Автор: Сабирова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Для чего нужна песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Для чего нужна песочная терапия в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России
относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный
метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье будут рассматриваться две формы работы с песком: занятия
в песочнице и рисование песком на световом планшете. В основу песочной
терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой
моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском
развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших
ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является
разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою
основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную
форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом
самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе
создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных
определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения
рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой
композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл
композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при
работе с детьми, так и при работе со взрослыми. В качестве материала для
манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами.
Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает
манипулировать с самого раннего возраста. В каждом дворе есть песочницы
и малыши с удовольствием в нем возятся. Ребенок словно становится
завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит
машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным
материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы,
которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой
долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс
психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в
работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому
методу.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой
одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие
правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком
подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно
развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным
пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с
задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится
владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение,
укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между
развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий
дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.
Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что
зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных
способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание
заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и
привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное
сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует
воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной
стимуляцией (список см. в Приложении). Первоначально для работы с
песком использовали ящики размером 50х72х8 см, дно которых было
выкрашено в голубой цвет, моделирующий воду и небо, однако сейчас с
развитием этого вида терапии специалисты все чаще экспериментируют с
различными формами песочниц для работы. Поверхность светового стола, на
которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с
подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими
для его развития материалами. Помещение затемняется, чтобы на подсветке
максимально были видны песочные следы и фактуры. Рисование песком
сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются
специальные навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным
рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает
понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С
помощью рисования на песке можно развивать наглядно-образное
мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная
чувствительность. Выполняя задания на песке, ребёнку становится
интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что
немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и
уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-
развивающей деятельности, развития воображения.
С уважением воспитатели группы « Кораблик»
Сабирова С. А
Кадрова И. С
Июль 2020 г.