Напоминание

Методическая разработка " Хоровое Сольфеджио"


Автор: Плетнева Людмила Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Истоки"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: "Хоровое сольфеджио"
Тема: Методическая разработка " Хоровое Сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

« Хоровое сольфеджио»

МБУ ДО « ЦВР « Истоки»

Педагог дополнительного образования

Плетнева Людмила Ивановна

Методическая разработка

«Хоровое сольфеджио»

на занятиях по хору в начальной школе

Пояснительная записка.

В последние годы в системе школьного хорового обучения широко применяется

методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха,

музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.), созданная и апробированная хоровым

дирижером, композитором, педагогом-исследователем в области детского хорового

творчества Г. А. Струве. Эта методика носит название «Хоровое сольфеджио», в

основе которой принципиальные установки относительной сольмизации. «Хоровое

сольфеджио» состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую,

доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа

— от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио

объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот,

например, ручные знаки. Сжатый кулачок- поётся « раз», кисть вверх-«два», рука

ладонью вниз-«три». Для учащихся это своеобразные ступени, по которым видно,

что «два» выше чем «раз». «три» выше чем «два» . Сначала дети только поют и

считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада. Такие систематические

упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке ( рука как «нотный стан»),

развивает координацию между голосом и слухом. От простых попевок игры- ведут

к песне. При разучивании песни преследуются две цели: выучить саму песню и

развить навык пения по ручным знакам. Тем самым развиваем общую музыкальную

грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам.

Этапы освоения методики хорового сольфеджио

1. Развивать ладовый слух. Повторять голосом различные интонации вслед за

педагогом, а затем самим импровизировать голосом различные ступени—I—II

—III, V—III—I, V—I—III, III—II—I, и т.д.

2. В начале обучения хоровому пению исполнять небольшие попевки,

несложные по мелодии и тексту песни с аккомпанементом. Постепенно, вместе

с взрослением детей усложняется и их репертуар.

3. Уметь варьировать исполнение, изменять его интерпретацию.

4. Определять на слух ладовое настроение мелодии.

5. Развивать метроритмические ощущения. Присоединять к исполнению 1-2

ритмических инструмента с простейшим ритмом на основе остинатных

ритмоформул.

6. Сопровождать пение исполнением «пульса» (звучащие жесты, шумовые

инструменты).

7. Сопровождать речевые тексты одновременным исполнением «пульса».

8. Различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, «читать» эти

жесты по руке дирижёра.

9. Различать громкое и тихое звучание. Использовать усиление и ослабление

звучности как выразительные приёмы.

10. Различать фразы и предложения в речи и пении.

11. Использовать ритмическую пульсацию (в речевых упражнениях, звучащих

жестах). Отличать на слух двухдольную и трёхдольную пульсацию.

12. Использовать речевые упражнения как основу для ритмических

импровизаций.

13. Исполнять ритмические мотивы в игре «Эхо».

14. Создавать ритмические композиции, используя тексты, звучащие жесты и

шумовые инструменты.

Из огромного множества педагогических задач самой главной является активная

творческая деятельность детей, желание заниматься музыкой, в разных её

проявлениях, не только на хоровых занятиях, но и в свободное время. Научить

детей понимать и любить разную музыку, чувствовать её настроение через

мелодию, ритм, ладовую основу, множество средств музыкальной

выразительности, использованных композитором для написания произведения.

Освоение программы по хоровому сольфеджио на занятиях по хору в начальной

школе ориентированно на осуществление следующих образовательных достижений

учащихся:

1. Развитие ладового слуха.

2. Развитие музыкальной памяти.

3. Развитие чувства ритма.

Хор начальной школы состоит из детей 6-10 лет. Данный возраст

характеризуется лёгким, фальцетным, небольшой силы звучания голоса. Голоса

не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Нет существенного

различия голосов мальчиков и девочек. Диапазон хора младших классов в

пределах одной октавы, в редких случаях - чуть больше октавы.

Данная программа включает в себя весь спектр понятий элементарной теории

музыки:

• Общее понятие о ладе. Мажор. Минор.

• Звук и его высота. Звукоряд.

• Интервалы.

• Мелодия и её выразительные возможности.

• Ритм. Метр. Темп.

• Динамические оттенки.

• Звуковедение.

