Напоминание

Для чего нужна песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Сабирова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий ГО, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Для чего нужна песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для чего нужна песочная терапия в работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России

относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный

метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье будут рассматриваться две формы работы с песком: занятия

в песочнице и рисование песком на световом планшете. В основу песочной

терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой

моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском

развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших

ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является

разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою

основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную

форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом

самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе

создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных

определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения

рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой

композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл

композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при

работе с детьми, так и при работе со взрослыми. В качестве материала для

манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами.

Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает

манипулировать с самого раннего возраста. В каждом дворе есть песочницы

и малыши с удовольствием в нем возятся. Ребенок словно становится

завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит

машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным

материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы,

которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой

долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс

психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в

работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому

методу.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой

одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие

правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком

подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно

развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным

пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с

задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится

владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение,

укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между

развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий

дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что

зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных

способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание

заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и

привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное

сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует

воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной

стимуляцией (список см. в Приложении). Первоначально для работы с

песком использовали ящики размером 50х72х8 см, дно которых было

выкрашено в голубой цвет, моделирующий воду и небо, однако сейчас с

развитием этого вида терапии специалисты все чаще экспериментируют с

различными формами песочниц для работы. Поверхность светового стола, на

которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с

подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими

для его развития материалами. Помещение затемняется, чтобы на подсветке

максимально были видны песочные следы и фактуры. Рисование песком

сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются

специальные навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным

рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает

понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С

помощью рисования на песке можно развивать наглядно-образное

мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная

чувствительность. Выполняя задания на песке, ребёнку становится

интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что

немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и

уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-

развивающей деятельности, развития воображения.

С уважением воспитатели группы « Кораблик»

Сабирова С. А

Кадрова И. С

Июль 2020 г.



В раздел образования