
на все эти вопросы.
НА ДОСКЕ предложение:
«Старая женщина волновалась о
сестр. и дочер. .»
- Найдите однородные члены в
этом предложении.
- Определите их род и падеж.
- Прочитайте предложение без
пропусков. Что вы видите?
(Окончания разные.)
- Какие вопросы возникают?
Работа одного из
учащихся у
доски.
(Почему в одном и том же падеже
разные окончания.)
От чего зависит правописание
гласной в окончании им. сущ-х?
Решение
проблемы
Первичное
закрепление
Работа в
группах
Обмен
информацией
Попробуем разрешить данную
проблему.
УПР. 153 ( с.89 )
- Прочитайте содержание
упражнения и вопросы к нему.
- Что значит просклонять имя
сущ-е? (Изменить его по падежам
и числам)
- ПРОВЕДИТЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ.
Просклоняйте каждую группу
имен сущ-х и сделайте вывод,
одинаковые ли падежные
окончания имеют эти имена сущ-
е при склонении.
- Сколько всего в русском языке
групп имен сущ-х, у которых
однотипные окончания в
начальной форме и в одинаковых
падежах?
ПРАВИЛО на с.89.
- Как определить склонение имен
сущ-х?
РАБОТА В ГРУППАХ.
Каждой группе выдается конверт
с индивидуальным набором слов.
Задача обучающихся - определить
склонение имен сущ-х.
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Представитель группы делает
отчет по работе.
Дети склоняют
три группы имен
сущ-ых и
приходят к
выводу о том,
что в русском
языке ТРИ
склонения
(Материал
выдается на инд.
картах)
1-2 уч-ся дают
словесную
самооценку.
Представитель от
группы выходт к
доске и
распределяет
сущ-е по трем
колонкам в
соответствии со
склонениями.
Второй уч-ся
выбирает
цветной кружок,
показывающий
успешность
выполнения
работы в группе.
(1-2 уч. дают
краткий
Качественное
оценивание
Итог урока
Рефлексия
Домашнее
задание
ВОПРОСЫ:
- Как сейчас вы ответите на
вопрос: «Всё ли мы знаем об
имени существительном?»
- Чему новому научились?
- Какую проблему научились
решать?
Поработать с текстом
С.Кузьминой «Квакушка». Найти
имена существительные,
определить род, выделить
окончание и записать в три
столбика в зависимости от
склонения.
комментарий.)