Напоминание

Воспитание основ для успешного изучения темы "ВРАЩЕНИЯ"


Автор: Васильева Татьяна Александровна
Должность: Преподаватель народно-сценического танца
Учебное заведение: МБУ ДО Детской школы искусств№3
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: /Методические рекомендации к изучению темы «Вращения» на уроках народно - сценического танца
Тема: Воспитание основ для успешного изучения темы "ВРАЩЕНИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Воспитание основ для успешного изучения

темы «ВРАЩЕНИЯ

»

/Методические рекомендации к изучению темы «Вращения» на уроках

народно - сценического танца 4 класс /

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

МБОУ ДОД ДШИ №3 г. ТАМБОВА

Васильевой Т.А.

2017 год.

В условиях хореографического отделения школ искусств, при ограниченном количестве

часов на предмет «Народно-сценический танец» первый год, как правило, оказывает

решающее влияние на всё последующее обучение и его конечный результат. В случае

возникновения существенных пробелов и недостатков в качестве подготовки на

начальном этапе исправить их в последующих классах очень сложно.

Это налагает на педагога особую ответственность, требует от него глубоко продуманного

планирования перспектив работы класса на весь учебный год

Вращение – это технически трудный элемент, требующий от исполнителя

максимальной координации, хорошо развитого вестибулярного аппарата.

Хотя с темой «Вращения» учащиеся знакомятся только на 4-м году обучения,

подготовкой к их исполнению следует начинать заниматься с первых уроков народно

сценического танца. Грамотно построенная работа в начальных классах даёт

возможность заложить основу для успешного изучения данного раздела программы.

Решающее значение для усвоения техники верчений, кружений, поворотов имеет

правильно поставленный корпус. Говоря о постановке корпуса, необходимо иметь в виду,

что в условиях хореографических отделений именно этот период является наиболее

сложным, требующим преодоления трудностей как физических, так и психологического

характера. Начинается изучение темы на уроках классического танца. Это предполагает

довольно длительные статические нагрузки на мышцы, что переносится детьми младшего

возраста со значительно большим трудом, нежели динамические. При этом мышечный

аппарат ребёнка не готов к тому, чтобы удерживать все части тела в правильном

направлении.

Опираясь на навыки, полученные на уроках

классического танца, когда у детей уже частично сформировано умение, сохранять

прямизну вертикальной оси тела можно приступать к выполнению несложных

упражнений, которые подготовят детей к исполнению простейших вращений.

Начинать подготовку к вращениям следует с упражнений для развития

подвижности шейного отдела позвоночника.

Упражнение 1

Повороты головы в стороны с одновременным подъёмом на высокие полупальцы

лицом к палке. Муз. Размер 2/4.

Исходное положение: ноги в 1 прямой позиции лицом к станку,

Взгляд направлен прямо перед собой. Руки в 4 поз.

1 такт - подъём на высокие полупальцы (releve), голова поворачивается

направо, корпус прямо;

2 такт - пауза;

3 такт - опускание с полупальцев в исходное положение ;

4 такт - пауза ;

5 -8 такты, как 1-4т., но голова поворачивается влево.

Упражнение 2.

Повороты головы в стороны с одновременным подъёмом на полупальцы на середине.

Муз. Размер 2/4.

Исходное положение: ноги в 1 прямой поз, лицом к 1 точке, руки в 4 поз.

1 такт – подъём на высокие полупальцы (releve), голова поворачивается

направо в точку 3, корпус прямо.

2 такт – пауза;

3 такт – опускание с полупальцев в исходное положение;

4 такт – пауза.

5-8 такты, как 1-4 т., но голова поворачивается влево в точку 7.

Следующим этапом является выработка навыков по задержанию взгляда на условной

«точке», которая является ориентиром, относительно которого происходит вращение.

Необходимо научить учащихся не выпускать из поля зрения условную «точку»,

одновременно отрабатывая резкий и чёткий поворот головы.

Упражнение 3.

Поворот корпуса в точку 3 с фиксацией взгляда на точке 1 и дальнейшим полным

поворотом. Муз. Размер 2/4, темп спокойный. Упражнение занимает 2 такта.

Исходное положение: ноги в 1 прямой поз., корпус прямо лицом к

точке1, руки в 4 поз.

Затакт – полуприседание по 1 прямой поз.

1 такт ( «раз», «и», «два») – вскочить на высокие полупальцы , развернув

ступни в точку 4, корпус в точку 3, оставив взгляд в точку 1.

1 такт («и») – голова достаточно резко поворачивается вправо ,

докручивается до точки 1, и начинается полный поворот корпуса за

головой на высоких полупальцах.

2 такт полуприседание в 1 –й прямой позиции.

Упражнение 4.

Как упражнение 3, но исполняется на 1 такт.

Хорошо помогает скоординировать поворот головы упражнение 5. Данное упражнение

доступно и понятно детям младших классов и приносит большую пользу по тренировке

вестибулярного аппарата, по выработке устойчивости при приземлении, а так же готовит

детей к исполнению в старших классах воздушных туров.

Упражнение 5.

