Напоминание

"Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"


Автор: Хамматшина Лилия Вакильевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: р.п. Чишмы Республика Башкортостан
Наименование материала: Внеклассное мероприятие (КВН)
Тема: "Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие(квн) по теме: «Часть речи,

причастная глаголу в образе прилагательного».

Цель: систематизация знаний о причастии; закрепление умения определять

грамматические признаки и правильно писать орфограммы в

причастии; пробуждать интерес к русскому языку.

Ход мероприятия

I.

Организационный момент.

II.

Слово учителя с элементами беседы.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по назначению напоминаю.

(П.Чесноков.)

- О чём эта загадка? (О причастии.)

Далее внимание обращается на тему, записанную на доске.

Причастие – это «часть речи, причастная глаголу

в образе

прилагательного». (В.Даль.)

- Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?

(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)

III.

Сообщается тема и цель мероприятия, уточняется его форма.

IV.

КВН.

1. Представление команд. (Название команды, девиз).

2. Разминка. Участникам в течение одной минуты предлагается

дать как можно больше правильных ответов на поставленные

вопросы (вопросы в приложении).

3. Страдать или действовать. Определить, какие из данных

причастий действительные, а какие страдательные. Вставить

пропущенные суффиксы.

желте…ая рожь

хран…мый документ

верну…ийся отец

возвращ…ый журнал

колос…аяся пшеница

постро…ое здание

вырос…ий луг

засуш…ые растения

кле…ая коробочку девочка

отня…ая игрушка

4. Домашнее задание. Взять любые произведения народного

творчества (сказки, пословицы, частушки и т.д.). Выписать

небольшие отрывки, найти в них причастия и охарактеризовать

их.

5. Конкурс капитанов. Н или НН? Выберите условия написания

этих букв в причастиях и прилагательных.

Жаре…ые мамой пирожки

Пирожки пожаре…ы

Продавали жаре…ые пирожки

Лежали нежаре…ые пирожки

Маринова…ые грибы

Грибы маринова…ны

Тяжело ране…ый боец

Боец, ране…ый в плечо, тихо стонал.

Пече…ая картошка

6. Литературная викторина. Назвать причастия, указать автора и

названия произведений. (Произведения ранее вами изученные).

7. Не с причастиями. Объясните свой выбор. (В приложении)

8. Работа с текстом. В предлагаемый текст вставить где возможно

причастия или причастные обороты.

На картине Маковского изображена гроза. На небе большая серая

туча. Она закрыла почти все небо. Солнца не видно.

Ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь.

Перед нами крестьянские ребятишки. Они, очевидно, ходили

в лес за грибами.

У девочки в переднике много грибов. Её льняные волосы

растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у

неё маленький братишка. Он боится хоть на минуту оторваться от

неё. Сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до

деревни, прежде чем молния вспыхнет в черном небе, загрохочет

гром, хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике. Вот-вот

разразится гроза.

V.

Подведение итогов.



В раздел образования