Учащиеся понимают значение музыки в жизни общества в целом и в жизни

каждого человека в частности. Понимают, что музыка бывает разной по

настроению и характеру, что музыка может изображать и выражать. Они учатся

говорить о музыке - о её содержании, настроении, характере. Дети приобретают

навык пения в унисон, постепенно учатся петь двухголосно (канон, элементы

простейшего двухголосия), знакомятся с попевками и песнями современной,

классической и народной музыки. Дети учатся понимать сложность и красоту

хорового пения в частности, и музыки в целом. Слушая, они определяют её лад,

настроение, изображают в рисунке то, о чём им рассказывает музыка. Учащиеся

слушают музыку не только в своём исполнении, но и в исполнении других

хоровых коллективов.

Овладевая навыками хорового пения дети узнают много нового о своём

голосовом аппарате и учатся правильно владеть своим голосом. Они узнают:

• Что такое голос и как его беречь.

• Что такое дыхание и дыхательная гимнастика.

• Что значит вокально-певческая постановка корпуса.

• Что такое звукообразование и как формируются гласные.

• Что такое звуковедение и каким оно бывает.

• Что такое интонация и как формируется качественный звук.

• Что такое дикция, артикуляция, и как

правильно формировать слово.

• Что значит выразительность исполнения.

Цели и задачи музыкально-хорового воспитания детей младшего школьного

возраста.

На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без

сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию.

Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети

начинают лучше петь в унисон. Пение без сопровождения как методический

приём, даёт положительный результат в развитии музыкального слуха детей.

Даже те песни, которые поются в сопровождении с фортепиано, полезно

пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях.

В начальных классах важной задачей музыкального образования школьников

является воспитание навыков пения простейшего двухголосия. Методика

состоит таким образом, чтобы каждого ребёнка научить петь не только первым,

но и вторым голосом. Для этого группа условно делится на две части и каждая

половина поёт двухголосные упражнения то первым, то вторым голосом.

Также серьёзного внимания у детей требует и развитие чувства ритма. Мы

вводим ритмические упражнения, включающие движение, марширование,

элементы танца. Кроме того, проводятся различные несложные упражнения на

имеющихся ударных инструментах: треугольниках, бубнах, коробочках,

маракасах, и др. Для этой цели также служат руки и ноги детей, так называемые

звучащие жесты. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их

использование отличается универсальностью. Звучащие жесты являются не

просто носителями определённых тембров, их использование вносит

необходимый элемент движения в освоение ритма. Воспитание чувства ритма и

тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих

жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и

эффективностью.

Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения. Хлопки:

звонкие - всей ладонью, тихие - согнутым кулачком и ладонями, удары

верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней

части ладони. Помимо этого для воспроизведения тихих шелестящих звуков

можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами

согнутых пальцев. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям,

по груди, по бокам. Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по надутым

щекам.

Первоначальной работой над звучащими жестами с детьми является

одновременная имитация по типу «Играй как я». Это целая серия всевозможных

заданий, которая даёт простор для развития фантазии, для формирования у

детей импровизационных навыков. Педагог начинает ритмично хлопать в

ладоши, продолжая это делать некоторое время, пока все дети не включатся в

нужный темп и ритм. Затем он может перейти на притопы одной или двумя

ногами по очереди; начать ритмично чередовать хлопки и шлепки, щелчки и

притопы. Позднее можно в играх по типу «Эхо» комбинировать звучащие

жесты с движением в пространстве (шагами, прыжками, поворотами), а также с

импровизацией коротких мелодических мотивов, естественным образом

воплощая в жизнь неразрывную связь музыки и движения. В игре «Странное

эхо» одни дети исполняют ритм в звучащих жестах, другие тут же

воспроизводят его на условленных инструментах.

С помощью звучащих жестов успешнее и быстрее происходит освоение

сложных музыкальных размеров, рисунков, некоторых элементов ритмической

полифонии, полиритмии, различных музыкальных идей. Такое темброво-

ритмическое воспитание позволяет создавать не только аккомпанементы, но и

целые композиции, построенные по всем строгим законам музыки.

К играм на основе одномоментных имитаций относятся игры голосом, которые

позволяют детям исследовать богатейшие колористические возможности

человеческого голоса. Голоса детей могут использоваться подобно

инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания

различных звуковых эффектов с помощью языка, губ, мышц гортани, щёк.

Свист, шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани,

языка, губ), вдохи, выдохи - все эти звуки с лёгкостью используются детьми в

озвучивании сказок и стихов, а также в качестве аккомпанемента к движениям.