Прыжки по 1-й прямой позиции с поворотом на 90 градусов и доворотом до точки 1.

Муз. Размер 2/4, темп спокойный.

Исходное положение: ноги в 1-й прямой позиции, корпус прямо лицом

к точке 1. Руки в 4 позиции. Ученики самостоятельно определяют для

себя условную «точку», относительно которой происходит

вращение. Такой «точкой» - ориентиром может стать зеркальное

отражение головы исполнителя .

Затакт – полуприседание по 1-й прямой позиции, прыжок (pas soute).

1-й такт:

«Раз» – приземлиться в полуприседание (demi plie), развернув ступни,

корпус в точку 3. Голова сохраняет положение в точку 1. Взгляд

направлен на условную «точку». Спина удерживается в вертикальном

положении

«и», «два» - пауза, во время которой ученик контролирует вертикаль

(стержень) корпуса;

«и» – прыжок наверх, во время которого голова резко поворачивается

вправо и «тянет » за собой поворот корпуса. До точки 1.

2-й такт: приземление в полуприседание по 1-й прямой позиции.

Корпус, ступни, голова повёрнуты в точку 1 . Взгляд направлен на

условную «точку».

В данном упражнении необходимо следить за тем, чтобы поворот головы был быстрым, а

корпус при приземлении был правильно поставлен на ноги.

Доступны учащимся начальных классов 3 формы вращения, которые помогут в

дальнейшем более успешно освоить вращения с продвижением по прямой линии, а

впоследствии и по окружности.

1 форма вращения:

Исходное положение – 3 свободная позиция. Руки в 4 позиции.

Корпус повёрнут к точке 1, голова повёрнута вправо, взгляд

направлен в точку 3.

Затакт: смягчить оба колена. Правая нога отрывается от пола,

готовясь к шагу.

1-й такт:

«Раз», «и» - шаг (с небольшим ударом стопы с акцентом наверх)

с правой ноги вправо к точке 3. Колени выпрямляются,

тяжесть корпуса переносится на правую ногу.

«Два», «и» – пауза. Взгляд на выбранной «точке».

2-й такт:

«Раз», «и» - шаг левой ногой по направлению к точке 3.

Начинается поворот корпуса вправо, Исполнитель поворачивается

спиной к зрителям.«Раз», «и» - голова начинает резкий поворот

вправо. Глаза опять

«ловят» выбранную точку. За головой с небольшим опозданием

начинает поворачиваться корпус. Ноги из 2-ой свободной

позиции собираются в 3-ю свободную позицию (правая нога

впереди) Голова, корпус, ноги приходят в «исходное положение».

«Два», «и» - пауза.

4-й такт:

Выдерживается пауза, во время которой ученик может

проконтролировать правильность постановки корпуса, головы,

ног.

Задача 2-й формы научить учащихся собирать, соединять ноги во

время вращения.

2 форма вращения. Исходное положение – 3 свободная позиция. Руки в 4 позиции.

Корпус повёрнут к точке 1, голова повёрнута вправо, взгляд

направлен в точку 3.

Затакт: смягчить оба колена. Правая нога отрывается от пола,

готовясь к шагу.

1-й такт:

«Раз», «и» - шаг (с небольшим ударом стопы с акцентом наверх)

тяжесть корпуса переносится на правую ногу.

«Два», «и» – пауза. Взгляд на выбранной «точке».

с правой ноги вправо к точке 3. Колени выпрямляются,

2-й такт:

«Раз», «и» начинается поворот корпуса в положение «спиной к

зрителю». Левая нога во время поворота собирается в 5-ю

позицию перед правой. Стопы на высоких полупальцах.

«Два», «и» – пауза. Взгляд на выбранной «точке».

3-й такт:

«Раз», «и» - голова начинает резкий поворот вправо. Глаза опять

«ловят» выбранную точку. За головой с небольшим опозданием

начинает поворачиваться корпус. Ноги из 5-ой позиции

опускаются в 3-ю свободную позицию (правая нога

впереди) колени прямые. Голова, корпус, ноги приходят в

«исходное положение».

«Два», «и» - пауза.

4-й такт:

Выдерживается пауза, во время которой ученик может

проконтролировать правильность постановки корпуса, головы,

ног.

3-я форма вращения такая же, как 2-я, но исполняется на 2 такта музыкального

сопровождения.

4-я форма вращения предполагает исполнение полного поворота на 1 такт.

Отрабатывая технику, увеличиваем темп исполнения. Как только учащиеся будут готовы

к техническому исполнению 4-й формы в достаточно быстром темпе, добавив прыжок

наверх и сократив исполнение поворота до полутакта, получаем, так называемое, па

одного «блинчика».

Проучив формы вращения, легко можно переходить к разнообразным круткам,

добавляя дробные удары, сгибания колени, сочетая с другими вариантами верчений.

Литература

А.Климов «Основы русского народного танца»

М.: Издательство «Искусство», 1981. -270с

К.Зацепина, А.Климов, К.Рихтер,Н. Толстая, Е.Фарманянц

«Народно-сценический танец » Ч. I. М., 1976г.

Т.Ткаченко «Народный танец». М. 1967



В раздел образования