Автор: Яковлева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Опыт работы по теме:
«Формирование творческих способностей детей
дошкольного возраста через различные виды
изобразительной деятельности»
Воспитатель Яковлева Ольга Александровна,
первая квалификационная категория
1
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно
начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для
этого - изобразительная деятельность.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает
разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал
сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное– создавая
изображение,
ребёнок
приобретает
различные
знания,
уточняются
и
углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он
начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные
особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями,
учиться осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в
педагогический
процесс
разнообразные
занятия
художественной
деятельности.
Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том,
что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию,
лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развитию
ребёнка.
Наблюдая за работами детей, я заметила, что есть положительный
результат
в
приобретении
детьми
знаний
и
умений,
навыков
в
изодеятельности.
Дети
работают
разными
материалами,
осваивают
различные приемы и способы рисования, лепки и бумагопластики. Но мне
хотелось, чтобы дети работали не по шаблону, а вкладывали и сердце, и душу.
Реализуя программу «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой,
используя
элементы
авторской
программы
И.А.
Лыковой,
изучая
новинки
методической
литературы, главной целью моей деятельности стало: помочь детям открыть
самих себя. Показать мир существующий не только вокруг, но и внутри
каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное не только в самых
простых, обыденных вещах.
Для развития у ребенка художественных способностей необходима
особая творческая среда. Всё, что его окружает, - это стимул для
исследования и создания продукта. Дидактические игры, оборудование для
творчества, предметы народного промысла и др. пробуждают творческую
инициативу
и
заставляют
мыслить.
· Побуждая детей к созданию выразительных работ, я активно использую
методы образного восприятия мира, проживания образа. Важно вовлечь
детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике
рисования, лепки и аппликации, а эмоционально переживали ситуацию.
Чтение художественной литературы, музыка, художественное слово лучше
всего подходят для достижения этой цели.
При организации образовательной деятельности я соблюдаю обще-
дидактические принципы: сознательности, практической направленности,
перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от
2
конкретного
к
абстрактному.
Создаю
атмосферу
доброжелательности,
сотрудничества,
заинтересованности
каждого
ребёнка,
положительного
эмоционального, творческого настроя на работу в течении всего времени.
Особая
роль
в
изодеятельности отводится
рассматриванию. Необходимо дать отчетливое представление о предмете или
явлении. Так как представления образуются в процессе восприятия.
Творческой работа может получиться лишь на основе чувственного
знакомства с предметом, при внимательном его рассматривании.
Большое значение придаю знакомству детей
с произведениями
искусства и народных
промыслов.
Для этого использую работы
В.М.Васнецова,
И.Шишкина,
А.Саврасова,
И.Левитана
и других
художников, а так же показ изделий.
На экскурсиях в краеведческий музей дети знакомились с декоративно
прикладным искусством: с народной вышивкой, с кружевами ручного
плетения, изделиями из бисера.
В своей работе я использую четкий, понятный показ действий с
графическим и живописным материалом, увидев который, дети могли бы
воспроизвести, так как решающую роль в развитии изодеятельности
играет обучение. Занятия строятся так, чтобы у каждого ребенка была
возможность проявить себя, для чего необходимо:
·
внимание
к
естественным
потребностям
ребенка;
·
обеспечение
условий
для
его
творческой
самореализации;
· уважение к выбору ребенком способа решения художественных задач;
· удовлетворение его потребности в новых знаниях, умениях, навыках,
необходимых для создания задуманного образа.
Учитываю в своей работе и индивидуальные особенности детей. Для
этого организую индивидуальную работу с детьми в момент реализации
замысла, стимулируя чувство уверенности в себе, смелость.
Использую в своей работе совместную деятельность. Очень популярны в
нашей группе коллективные работы, когда дети объединяются для создания
общего
продукта.
Одним
из
условий
развития
детского
творчества
является
использование
различных традиционных
и
нетрадиционных изобразительных материалов и техник, которые обогащают
художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от
результатов своего труда.
Рисование в нетрадиционном стиле увлекает,
завораживает,
восхищает
и
удивляет
детей.
Ребята с большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного
изображения, отпечатков, разбрызгивания, раздувания капельки, рисования
ладошками, пальчиками, пластилином, любят совмещать аппликацию и
рисунок и др. Особенно любят игровые упражнения «Дорисуй»
Обучение может осуществляться не только в организованных, но и в
стихийных формах. Я придаю её развитию то направление, которое в
3
конечном
итоге
ведет
к
усвоению
изобразительной
культуры.
Одним из важных педагогических условий формирования творческой
личности, является активное включение родителей в эту деятельность.
Привлечение
родителей к участию в выставках совместных работ: «В
Пижанку заглянула осень», «Чтобы сердце было здоровым», «Пока часы 12
бьют» и др., способствует ещё большему желанию детей творить.
А используя нетрадиционную технику и нетрадиционные материалы в
создании творческой работы, ребенок выражает свой оригинальный взгляд на
окружающую действительность, вкладывает внутренний смысл и своё
видение художественного образа.
Таким образом, приобщая детей к изобразительной
деятельности
способствую развитию у них качеств творческой личности: быстрой
обучаемости,
умственной
активности,
смекалки,
изобретательности,
стремления
и
способности
добывать
новые
знания.
Формируется
самостоятельность ребенка. Манипулируя с разнообразным материалом,
дети
осмысленно
находят
новые
приёмы
отражения
окружающей
действительности в собственном художественном творчестве.
4