Артикуляционные игры - упражнения проводятся в едином

метроритмическом движении и эффективно развивают у детей внутреннее

ощущение стабильности метра, темпа, навыка, необходимого для

музицирования, а также разввает у детей интонационный слух.

Для лучшего обучения детей понятиям темпа, метра, размера, ритма, динамики,

звуковысотных отношений используют метод моделирования элементов

музыкального языка. Его применяют для облегчения восприятия и осознания

детьми строения музыкальной речи. Без использования моделирования процесс

начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднён. Метод

моделирования - это способ обучения.

Моделирование темпа.

• Речевое - декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного

до быстрого.

• Двигательное - исполнение движения медленно, быстро, умеренно, постепенно

ускоряя и замедляя.

• Графическое - частота символов (пульса) означает скорость движения.

Моделирование темпа и размера.

• Двигательное метрирование - это использование различных видов

равномерного движения: звучащие жесты, а также любые другие движения тела.

Тактирование - показать, касаясь разных частей своего тела, двухдольный,

трёхдольный и четырёхдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются

неодинаково. Например, шлепок по коленям плюс два щелчка.

• Графическое - использование рисунков, карточек или записи на доске.

Моделирование ритма.

Детям значительно проще представить себе ритмические отношения, если для

этого использовать речь, мышечные ощущения, цвет, пространственные

представления и др. Любой вид моделирования ритмических отношений может

стать основой для множества игр, развивающих у детей метроритмическое

чувство. Например, детям можно предложить придумать свою систему

ритмослоговой поддержки при чтении ритмов вместо общепринятой. Можно

предложить детям повторить, а затем расшифровать и записать барабанное

послание туземцев: зум-ко-ко, зум-ко-ко, тики-тики-тики-ба-а. Затем,

предложить детям зашифровать любую ритмоформулу в привычные слова и их

цепочки: лимон - апельсин, банан - мандарин, лиса - петушок, звезда - небеса и

т.д. Можно речевые ритмоформулы хлопать, а затем составлять и находить по

записи на доске. Важно, чтобы это придумывали дети, а не педагог

Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям совершенно необходимо

«пропустить» их через своё тело. Самый простой и доступный для детей способ

- это сыграть ритмический рисунок, а для начала лучше речевую фразу, на

своём теле, используя для этого звучащие жесты.

Моделирование динамики.

• Речевое. В речевых упражнениях: крик - шёпот, громкая ритмизованная –

тихая речь.

• Двигательное. Очень интересная для детей игра: показать движениями

туловища сначала на месте, а затем двигаясь по классу, громкое и тихое

звучание, а также переходы и перепады динамики. Занятие может происходить

под музыку, которую исполняют все дети, или в тишине.

Графическое. Использование различных рисунков для изображения

контрастной или различных переходов переменной динамики в играх

голосом, с инструментами и звуками речи.

• Пространственное. Показ руками в воздухе объёмов, имитирующих степень

громкости и переходы динамики. Здесь идёт подготовка детей к восприятию

дирижёрского

жеста.

Моделирование звуковысотных отношений.

• Речевое. Подражая голосам животных и птиц дети знакомятся с контрастными

регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх-вниз и произвольно

спускаясь и поднимаясь голосом по «небесной» лестнице, дети изучают

выразительные возможности регистров и своего голоса.

• Графическое. В нём присутствуют различные варианты полных и неполных (2-

3 ступени) лесенок.

• Пространственное. Моделирование рукой в воздухе направления

мелодической линии.

• Графическое плюс двигательное. На полу чертятся мелом две линии, дети по

знаку педагога поют любые известные слова на два звука, а несколько человек

могут прыгать с линейки на линейку, соответственно направлению мелодии.

Интонацией может быть любой интервал

Успешность реализации программы обеспечивается использованием учебно-

методического комплекса, который включает в себя словари, справочники,

наглядные материалы-рисунки, нотные образцы, схемы. В программе

используются развивающие средства обучения, такие как: дидактические игры,

музыкально-творческие задания. Главная идея, чтобы ребёнок понимал, что

музыка—это чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём

самом. Пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты

можешь, как чувствуешь.

Методическая литература.

1. Абелян Л.М. «Как Рыжик научился петь». М., 1993.

2. Лихоманова Н.А. «Работа хормейстера». С-Пб., 1998.

3. Способин И.В. «Элементарная теория музыки». М., 1958.

4. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио». М., 1994.



В раздел образования