Автор: Сагдиева Ольга Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Чусовой
Наименование материала: Статья
Тема: Все вместе в воспитании детей: о взаимодействии школы с семьями.
Раздел: среднее образование
Все вместе в воспитании детей:
о взаимодействии школы с семьей.
Учитель чтения, ОРКСЭ
МБОУ «С(К)СОШИ
г. Чусовой
Сагдиева О.Н.
В.А.Сухомлинский: « Семья – это та первичная среда, где человек должен
учиться творить добро».
Для кого семья ? Зачем? Почему?
Это основа общества, а я бы сказала – всего мироздания.
Семья для ребенка...Она дает понятие о мире, об отношениях, о смысле
жизни, о любви м т.д.
Семья для родителей…Это – опора, забота, ответственность, любовь и т.д.
Семья для бабушек, дедушек, тетей, дядей и т.д. – это история рода,
традиции, наследие…
Семья для школы… это соратник, помощник, поддержка и бесконечная
забота.
С 2017г. я (как директор школы и как учитель) начала работать во всех
направлениях. Учитывая, что все: педагоги, ученики, родители – мы все
имеем отношение к понятию СЕМЬЯ. И работа коррекционной школы
невольно выстраивается в работу с семьями учеников , образно говоря, « до
седьмой воды».
- В 2014г. был проучен весь педагогический коллектив в Академии
родительского образования;
- Изменены подходы в работе с родителями, семьей, разработаны свои
методики, технологии;
- В работе использовался метод сотрудничества, погружения;
- Проектная деятельность, информационные встречи, мероприятия – все
делали вместе: педагоги, родители, дети.
В каждом выступлении, мероприятии обязательно включается духовно –
нравственное наполнение. А, как говорил Тертулиан : « Душа по природе
своей христианка»,а это включило возможность использования принципа:
«…во всем – любовь», то новая информация и новая ее подача
воспринимались легко, с пониманием всеми участниками процесса.
Приведу в пример родительские собрания , на которых говорилось о
назначении семьи, об иерархии в православной семье, о любви, о
послушании, прощении, ответственности, о примере родителей. Формы
проведения родительских собраний были самые разные: от просмотра
роликов, обсуждения, практических занятий, семейного поезда с посещением
станций с разными темами, заданиями практическими мероприятиями, с
«нужными» и полезными методическими хитростями и подарками.
Например, родители получали медальку с надписью: «Я очень люблю тебя»
и, как домашнее задание: прийти домой, одеть ее своему ребенку со словами:
«Я очень люблю тебя». Некоторые родители делали это прямо в школе после
родительского собрания, сколько было счастья у всех( и у родителей и у
детей). Из школы уходили счастливые, с добрыми чувствами.
Проектная деятельность:
- 2017г. – «Рождественский вертеп»;
« Сила Слова»;
- 2018г. – « Сила Слова: Сказка ложь, да в ней намек»;
-2019г. - «Сила Слова: Дорогами Добра»;
«Благодатный мед»;
- 2020г. - «БлагоДарю».
Основой проектов являются направления:
- исторические традиции уклада православной жизни, праздники, обычаи;
- обращение к чистому, прекрасному Слову на примере высказываний
святых отцов. Используется сила святого Слова, ее действие на подсознание
человека;
«Будь дальше от тех, кто много рассуждает. Будь поближе к тем, кто
больше молчит». Симеон Афонский.
«Огонь огнем не тушат, а водой. А зло побеждается любовью». Св.
Севастьян.
Карагандинский.
Сделай счастливыми ближних и сам станешь счастлив.Св.
преподобномученица Великая Княгиня Елизавета, и т. д.
- практические работы носят духовно-нравственный характер. Например,
дети оформляют коллаж, как они понимают: Возлюби ближнего своего, как
самого себя. Они высказывают свое мнение. С этими коллажами знакомятся
родители. Они познают своих детей, сами задумываются, происходят
внутренние изменения, обсуждают с детьми, со второй половинкой, с
членами семьи.
- Совместные работы детей и родителей, например,
- как празднуется Рождество в твоей семье?
- принеси «бабушкин» рецепт блюда к рождеству, которое готовила ее
бабушка ( или просто готовите вместе каждый год и передадите своим
внукам…)
- приготовить дома и сфотографировать какое – то блюдо, оформить газету
со всей этой красотой, поделиться рецептами с ближними.
- в школе вместе с ребятами посадили дуб – дерево познания добра ; детям
раздали желуди, рассаду дубков, которые они посадили с родителями около
своих домов как символ, как семейное дерево, под которым будет собираться
семья в радости и в горе, и не только сейчас, а и в будущем- следующие
поколения этой семьи. Дуб будет объединять вокруг себя семью.
- изучение житий святых, святых семейств. Это ново, интересно, это пример,
в какой-то степени изучение законов благочестивой жизни, благочестивой
семьи.
- именины, имя твоего святого – как личное стремление быть на него
похожим, что-то знать о нем, просить его помощи. Зародить, а точнее сказать
– возродить, новую традицию в семье – именины – день ангела.
С2014 года мы начали работать по принципу ненавязчивости. Ребенок узнал
новые слова, новые понятия,( в смычле новые грани данных ьслов)
- стыд
- честь
- целомудрие
- милосердие
- добро
- совесть
- прощение
- трудолюбие
прочитал высказывания святых, и родители делают то же самое. Но не в
назидание, а как-бы случайно в разговоре, прочитав высказывания на
школьных стендах; посмотрев работы своих чад, оформленных их же
руками; увидев сочинение своего ребенка на тему…, вникнув в его видение
какой-то проблемы, явления( порой очень удивившись).То есть отчасти
родители познают, знакомятся со своими детьми, развиваются вместе с ними
и с нами(педагогами). А еще сближен6ие происходит в совместных делах и в
школе и дома.
В категории наших семей эффект потрясающий: и дети и родители очень
гордятся своими семьями, родителями, детьми. Меняются детско-
родительские отношения , отношение к школе: в нас не видят врагов, а
помощников, понимающих, сочувствующих, поддерживающих,
выручающих.
Работа идет взаимно интересно, так как педагоги так же находятся внутри
данной системы, познают и развиваются вместе, многому учатся у семей,
своих учеников.
Любая работа в нашей школе с определенного момента связана с семьей.
Носит духовно – нравственную направленность. И во всем – любовь.
Помним, что «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их
спасение» (святитель Иоанн Златоуст), а семья и школа в первую очередь.
«Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни
законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств» -
Иоанн Златоуст.