Напоминание

«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды изобразительной деятельности»


Автор: Яковлева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Опыт работы по теме:

«Формирование творческих способностей детей

дошкольного возраста через различные виды

изобразительной деятельности»

Воспитатель Яковлева Ольга Александровна,

первая квалификационная категория

1

Формирование творческой личности – одна из важных задач

педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно

начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для

этого - изобразительная деятельность.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает

разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал

сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное– создавая

изображение,

ребёнок

приобретает

различные

знания,

уточняются

и

углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он

начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные

особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями,

учиться осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в

педагогический

процесс

разнообразные

занятия

художественной

деятельности.

Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том,

что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию,

лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развитию

ребёнка.

Наблюдая за работами детей, я заметила, что есть положительный

результат

в

приобретении

детьми

знаний

и

умений,

навыков

в

изодеятельности.

Дети

работают

разными

материалами,

осваивают

различные приемы и способы рисования, лепки и бумагопластики. Но мне

хотелось, чтобы дети работали не по шаблону, а вкладывали и сердце, и душу.

Реализуя программу «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой,

используя

элементы

авторской

программы

И.А.

Лыковой,

изучая

новинки

методической

литературы, главной целью моей деятельности стало: помочь детям открыть

самих себя. Показать мир существующий не только вокруг, но и внутри

каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное не только в самых

простых, обыденных вещах.

Для развития у ребенка художественных способностей необходима

особая творческая среда. Всё, что его окружает, - это стимул для

исследования и создания продукта. Дидактические игры, оборудование для

творчества, предметы народного промысла и др. пробуждают творческую

инициативу

и

заставляют

мыслить.

· Побуждая детей к созданию выразительных работ, я активно использую

методы образного восприятия мира, проживания образа. Важно вовлечь

детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике

рисования, лепки и аппликации, а эмоционально переживали ситуацию.

Чтение художественной литературы, музыка, художественное слово лучше

всего подходят для достижения этой цели.

При организации образовательной деятельности я соблюдаю обще-

дидактические принципы: сознательности, практической направленности,

перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от

2

конкретного

к

абстрактному.

Создаю

атмосферу

доброжелательности,

сотрудничества,

заинтересованности

каждого

ребёнка,

положительного

эмоционального, творческого настроя на работу в течении всего времени.

Особая

роль

в

изодеятельности отводится

рассматриванию. Необходимо дать отчетливое представление о предмете или

явлении. Так как представления образуются в процессе восприятия.

Творческой работа может получиться лишь на основе чувственного

знакомства с предметом, при внимательном его рассматривании.

Большое значение придаю знакомству детей

с произведениями

искусства и народных

промыслов.

Для этого использую работы

В.М.Васнецова,

И.Шишкина,

А.Саврасова,

И.Левитана

и других

художников, а так же показ изделий.

На экскурсиях в краеведческий музей дети знакомились с декоративно

прикладным искусством: с народной вышивкой, с кружевами ручного

плетения, изделиями из бисера.

В своей работе я использую четкий, понятный показ действий с

графическим и живописным материалом, увидев который, дети могли бы

воспроизвести, так как решающую роль в развитии изодеятельности

играет обучение. Занятия строятся так, чтобы у каждого ребенка была

возможность проявить себя, для чего необходимо:

·

внимание

к

естественным

потребностям

ребенка;

·

обеспечение

условий

для

его

творческой

самореализации;

· уважение к выбору ребенком способа решения художественных задач;

· удовлетворение его потребности в новых знаниях, умениях, навыках,

необходимых для создания задуманного образа.

Учитываю в своей работе и индивидуальные особенности детей. Для

этого организую индивидуальную работу с детьми в момент реализации

замысла, стимулируя чувство уверенности в себе, смелость.

Использую в своей работе совместную деятельность. Очень популярны в

нашей группе коллективные работы, когда дети объединяются для создания

общего

продукта.

Одним

из

условий

развития

детского

творчества

является

использование

различных традиционных

и

нетрадиционных изобразительных материалов и техник, которые обогащают

художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от

результатов своего труда.

Рисование в нетрадиционном стиле увлекает,

завораживает,

восхищает

и

удивляет

детей.

Ребята с большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного

изображения, отпечатков, разбрызгивания, раздувания капельки, рисования

ладошками, пальчиками, пластилином, любят совмещать аппликацию и

рисунок и др. Особенно любят игровые упражнения «Дорисуй»

Обучение может осуществляться не только в организованных, но и в

стихийных формах. Я придаю её развитию то направление, которое в

3

конечном

итоге

ведет

к

усвоению

изобразительной

культуры.

Одним из важных педагогических условий формирования творческой

личности, является активное включение родителей в эту деятельность.

Привлечение

родителей к участию в выставках совместных работ: «В

Пижанку заглянула осень», «Чтобы сердце было здоровым», «Пока часы 12

бьют» и др., способствует ещё большему желанию детей творить.

А используя нетрадиционную технику и нетрадиционные материалы в

создании творческой работы, ребенок выражает свой оригинальный взгляд на

окружающую действительность, вкладывает внутренний смысл и своё

видение художественного образа.

Таким образом, приобщая детей к изобразительной

деятельности

способствую развитию у них качеств творческой личности: быстрой

обучаемости,

умственной

активности,

смекалки,

изобретательности,

стремления

и

способности

добывать

новые

знания.

Формируется

самостоятельность ребенка. Манипулируя с разнообразным материалом,

дети

осмысленно

находят

новые

приёмы

отражения

окружающей

действительности в собственном художественном творчестве.

4



В раздел образования